Первые месяцы 2011 г. украинская металлургия провела бодро. Прошлогодние показатели были улучшены практически по всем параметрам. Но если выпуск стали, чугуна, проката возрос в стране лишь на несколько процентов, то производство труб увеличилось в полтора раза. Трамплином для такого прыжка послужили в первую очередь рост цен на нефть на внешних рынках, во вторую – некоторое оживление спроса на внутреннем.
Согласно данным объединения “Укртрубопром”, за январь-апрель в Украине произведено 740,6 тыс. т трубной продукции против 496,9 тыс. т за такой же период 2010 г. При этом главным генератором роста выступил Харцызский трубный завод. Предприятие превзошло показатель 2010 г. фактически в 3 раза, увеличив объемы выпуска с 71,4 тыс. до 210 тыс. т. Положительную динамику показали и все другие трубные производители страны, кроме крохотного “Труболита”, но до семимильной поступи ХТЗ им все же далеко.
Удача Харцызску улыбнулась еще в прошлом году, когда к украинским трубам большого диаметра проснулся интерес у российской «Транснефти». Трубопрокатных мощностей в самой России оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить все ее нужды, тогда нефтетранспортная компания и вспомнила о хорошо знакомых ТБД харцызской марки. В частности, последние линейные участки второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) были выложены как раз этими трубами. В 2011 г. сотрудничество ХТЗ и «Транснефти» продолжается по двум другим новостроям – Пурпе – Самотлор и Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Длина первого трубопровода – 429 км, он должен быть сдан в эксплуатацию в 2012 г. ВСТО значительно длиннее – 2100 км, и прокладывать его должны до 2013 г. Однако за каждый из этих километров украинским трубникам придется конкурировать не только с российскими, но и с китайскими и корейскими металлургами. Тем не менее даже в таком квартете, как подсчитали аналитики инвестгруппы “ТАСК”, ХТЗ может рассчитывать на ежемесячный заказ от Транснефти в пределах 14-17 тыс. т в месяц (это треть его нынешней загрузки) вплоть до 2013 г. (МинПром/Металл Украины) (Подробнее см. в журнале «Металл Украины»)