Выплавка стали на украинских металлургических предприятиях снижается второй месяц подряд. В частности, в феврале металлурги произвели всего 2,456 млн. т стали, что на 12,5% меньше, чем в январе, и на 7,7% ниже, чем за аналогичный месяц прошлого года.
Аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Александр Макаров полагает, что отечественные металлурги сократили объемы производства в январе-феврале из-за низкого спроса на внешних рынках и ухудшения погодных условий. “По февралю основное падение все-таки произошло из-за холодов – замерзли порты, у предприятий возникли проблемы с доставкой сырья”, – подчеркнул эксперт.
По его мнению, в марте-апреле строит ожидать увеличения производства металла. “Производство по марту будет на 12-13% выше, чем в феврале. По апрелю ситуация пока выглядит также достаточно стабильно – хуже, чем в прошлом году, но и не так, как в минувшем феврале. На май сказать что-то тяжело, поскольку портфель заказов на этот месяц у предприятий пока не сформирован. В целом мы ожидаем, что производство останется на уровне апреля-марта – без особых изменений”, – прогнозирует эксперт.
В то же время А. Макаров выразил опасения, что ситуация на внешних рынках летом может ухудшиться. “Весной, как правило, наблюдается традиционное оживление на рынках металла, поскольку именно в эти месяцы начинается строительный сезон. Но сейчас ситуация в мировой экономике достаточно нестабильная, и каких-либо факторов, способных кардинально повлиять на ее улучшение, пока не предвидится, но в худшую сторону обстановка может поменяться просто на глазах”, – сказал он.
Эксперт “Case Украина” Евгений Дубогрыз назвал наступившие холода главной причиной снижения объемов производства у отечественных меткомпаний: “Причем плохие погодные условия одновременно повлияли и на спрос, и на предложение. В Европе из-за морозов и снежных заносов резко сократились объемы строительства. Фактически активная стройка шла только в Турции, где наблюдался стабильный спрос, и украинская заготовка на этом рынке даже подорожала за прошедший месяц в среднем на $20/т”.
Одновременно вызванные плохой погодой транспортные проблемы негативно отразились на деятельности предприятий. “Наблюдались перебои с поставками сырья, в частности железной руды и металлолома, а также угля”, – сказал эксперт. В качестве дополнительных факторов, негативно повлиявших на динамику февральского производства, Е. Дубогрыз назвал ограничение поставок угля со стороны Российских железных дорог на ПАО “Arcelor Mittal Кривой Рог” и проблемы с железнодорожными вагонами в Украине.
В то же время он выразил уверенность, что долговой кризис в еврозоне и проблемы с греческим госдолгом уже не оказывают существенного влияния на рынок. “Это постоянно действующий фактор, последние несколько месяцев на него уже никто внимания не обращает”, – сказал Е. Дубогрыз.
Говоря об ожидаемых весенних перспективах, эксперт подчеркнул, что объемы производства, безусловно, вырастут: “Сойдут снега, как минимум снимутся вопросы с поставками сырья внутри холдингов. Меньше будет проблем со спросом, в первую очередь со стороны Европы. Может быть, и ускорится решение проблем с вагонным парком, на что, правда, надежд мало”. По оценкам Е. Дубогрыза, в марте среднесуточная выплавка на отечественных меткомбинатах составит 88-90 тыс. т в сутки, что на 4-7% выше, чем в предыдущем месяце.
В то же время он обратил внимание, что традиционное весеннее оживление на рынках ранее, как правило, начиналось в феврале. “На протяжении пяти последних лет (за исключением 2010 г.) в феврале среднемесячное производство было выше, чем в январе. Как правило, это объяснялось пополнением складских запасов трейдерами в ожидании завершения новогодних праздников в Китае. Но сейчас пока спрос на внешних рынках остается слабым”, – добавил Е. Дубогрыз.
В свою очередь старший аналитик ИГ “АРТ Капитал” Дмитрий Ленда указал на несколько причин снижения производства. “Во-первых, депрессивное влияние на спрос продолжает оказывать негативная макроэкономическая ситуация в мире. Во-вторых, уровень запасов проката в портах остается высоким”, – подчеркнул он.
Эксперт также отметил, что сильные холода затруднили логистику и оказали депрессивное влияние на спрос в некоторых потребляющих отраслях. “Были также накладки с обеспечением вагонами, связанные с погодными условиями и внедрением новой модели использования вагонного парка вагонов «Укрзализныци», – напомнил он.
Д. Ленда считает, что весной производство стали может увеличиться. По его мнению, улучшение погодных условий окажет благоприятное воздействие на логистику и спрос. Также эксперт ожидает улучшения ситуации со снабжением вагонами: “Новая модель использования вагонов «Укрзализныци» пройдет проверку временем и станет более обкатанной и эффективной”.
“Многое будет зависеть от дальнейшего развития ситуации в глобальной экономике, которая является одним из основных детерминант спроса на сталь. Улучшение ситуации в экономике окажет повышающее влияние на спрос на сталь. Соответственно, негативная динамика мировой экономики будет понижательным фактором для спроса на сталь. И такой вариант развития событий является одним из рисков”, – резюмировал эксперт. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)