Металл Украины и мира

Украина: большинство защитных мер против импорта товаров касается металлургической продукции

В 2012 г. этот список может расшириться. Но с торговыми барьерами можно бороться, причем благодаря сразу нескольким инструментам. Экономисты сходятся во мнении, что мировой экономический кризис привел к росту торгового протекционизма со стороны всех основных стран. По словам замглавы совета Федерации работодателей Украины (ФРУ) Дмитрия Олейника, уже в 2009 г. и Евросоюз, и США, и государства группы БРИК – в т. ч. Россия – начали вводить новые заградительные меры. И это не только расследования импорта и ввозные пошлины, но и “косвенные” преграды типа ужесточенных стандартов качества. Подобная политика вполне уживается с нормами ВТО, ведь эта структура контролируется Западом, констатирует Д.Олейник. Двойные стандарты распространены и в СНГ, где много лет действуют различные двусторонние режимы свободной торговли. Всего же против отечественной продукции сейчас действуют 25 импортных пошлин, 4 специальные защитные меры, а также ведутся два антидемпинговых и два специальных расследования. Специальные расследования (и меры по их результатам) за рубежом инициируются при угрозе внутреннему рынку и (или) внутренним производителям – как и в Украине.

Вместе с тем, уточняет член промышленного комитета Верховной Рады Валерий Крайний, большинство мер введено до кризиса, а некоторые – еще при СССР (например, пошлина на поставки сухого карбамида в США). При этом 4 пошлины и 4 специальные меры введены Таможенным союзом (ТС) РФ, Беларуси и Казахстана, который заработал с 2010 г.; оба текущих специальных расследования также проводит именно ТС. Вот такая “братская политика”, сетует депутат.

Заградительные действия стран ТС очень ощутимы для украинских поставщиков: на рынки этих стран идет 40% нашего экспорта. В 2011 г. Таможенный союз ввел пошлины на ввоз из Украины стальных труб малого и среднего диаметра сроком до конца 2015 г., и одновременно обложил специальной пошлиной поставки отечественных нержавеющих труб. В связи с этим уполномоченный Кабмина по сотрудничеству с РФ и СНГ Валерий Мунтиян недавно обвинил Беларусь в блокировании импорта украинских нержавеющих труб в страны ТС – хотя обычно этот чиновник активно выступает за сближение нашей страны с Москвой и Минском, за интеграцию в ЕЭП и ЕврАзЭС.

По словам В. Мунтияна, сразу после принятия решения о спецпошлине летом 2011 г. была достигнута договоренность об ускоренном (3 мес.) пересмотре спецзащитной меры с целью замены на страновые квоты. “Тем самым, квоты должны были быть введены уже в 2011 г., притом надолго, лет на 7. Но пересмотр был закончен лишь 29 декабря 2011 г. – и спецпошлина сохранилась. Мы по-прежнему не можем возобновить работу в ТС, а наше рыночное место тем временем занимают китайцы”, – тревожится чиновник. В результате экспорт нержавеющих труб в Беларусь и Казахстан во II полугодии 2011 г. упал до 2 т (ранее за полугодие это было 100-125 т совокупно), а в 2012 г. полностью прекратился.

В 2010 г. продажи таких труб в ТС составляли 72% всего экспорта, и перекрытие этого направления наносит серьезный удар национальному производителю. Что же касается “крупнотоннажных” труб, то, несмотря на барьеры “братских республик”, их экспорт в прошлом году вырос на 28% и превысил 1,6 млн. т, хотя и в этой группе ТС потребляет основную часть общего объема (более 50%).

Итак, защитные меры (особенно со стороны традиционных потребителей) способны повлиять на целые отрасли. В. Крайний отмечает, что абсолютное большинство ныне действующих мер против товаров из Украины касается металлопродукции. “Все ведущие страны мира следят за ситуацией на своих металлорынках, и в кризис особенно содействуют крупным внутренним меткомпаниям, не стесняясь ни ВТО, ни черта лысого. Это все весьма чувствительно для Украины как крупного поставщика металла”, – сказал он.

В свою очередь, Киев может противопоставить протекционизму ряд инструментов различного уровня и содержания, сообщают аналитики. И вопрос не в диверсификации рынков сбыта, которая помогает страховаться от протекционистских рисков. По оценке экс-министра экономики Василия Ланового, обстановка на альтернативных рынках тоже может измениться, и переориентация окажется тщетной. В 2011 г. отечественный металлоэкспорт из-за сжатия спроса частично перенаправился с Турции и СНГ на ЕС. “Но Европа вступает в глубокий кризис, и вряд ли украинские метпредприятия смогут продавать сюда столько же, – комментирует В. Лановой. – Есть небольшие перспективы на Ближнем Востоке и в Китае, но там сильная конкуренция и достаточно собственных мощностей. В общем, в случае торговых барьеров дело не столько в экстенсивных географических изысках, сколько в борьбе с ограничениями. Базовая цель при этом – доказать, что исчезли или ослабели условия, послужившие поводом для заградительных мер”.

И тут могут пригодиться механизмы ВТО. Д. Олейник считает, что до сих пор Украина проигрывала от участия в этой структуре, открыв свои рынки импорту. Специалист уверен, что пора поставить вопрос о применении к нашей стране не только обязанностей, но и прав страны-члена. При необходимости Киев может обращаться и в комиссию ВТО по урегулированию споров, которая в последние годы занималась и “металлургическими” конфликтами. В 2012 г. в ВТО вступит и Россия. А значит, у нее будет меньше возможностей торгового давления на Украину. Тем более что Запад по-прежнему заинтересован поддерживать Киев в различных спорах с Кремлем.

Не будем забывать и о таком типовом приеме, как пересмотр защитных мер. По информации Минэкономторга, сейчас на стадии пересмотра находятся 6 антидемпинговых пошлин – по 2 в ЕС и Мексике, по 1 в США и Аргентине. Причем все эти процессы касаются импорта металлопродукции, и лишь в случае США это ферросплавы (ферросиликомарганец). Обычный срок пересмотра пошлин – 5 лет.

Кроме того, режимы зон свободной торговли (ЗСТ) допускают превращение антидемпинговых и других ограничений в квоты, акцентирует В. Мунтиян. “Мы оговорили это и при подготовке соглашения о ЗСТ с СНГ. К сожалению, пока что нам не спешат навстречу в этом вопросе”, – замечает он. Одним из показательных примеров квотирования является экспорт группой “Интерпайп” некоторых видов труб в РФ. И хотя в данном случае ежегодно приходится согласовывать с Москвой квоту на последующий календарный год, такой режим означает стабильный канал продаж.

Наконец, в феврале Верховная Рада приняла закон №8571 “О внесении изменений в ряд законов относительно защиты отечественных товаропроизводителей в ответ на дискриминационные и (или) недружественные действия иностранных государств, таможенных союзов либо экономических группировок”. Документ расширяет возможности действий в ответ на торговые и другие барьеры – с акцентом на чувствительных статьях импорта из “провинившихся” стран. ВР сможет открыто принимать решения о полном или частичном запрете торговли (т.е. эмбарго), о лишении режима наибольшего благоприятствования, льготного торгового режима. А Кабмин получает право самостоятельно вводить лицензирование импорта товаров.

Тем не менее аналитики допускают, что в 2012 г. под заградительные меры на внешних рынках может попасть еще несколько видов украинских товаров. По мнению В. Мунтияна, это может быть горячекатаный прокат при поставках в некоторые страны Юго-Восточной Азии. Также барьеры могут коснуться неметаллургического минерального сырья и продукции машиностроения. А в ФРУ добавляют: риск новых ограничений (в той или иной мере) есть по 37 товарным группам: от АПК до различного оборудования. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version