Металл Украины и мира

Украина: инвесторы хотят возродить проект строительства металлургического мини-завода в Белой Церкви

Несмотря на слабость внешнего и внутреннего спроса, у этого проекта есть определенные рыночные перспективы – как и у мини-металлургии Украины в целом. Но рисков пока все-таки больше. В середине марта глава «строительного» комитета Верховной Рады Владимир Рыбак зарегистрировал в парламенте проект постановления №5453/П об отзыве другого постановления, поданного в 2009 г., но так и не принятого. Изначальный документ касался приостановки строительства метзавода в Белой Церкви (Киевская обл.). Кстати, многие источники неверно называют данные документы законопроектами. Иными словами, завод предлагается «разрешить». Означает ли это, что инвесторы вернулись к идее строительства под Киевом нового металлургического мини-предприятия?

Когда-то это был довольно громкий проект. В докризисные годы в Украине строительство быстро развивалось, а значит, рос спрос на прокат строительного сортамента и повышалась его цена. Такая ситуация привела к появлению проектов мини-миллов – метзаводов ежегодной мощностью до 3 млн. т, ориентированных в основном на строительную номенклатуру. Базовая компоновка объекта предполагает электропечь для выплавки стали из металлолома и прокатные мощности.

Автором белоцерковского варианта выступил известный на металлоломном рынке холдинг «Евро Финанс Лтд». Ключевым конечным собственником холдинга является бизнесмен иранского происхождения Али Мохаммад Хани Омран. Сегодня пул включает более 10 ломозаготовительных предприятий в различных регионах страны, от Закарпатья до Запорожья. А значит, у инвестора есть готовая сырьевая база для стали. К тому же перед кризисом группа успела создать современные ломоперерабатывающие мощности и может использовать лом достаточно высокого качества, отметил президент Украинской ассоциации вторичных металлов («УАВтормет») Валентин Куличенко.

Плановая годовая производительность нового МЗ – 1,5-1,8 млн. т стали. Белая Церковь выбрана из-за близости к емкому металлорынку столичного региона. К тому же стоимость создания и содержания промышленного объекта здесь намного ниже, чем в самом Киеве. При этом есть неплохая железнодорожная, автотранспортная и энергетическая инфраструктура. Стоимость проекта в современных ценах превышает $600 млн.

В «УАВтормет» отмечают, что к весне 2008 г. были выполнены все подготовительные работы и сооружены инженерные сети. Затем началось собственно строительство, которое намечалось закончить в 2013 г. Но вскоре разразился экономический кризис, и работы свелись к минимуму.

Есть ли сегодня реальный шанс достроить и пустить объект? Эксперты называют несколько ключевых препятствий. Во-первых, это слабость рынков сбыта, связанная со спадом в строительной индустрии. Несмотря на рост объема строительных работ в 2011 г. на 11,1%, потребление стройсортамента остается вялым. А за первые два месяца этого года относительно января-февраля 2011 г отечественное строительство упало на 0,5%. На таком фоне прогнозы на 2012 г не слишком оптимистичны: общеэкономическая ситуация постепенно усложняется на фоне второй волны мирового кризиса, а проекты под Евро-2012 уже практически завершены. В таких условиях восстановление показателей строительной отрасли по результатам года в лучшем случае составит 5-6%, считает экс-министр экономики Владимир Лановой.

Уточним: к марту на украинском рынке возник дефицит некоторых типоразмеров арматуры (например, диаметром 8 мм) и фасонного проката. Но это связано не столько с активизацией спроса, сколько со РМаствем производства как раз ввиду низкого уровня потребления. Притом, по мнению В. Ланового, весь объем этого спроса может покрываться традиционными производителями («Арселор Миттал Кривой Рог», Макеевский МЗ), у которых и так наблюдается недогрузка мощностей. Во-вторых, констатирует аналитик ИК Dragon Capital Александр Макаров, у «Евро Финанс Лтд» нет денег на проект. «В 2011 г. компания пыталась продать свои металлоломные активы крупным интегрированным метхолдингам, но безуспешно. Нужно привлекать синдицированные кредиты или довольно дешевые западные займы, но это непросто, – говорит специалист. – В последнее время у проекта появился внешний промышленный инвестор, однако и он может обеспечить только стартовый капитал». К тому же при сегодняшних сниженных ценах на металл окупаемость подобного проекта достигает 10 лет, а это достаточно много.

В-третьих, в Украине (как и вообще в СНГ) уменьшается база ломозаготовки. Хотя в «провальном» для металлургии 2009 году внутренний спрос на лом уменьшился до 4,5 млн. т (при базе сбора 7,5-8 млн. т), уже в прошлом году отечественное потребление лома вышло на уровень 11 млн. т. И хотя не менее 30% этого массива составляет оборотный лом самих метпредприятий, дальнейшее восстановление металлопроизводства снова приведет к сокращению доступности лома. В этой связи вспомним, что до кризиса «Евро Финанс Лтд», кроме Белой Церкви, собирался построить мини-завод стоимостью 750 млн. долл. Еще и в Радивиловском районе Ровенской области. Сейчас об этом почти и не вспоминают.

Вместе с тем, как сказал А. Макаров, позитивным фактором выступает большая емкость металлорынка России. Здесь активно развивается строительство, поэтому в стране строится сразу несколько собственных мини-миллов (ближайшие – в Калужской области, Балаково, Армавире), а в Шахтах (Ростовская обл.) мощности уже пущены. Но, по экспертным оценкам, украинским поставщикам строительного сортамента удастся сохранить свои позиции. Несмотря на то что конкуренция на российском рынке растет и в ближайшие годы здесь будет избыток мощностей по арматуре и другому прокату строительного назначения. Что касается конкуренции конкретно с мини-заводами России, то известно, что на таких предприятиях себестоимость значительно колеблется в зависимости от цен на лом и других факторов. И у Белоцерковского МЗ постоянно будут возможности обыграть местных конкурентов. В итоге не менее 50% продукции белоцерковский завод может продавать именно в РФ, на известные металлургам Украины рынки приграничных регионов (Кубань, Дон, Воронежская, Курская, Брянская обл.). Кроме того, нашим металлопроизводителям выгодно то, что с российского рынка практически ушел Молдавский МЗ. Аналитики связывают это с высокой себестоимостью производства (+$100/т по сравнению с отечественными аналогами).

По этому поводу отраслевой специалист Владимир Пиковский напоминает о другом знаковом проекте – «Ворскласталь» группы Константина Жеваго. Предприятие проектной мощностью 3 млн. т заготовок из низко- и среднеуглеродистых сталей начало строиться в 2006 г., тогда его стоимость оценивалась в более чем 7 млрд. грн. Считалось, что именно здесь наиболее вероятен пуск первой в стране линии прямого восстановления железа по технологиям Midrex (США). Но и в этом случае, полагает А. Макаров, у собственников недостаточно средств для дальнейшего строительства. А привлечь внешние заимствования в современной обстановке сложно. По словам эксперта, «скорее всего, в ближайшее время работы по данному проекту будут идти очень медленно (или же заморожены). Хотя подготовлена базовая площадка и начато строительство». Если же брать действующие мини-МЗ, то операторы рынка сообщают: «Электросталь» (Курахово) владельцы пытались продать еще в 2011 г., но пока не смогли. А «Азовэлектросталь» делает рыночную ставку на литье, квадратную же заготовку здесь делают как дополнительный продукт. И перспектива ее выпуска будет зависеть от ситуации на рынке.

Наконец, в неоднозначном положении находится Донецкий электрометзавод, недавно купленный холдингом «Мечел». С одной стороны, наши собеседники сходятся во мнении, что покупатель способен успешно встроить новый актив в свою корпоративную систему, в т. ч. с прицелом на поставки в Европу. Ведь ДЭМЗ выпускает довольно качественные низколегированные стали, на которые есть спрос, отмечает А. Макаров.

Тем не менее и этот завод испытывает проблемы. Наряду со слабостью спроса проявляется и дефицит лома: в январе и феврале недопоставки этого сырья на предприятие достигали почти 50%. На таком фоне неудивительно, что, хотя сделка по ДЭМЗ и обошлась в $800 млн., уже сейчас актив стоит меньше, информируют инвестиционные аналитики. У украинской мини-металлургии есть и перспективы, и риски. Общая же картина напоминает современную ситуацию на металлорынках в целом – переплетение позитивных и негативных сторон при общей волатильности и неопределенности. Однако рискнем спрогнозировать: инвесторы и далее будут пытаться реализовать докризисные проекты мини-заводов, рассчитывая, что конъюнктура улучшится хотя бы через два-три года. И надеются встретить это улучшение с максимальной готовностью своих новых мощностей. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version