Металл Украины и мира

Украина: внедрение технологии вдувания пылеугольного топлива (ПУТ) в доменном производстве

Эффективность работы пущенных в отрасли в 2009-2011 гг. трех установок вдувания пылеугольного топлива пока далека от идеала. Прежде всего, пока не удается кардинально снизить расход кокса в домнах, что связано с отсутствием качественного сырья.

Внедрение технологии вдувания пылеугольного топлива в доменном производстве идет медленнее, чем ожидалось, и пока дает меньший, чем хотелось бы, экономический эффект. Сказывается то, что вдувание ПУТ для украинских метзаводов – технология, как это не парадоксально новая. Хотя первая в мире установка вдувания ПУТ была создана именно в Украине, к решению воспользоваться преимуществами данной технологии на практике отечественные металлурги подошли лишь в последние годы. И, тем не менее, процесс применения ПУТ постепенно решается и на нынешнем этапе особых технических “пробуксовок” у предприятий уже не вызывает. Другое дело – более глобальные сырьевые и энергетические проблемы, которые стоят перед метпредприятиями, рискнувшими пойти по пути внедрения данной технологии.

“Клуб” метпредприятий, внедривших ПУТ, за прошедший год не расширился. На технологию вдувания пылеугольного топлива переведены домны “Донецкстали” (2 ДП), Алчевского МК (2 ДП) и “Запорожстали” (3 ДП). Реализует проект также Мариупольский МК им. Ильича (ММКИ). Ввод в эксплуатацию комплекса ПУТ на всех его доменных печах планировался еще на начало 2011 г., но, по последним данным, ММКИ потребуется еще несколько месяцев для завершения строительных работ и наладки оборудования. Ориентировочно, во II полугодии 2013 г. ожидается внедрение ПУТ на еще одной домне “Запорожстали”, остановленной на ремонт (ДП№4). Планы внедрения вдувания ПУТ остальными предприятиями (ранее об этом заявляли “Азовсталь”, “Арселор Миттал Кривой Рог”, Енакиевский МЗ), пока, похоже, затормозились. Очевидно, отложены они и на Днепровском МК им. Дзержинского, ранее также заявившем о намерении освоить пылеугольное вдувание.

Использование технологии вдувании пылеугольного топлива – наиболее перспективный путь для уменьшения энергоемкости украинской металлургии, и, несмотря на возникающие трудности, оправдывает затраченные инвестиции. Если в среднем по отрасли расход скипового кокса на ту чугуна составляет 500 кг, то на предприятиях, внедривших ПУТ, в среднем по итогам 2011 г. показатель расхода кокса сокращен до 446-472 кг/т чугуна. Виден эффект и по экономии природного газа: лидером здесь является “Донецксталь”, где от использования этого дорогостоящего энергоресурса полностью отказались. На Алчевском МК и “Запорожстали” расход природного газа при выплавке чугуна после внедрения ПУТ сократился более чем в 2 раза.

И все же достижение мировых показателей эффективности пока остается недоступным. Передовой опыт в ряде стран позволяет при вдувании 150-200 кг угля на т чугуна сократить потребление кокса до 320-350 кг/т чугуна.

Украинские же метзаводы столкнулись с тем, что при увеличении объема вдуваемого ПУТ свыше 70-80 кг/т чугуна, объем потребляемого кокса уже не снижается, а наоборот, начинает возрастать. – 134 кг ПУТ на ту чугуна у “Донецкстали” – это хороший показатель, но при таком объеме вдуваемого пылеугольного топлива предприятие должно было бы иметь снижение расхода кокса до 380-400 кг, но на самом деле этого нет, – отмечают эксперты.

Ключевые причины недостаточной эффективности ПУТ в украинских реалиях – качество сырья и кокса. «Внедрение технологии вдувания пылеугольного топлива – многофакторный процесс и требует, в том числе, качественного железорудного сырья и металлургического кокса. У нас же качественное ЖРС идет на экспорт, а внутреннему рынку остается не самое лучшее. Кроме того, в Украине нет достаточного объема углей, пригодных для вдувания и для получения кокса требуемого качества», – говорит директор Института черной металлургии им. Некрасова, член-корреспондент НАН Украины Вадим Большаков.

В свою очередь, как отмечает главный доменщик ОП “Металлургпром” Валентин Захарченко, невозможно достичь необходимого качества ЖРС без кардинального обновления агломерационного производства. Все украинские аглофабрики построены еще в 50-х годах прошлого столетия и на сегодня их моральный и физический износ достигает 100%. Отсюда – высокое содержание мелочи в железорудном сырье, что ведет к снижению эффективности работы доменной печи, а зачастую и к аварийным ситуациям. Учитывая низкое качество кокса, эта проблема еще более обостряется при вдувании ПУТ, так как нет требуемой газопроницаемости столба доменной шихты.

Об острой необходимости строительства новых аглопроизводств говорится не первый год, однако сумма средств и сроки, необходимые для этого, продолжает отпугивать компании. По оценке специалистов ГП “Укргипромез”, строительство только одной новой аглофабрики без полного комплекса зданий и сооружений будет стоить дороже возведения с нуля современной доменной печи. Кроме того, строительство аглофабрики на старом месте не целесообразно, для этого необходимо новое место в пределах предприятия.

Требует обновления и инфраструктура ГОКов, в т. ч. нуждаются в реконструкции фабрики окомкования, однако сегодня, что в аглопроизводстве, что в добывающем производстве – процесс ограничивается поддержанием в рабочем состоянии имеющегося оборудования и даже это уже удается с трудом. Повысить качество кокса можно за счет импорта углей. Но и в этом процессе наметились сложности в виде очередных попыток государства “спасти” отечественный углепром.

Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко обратился к правительству с предложением ограничить импорт углей без учета марочного состава. Обоснованием для этого в министерстве называют избыток углей отечественной добычи, хотя большая часть профицита – это угли энергетических марок и частично – переходных марок, которые Минэнергоугля и предлагает использовать металлургам взамен импорта коксующихся. Во время дефицита ресурсов металлурги действительно боролись за получение хотя бы газовых углей. Однако на нынешнем этапе использование углей переходных марок в корне противоречит энергетической политике метпредприятий.

«Переходные марки больше всего вредят качеству кокса, потому что повышают реакционную способность и, соответственно, увеличивают его расход. Использовать эти угли в нынешней политике энергосбережения метпредприятий – это пагубная практика», – говорит генеральный директор объединения “Укркокс” Анатолий Старовойт.

Использование же технологии вдувания ПУТ кардинально повышает требования к шихте для коксования. По данным “Укркокса”, минимальная доля импортных углей в шихте для достижения рядового качества кокса должна составлять 25%, оптимальная для ПУТ – 40%. В 2011 г. доля импорта в общем объеме использованных углей для коксования составила 38%. При этом, как отмечает А. Старовойт, рост импорта углей в последние годы вызван не только стремлением повысить качество кокса, но и постоянным снижением объемов украинской угледобычи. В 2011 г., при росте производства метпродукции (и возросшей потребности в коксе) поставки украинских углей для коксования на КХЗ сократились по сравнению с 2010 г. на 4%, до 17,4 млн. т. Импорт углей для коксования в минувшем году вырос на 11%, до 10,4 млн. т. При этом, помимо сокращения поставок украинских углей, снизился также импорт из России: на 5% по сравнению с 2010 г., до 6,5 млн. т. В результате, выйти на бездефицитную ситуацию позволил только существенный (почти вдвое, до 3 млн. т) рост импорта углей из США и Канады. Львиную долю импортировал из дальнего зарубежья “Метинвест Холдинг”, меньшие, но вполне приличные объемы – Индустриальный Союз Донбасса, – сообщил А. Старовойт.

В 2012 г. как ожидается, соотношение поставок украинских углей и импорта сохранится на уровне прошлого года. «Пока мы не видим прорыва в углепроме. Сейчас в правительстве говорят о том, чтобы передавать в концессию государственные шахты, но, понятно, что в одночасье этого не произойдет. Если в 2012 г. наши угольщики нам добавят какое-то количество – мы, естественно, эти угли заберем, но в целом тенденция сохранится», – прогнозирует гендиректор “Укркокса”.

С использованием украинской сырьевой базы можно произвести только порядка 3,8 млн. т кокса, который соответствовал бы требованиям при использовании ПУТ. При 100% же переходе метпредприятий на технологию вдувания ПУТ, им ежегодно потребуется 10,5 млн. т кокса с высокими показателями качества и порядка 4 млн. т кокса обычного качества. Соответственно, при увеличении объемов выплавки чугуна с использованием ПУТ, спрос на отечественные коксующиеся угли неизбежно будет снижаться.

В том, что, несмотря на все болезни роста, металлурги будут продолжать идти по пути увеличения объемов вдувания ПУТ в доменные печи, сомнений не возникает.

«Параллельно с внедрением ПУТ необходимо улучшать качество кокса и ЖРС – в совокупности три эти фактора позволят исключить использование газа в доменном производстве и существенно снизить расход кокса, – отмечает А. Старовойт. Уверены вбезальтернативности этого пути и в “Металлургпроме”. Технология вдувания ПУТ себя оправдывает, даже несмотря на возникающие сырьевые проблемы, – отмечает, в свою очередь, В. Большаков.

«И хотя устранить одно из весомых препятствий на пути эффективности данной технологии (повышение качества ЖРС) пока не может даже благополучный в финансовом плане “Метинвест” (впрочем, он уже начал решать данную проблему), но рано или поздно жизнь заставит металлургов перестать “лежать в направлении мечты” и заняться реализацией и этих жизненно необходимых проектов», – уверены эксперты. (Ugmk.Info/ Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version