На Магнитогорском метизно-калибровочном заводе “ММК-Метиз” (входит в группу ОАО “ММК”) увеличилось производство стальной арматуры с использованием инновационных нанотехнологий. Такая арматура используется для производства железнодорожных шпал нового поколения. Традиционно железнодорожные шпалы производят со струнопакетами из 44 проволок диаметром 3 мм, изготовленными из высокоуглеродистой стали.
С ростом скоростей и нагрузок на транспорте обозначился переход на новую технологию с использованием всего четырех стержней диаметром 9,6-10 мм, которые по своим прочностным свойствам превосходят прежнюю конструкцию. Однако получение этих свойств связано с использованием высоколегированных марок стали с добавлением дорогостоящего ванадия. Благодаря совместной разработке команды специалистов ОАО “ММК-Метиз” и ученых Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова в результате механотермической обработки удалось получить те же прочностные свойства на обычной высокоуглеродистой проволоке, без добавления легирующих компонентов. Этот совместный проект ОАО “ММК-Метиз” и МГТУ им. Г. И. Носова по созданию высокотехнологичного производства стальной арматуры для железнодорожных шпал нового поколения на основе инновационной технологии термодеформационного наноструктурирования стал победителем всероссийского конкурса и получил государственную субсидию в 178 млн. руб. По результатам постановочных испытаний получено официальное заключение ВНИИ железнодорожного транспорта (Москва).
По словам директора ОАО “ММК-Метиз” Владимира Лебедева, производство нового вида арматуры постепенно увеличивается. Гарантированные заказы на этот вид продукции в настоящее время составляют 900 т в месяц. “Пока мы производим опытные партии, но в 2012 г. планируем получить технологию, которая позволит производить эту продукцию в промышленных масштабах” – сообщил руководитель ОАО “ММК-Метиз”. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины, СНГ, мира)