Во многих европейских странах бурый уголь занимает очень достойное место в национальных энергобалансах. Но в Украине в прошлом десятилетии его добыча практически прекратилась. Правда, в 2011 г. упущение начали исправлять. В стране появились новые проекты, возрождающие буроугольный промысел.
По оценкам Института общей энергетики НАН Украины, отечественные разведанные запасы бурого угля (лигнита) составляют от 6 до 8 млрд. т, из них 3,5 млрд. т находятся на балансе, а 1,4 млрд. т пригодны к добыче открытым способом. Основные залежи этого ресурса сосредоточены в Днепровском бассейне (прежде всего район Александрии в Кировоградской обл.), однако есть перспективные месторождения и во Львовско-Волынском бассейне, и в других регионах. В 1990 г. в Украине добывалось свыше 3,6 млн. т бурого угля в год. В 2008 г. этот показатель упал практически до нуля. Теперь буроугольная отрасль возрождается.
В стране сложилось устойчивое мнение, что при ее громадных запасах каменного угля нет смысла размениваться на лигниты, у которых ниже как теплотворность, так и стоимость. Таким образом, чтобы их сжигать в тепловой энергетике, необходимо дооборудовать существующие ТЭЦ. А чтобы заработать на буром угле, придется попотеть намного сильнее, ведь цены на него гораздо ниже, чем на традиционную каменноугольную продукцию (сегодня это примерно 288 грн./CPT за бурый уголь против 700-800 грн./CPT за энергетические угли марок «Г», «Д», «Р»).
Европейская практика, правда, такие стереотипы давно разрушила. Доля электроэнергии, полученной из бурого угля, составляет 30-35% в Румынии, Испании, Венгрии и более 50% – в Греции и Германии. Немцы в конце прошлого века построили два крупных энергоблока (на 800 МВт и 930 МВт), работающих исключительно на лигните. Подобные блоки, хотя и меньшие, работают также в других государствах ЕС. В соседней Польше, например, 5 тепловых электростанций построено в непосредственной близости от буроугольных разрезов. Совместно они потребляют до 50-70 тыс. т этих углей в сутки.
Но самая распространенная практика – это смешивание лигнита с более теплотворным топливом, т. е. с тем же энергетическим углем. Украинские электростанции пробовали работать на такой смеси, но позитивным этот опыт не назовешь. Хотя в 1998-2002 гг. Ладыжинская ТЭС иногда получала до 30 тыс. т рядового бурого угля в месяц. Он сжигался вместе с 20% газового угля, но все равно влажность бурого компонента превышала сушильную производительность мельниц станции. Поэтому ему вскоре дали от ворот поворот. Опыт поставки на Углегорскую ТЭС смесей рядового бурого угля с углями марок «Г» и «Ж» опять же не получил развития из-за дороговизны последнего, влажности смеси в целом (более 18%) и низкой калорийности (менее 4200 ккал/кг).
Директор Энергетической инвестиционной компании (ЭИК) Василий Терещенко утверждает, что все перечисленные проблемы решаемы. Просто в прошлом смеси для ТЭС готовили с недостаточным учетом их эксплуатационных требований и без рекомендаций профильных институтов. Со своей стороны ЭИК (крупнейший на сегодня добытчик лигнитов в Украине, охватывающий 90% долю этого рынка) предлагает новый рецепт “коктейля” из каменноугольного концентрата и предварительно подсушенного на ЦОФ бурого угля в пропорции 60:40. По словам В. Терещенко, эта смесь на 250-300 грн. дешевле углей газовой группы и в то же время она соответствует запросам тепловых электростанций. Сейчас предложение находится на изучении Минэнергоугля. Хотя, возможно, после приватизации генерирующих компаний есть смысл говорить уже с их владельцами.
В утвержденной еще в 2008 г. модернизационной программе компании “Западэнерго” предусматривался ряд мер, направленных на применение бурого угля. В частности, установка новых шаровых мельниц польского производства на Добротворской ТЭС, масштабная реконструкция одного из блоков Бурштынской ТЭС и т. п. Однако по финансовым причинам программу не довели до логического финала. Зато новый котел, способный эффективно сжигать даже низкосортный уголь, введен недавно в эксплуатацию на Старобешевской ТЭС. Теперь она входит в число потенциальных клиентов украинских добытчиков бурого угля. Время от времени в Минэнергоугля возникает идея постройки совершенно новой электростанции исключительно под бурый уголь на одном из разрезов Александрии. Но такое удовольствие далеко не каждому по карману. Согласно подсчетам упоминавшегося уже Института общей энергетики сооружение подобной ТЭС мощностью 200 МВт потянет по нынешним ценам на 2-3 млрд. грн.
В результате компании, добывающие бурый уголь в Украине, ориентируются пока на экспорт. Западным покупателям экономически выгодно свой собственный бурый уголь разбавлять таким же, но украинским, и уже эту смесь поставлять энергетикам – дешевле получается. К примеру, для Словакии ввозить бурый уголь из Украины примерно вдвое дешевле, чем из Чехии. Даже если делать скидку на то, что у отечественного лигнита несколько ниже теплотворность и выше содержание серы, овчинка стоит выделки. Тем более что отказываться от импорта бурых углей Словакия никак не собирается. Эта страна потребляет около 3 млн. т буроугольного топлива в год, из них 20% – зарубежного происхождения. Занять эту нишу, хотя бы частично вытеснив оттуда чешские и польские поставки, – цель для украинских угольщиков вполне реальная.
В 2011 г. после трехгодичного перерыва возобновились и поставки украинского бурого угля в Венгрию. Но, похоже, рынками соседних стран данный энергоресурс не ограничится. Все больше интереса к нему проявляют китайские корпорации. Причем интерес этот неподдельный. В 2011 г. гости из Поднебесной посетили два основных региона Украины, где добывается бурый уголь. В ноябре делегация корпорации China Coal подписала меморандум о сотрудничестве в этой сфере с руководством Кировоградской области, а летом представители другой госкорпорации Tian Di изучали буроугольные перспективы Львовско-Волынского бассейна. Увиденным китайцы остались довольны, поскольку выразили готовность инвестировать средства в строительство новых шахт и разрезов по добыче лигнита. В каждом случае речь идет о капиталовложениях в $400-500 млн. Однако пока все буроугольное возрождение тянет на себе отечественный капитал.
На Кировоградщине Энергетическая инвестиционная компания разрабатывает один из участков Александрийского месторождения бурого угля, крупнейшего в Украине. Несмотря на то что оно весьма бурно осваивалось в 1960-е годы, его запасы все еще составляют 485 млн. т, из них 63 млн. т – для открытых разработок. На западе Украины в эксплуатации сегодня находится месторождение бурого угля возле села Иллинцы, которое осваивает одноименное ООО. В недалеком будущем ряды отечественных буроугольных регионов должна пополнить и Черкассая область. В 2012 г. здесь стартует разработка Мокрокалыгорского месторождения возле города Ватутино. Его балансовые запасы оцениваются в 7,8 млн. т. За год оно способно выдавать от 300 до 600 тыс. т бурого угля. Но это в потенциале.
В 2011 г. национальный объем добычи бурых углей составит около 50 тыс. т. В 2012 г., по прогнозам ЭИК, он может удвоиться, а в 2013 г. – достичь уровня в 300 тыс. т годовых. Хотя даже эта цифра крайне мала для такой страны, как Украина. Бурый уголь у нас никак не избавится от имиджа младшего, к тому же не совсем расторопного, брата. Воспринимать его в качестве серьезного энергоносителя не привыкли. И даже газово-ценовые кризисы и периодически возникающая в стране нехватка традиционного угля пока преодолеть это предубеждение не сумели. Хотя во многих странах, богатых одновременно и черным, и бурым углем, оба этих ресурса прекрасно уживаются друг с другом и одинаково любимы энергетиками. Как, например, в Польше, Чехии или Германии. (МинПром|Металл Украины, СНГ, мира)