В настоящее время основными совладельцами ОАО “Запорожсталь” официально являются поддерживаемая “Внешэкономбанком” и инвестиционной компанией “Тройка Диалог” группа российских инвесторов и украинская горно-металлургическая компания “Метинвест”. Установление компанией Рината Ахметова частичного контроля над “Запорожсталью” эксперты считают самым важным событием в украинской металлургии 2011 г. На данном этапе сложно предсказать, как будут дальше развиваться отношения “Метинвеста” с россиянами (кто именно – до сих пор не известно), вошедшими в состав акционеров меткомбината в 2010 г. Также пока не ясно, как это скажется на самой “Запорожстали” и связанных с ней предприятиях.
До середины 2010 г. собственниками завода были две группы акционеров. Во-первых, 48% акций владела Midland Resources, принадлежавшая на паритетных условиях гражданину Израиля Эдуарду Шифрину и гражданину Канады Алекса Шнайдеру (оба родом из бывшего СССР). Во-вторых, около 46% контролировала так называемая “группа “Индустриалбанка”, в которую входили местные бизнесмены, связанные с менеджментом “Запорожстали” – председатель правления и генеральный директор “Запорожстали” Виталий Сацкий, а также Владимир Дворецкий, Артур Абдинов.
В начале 2010 г. появилась информация, что собственники договорились о совместной продаже принадлежащих им акций. В конце мая СМИ распространили сообщение о том, что предприятие купила группа “Метинвест”, в июне – что сделка с корпорацией Ахметова не состоялась, поскольку один из акционеров “Запорожстали” – Midland Resources предпочел последовать примеру совладельцев Индустриального союза Донбасса и продать свой пакет акций поддерживаемым “Внешэкономбанком” российским инвесторам. Этими “россиянами”, как выяснилось впоследствии, стали Atinia Ventures, Parborio Holdings, Belego Holdings, Sileni Trading и Equalchance Processing – пять оффшорок о которых в открытых источниках не сообщается ничего, кроме наличия у них пакетов акций “Запорожстали”. Так же как и в случае с ИСД, российские акционеры в 2010 г. так и не ввели своих представителей в руководство завода.
Через год с небольшим после данной сделки одним из совладельцев запорожского предприятия стал “Метинвест”. Согласно официальному сообщению, компания Metinvest B.V. “совместно с группой инвесторов” приобрела за $416 млн. 50% активов группы “Индустриалбанка” (доля “Метинвеста – $208 млн.) и заключила с “Индустриалом” соглашение о совместном управлении бизнесом, включая более 50% акций комбината “Запорожсталь”, а также ей “среди прочих инвесторов был предоставлен опцион по выкупу оставшихся 50% в горно-металлургическом бизнесе группы «Индустриал». Пакет акций, подлежащий выкупу, оценивается в $416 млн. (доля Метинвеста – $140 млн.). Срок действия опциона – до 4 августа. Что за “инвесторы”, с которыми Ахметов и Новинский на паях приобрели часть “Запорожстали” и планируют приобрести контрольный пакет, не уточнялось. Вполне возможно, что ими являются подконтрольные данным бизнесменам оффшорные компании.
В отличии от россиян, “Метинвест” практически сразу ввел “своих” людей на руководящие должности комбината. Финансовым директором стал Руслан Божко, ранее занимавший пост главы корпоративного финансирования “Метинвеста”. Прежний финансовый директор Александр Рабцун (один из акционеров “Индустриалбанка”) был назначен директором по снабжению, т. е. фактически понижен в должности. На заводе был создан директорат по безопасности, который теперь осуществляет контроль работы по договорам, тендерам, качеству сырья, топлива и т.д. Ключевые должности в данной структуре получили “метинвестовские” кадры, в частности, директором по безопасности был назначен Эдуард Белоусов, ранее работавший директором по безопасности Макеевского МЗ (ugmk.info 27.02.12). В целом, по подсчетам наблюдателей, в результате как новых назначений, так и перераспределения полномочий среди директората в руках менеджеров “Метинвеста” в настоящее время сосредоточено более 80% полномочий действующих членов правления “Запорожстали” (markets.eizvestia.com, 28.10.2011).
Следующим этапом вытеснения старых групп акционеров стало решение правления меткомбината “Запорожсталь” от 31 января об увольнении с должности председателя наблюдательного совета предприятия Эдуарда Шифрина. Формально – по собственному желанию. Правда, несмотря на то, что после увольнения Шифрина прошло более двух месяцев, эта должность так и оставалась вакантной. Из этого можно заключить, что компании Ахметова на данном этапе пока не удалось установить полный контроль над запорожским меткомбинатом.
Позиции акционеров от ВЭБа на “Запорожстали” изначально, т. е. и до вхождения в состав совладельцев “Метинвеста”, были слабее, чем на предприятиях ИСД, поскольку здесь их пакет не дотягивает до контрольного. Причем, согласно информации СМИ, Шифрин и Шнайдер накануне сделки с россиянами продали часть своих акций “Запорожстали” группе “Индустриал”, в результате чего в распоряжении последней оказалось около 55% акций комбината (ukrrudprom.com, 17.05.2010). То, что “Метинвест” теперь, согласно заявлению, участвует в управлении более чем 50% акций – косвенное подтверждение данной информации.
Можно отметить, что обе группы продавцов – и Midland Group, и “запорожцы” – при выборе покупателя всего руководствовались, скорее, не только чисто коммерческими мотивами, но и хотя бы отчасти политическими. Midland еще в 2007 г. продала принадлежавший ей завод “Красный октябрь” “РусСпецСтали”, получив при этом в РСС 25% + одна акция, а Эдуард Шифрин вошел в состав директоров “РусСпецСтали”. По неофициальным сведениям, тогда велись переговоры и о приобретении российской госкомпанией “Запорожстали”. Что касается группы “Индустриал”, то, по информации украинских СМИ, власти оказывали на нее давление с тем, чтобы заставить продать свой пакет акций “нужной компании”, т. е. “Метинвесту”.
Для “Метинвеста” установление контроля над ОАО “Запорожсталь” означает повышение доли продукции с высокой добавленной стоимостью, а также дополнительные возможности для сбыта железорудного сырья. Комбинат производит горячекатаный и холоднокатаный лист толщиной 0,5-7,0 мм из углеродистых, низколегированных, легированных и нержавеющих сталей. До кризиса он выпускал порядка 3,5 млн. т чугуна, 4,5 млн. т стали, 3,5 млн. т проката и 5,5 млн. т агломерата. Правда, в 2009-2010 гг. завод сократил производство в среднем на 25%, и в 2011 г. докризисные показатели не были достигнуты. Если учесть, что в 2011 г. украинские предприятия “Метинвеста” произвели 12,4 млн. т чугуна, 14,4 млн. т стали, свыше 12 млн. т готового проката, то поглощение “Запорожстали” для данной компании означает наращивание мощностей в Украине по производству металлопродукции приблизительно на 20-25%. Кроме того, появляется возможность расширить ассортимент продукции, в частности, увеличить мощности по выпуску листа.
С точки зрения решения проблемы обеспечения сырьем для самой “Запорожстали” вхождение в состав “Метинвеста” является оптимальным вариантом. В силу чисто географических причин украинской компании проще обеспечить комбинат сырьем, чем любому российскому собственнику, за исключением разве что “Евраз групп”, у которой и без новых приобретений хватает финансовых проблем.
Недостатком запорожского меткомбината является его отсталость даже по украинским меркам, и соответственно, высокая себестоимость производимой продукции. В частности, на заводе сталь до сих пор выплавляется исключительно мартеновским способом. О намерении провести до 2012 г. широкомасштабную реконструкцию сталеплавильного производства, включающую в себя строительство конвертеров, МНЛЗ и установки “печь-ковш”, на предприятии заявляли еще в 2005 г. Но с тех пор дальше заявлений дело так и не продвинулось, а срок отказа от мартенов был перенесен на 2018 г. В целом, по оценкам экспертов, для проведения модернизации “Запорожстали” – главным образом, сталеплавильного передела, необходимо не менее $1,8-2,5 млрд. Сумма значительная даже для “Метинвеста”. По оценке аналитиков инвесткомпании Renaissance Capital, капиталовложения, необходимые для “Запорожстали” в сочетании с другими потребностями “Метинвеста могут в среднесрочной перспективе привести к значительной потери свободных денежных потоков.(www.ugmk.info,20.10.2011)
Некоторые эксперты высказывают предположение, что “Метинвесту” было бы выгоднее вообще закрыть сталеплавильное производство на запорожском предприятии, которое после этого сконцентрируется на производстве листового проката из заготовок с Енакиевского МЗ и ММК им. Ильича. Именно так компания поступила ранее с Макеевским метзаводом. В этом случае теряется часть синергетического эффекта, а именно: дополнительные возможности для сбыта ЖРС. Так что можно предположить, что мартены на “Запорожстали” будут работать до тех пор, пока выплавляемая ими сталь находит рынки сбыта. Хотя рано или поздно их придется остановить.
Следует иметь в виду, что так называемая группа “Запорожсталь” включает в себя не только собственно комбинат, но еще и ряд других предприятий в смежных отраслях. В частности, она контролирует:
1. В железорудной отрасли: ЗАО “Запорожский железорудный комбинат”. Комбинат производит порядка 4-4,5 млн. т аглоруды в год. Особую ценность ЗЖРК придает то, что он разрабатывает Южно-Белозерское месторождение, где шахтным способом добываются не требующие обогащения богатые железные руды со средним содержанием железа 55,7-62,8%.
2. В угольной и коксохимической отраслях: коксохимический завод “Запорожкокс” – предприятие с полным технологическим циклом переработки коксохимических продуктов, производит свыше 1 млн. т кокса в год. Обогатительная фабрика по переработке коксующегося угля ЦОФ “Шолоховская” в Ростовской области. Лицензия на строительство угольной шахты в Ростовской области “Быстрянская 1,2”. Предполагается, что шахта будет ежегодно добывать 750 тыс. т коксующегося угля марки “ОС”, ее запасы составляют примерно 45-50 млн. т, мощность пласта – 1-1,2 м. Изначально планировалось, что добыча угле на шахте начнется в 2010 г. Впоследствии сроки пуска несколько раз переносились. По последним сведениям, введение в шахты в строй запланировано на начало 2013 г. (www.rg.ru, 27.03.2012).
3. Огнеупорная отрасль: предприятие по добыче каолина и огнеупорных глин горнодобывающая компания “Минерал” со среднегодовым объемом добычи глины 380 тыс. т, каолина – 350 тыс. т, песка – 470 тыс. т. Два огнеупорных завода – “Запорожогнеупор” и Часовоярский огнеупорный комбинат, которые совокупно выпускают свыше 600 тыс. т продукции ежегодно, что составляет порядка 40% украинского производства огнеупоров.
4. Трубная отрасль: Луганский трубный завод. Единственный в Украине завод – производитель труб с двухсторонним цинковым покрытием. Проектная мощность – около 500 тыс. т в год, реальное производство – на уровне 200-250 тыс. т в год. Работает на давальческом сырье: штрипс под весь производственный цикл поставляет “Запорожсталь”. НПО “Трубосталь”. Производит центробежнолитые, холоднодеформированные и крутоизогнутые трубы, а также ряд других видов продукции.
5. Несколько ломоперерабатывающих предприятий.
6. Сеть трейдинговых компаний и металлобаз в СНГ и других странах.
Соответственно, новые совладельцы “Запорожстали” – как связанные с ВЭБом, так и “Метинвест”, теперь опосредованно являются совладельцами и этих предприятий. Правда, официальная доля “Запорожстали” в большинстве указанных компаний составляет порядка 20-40%, остальное контролируются через оффшоры, поэтому определить реальные доли той или иной группы акционеров, как новых, так и прежних, еще сложнее, чем для запорожского меткомбината.
При этом “Запорожкокс” и раньше был связан с компанией Рината Ахметова: 25% акций принадлежат Metinvest B.V., а около 50% – оффшорам, которые наблюдатели связывают с данным бизнесменом. К настоящему моменту компания Ахметова установила контроль над сбытом, по крайней мере, одного из предприятий “группы “Запорожсталь”. ООО “Метинвест Евразия” (оптово-розничный канал сбыта группы “Метинвест” в РФ) начало реализацию электросварных труб производства ПАО “Луганский трубный завод” на российском рынке. Уровень износа оборудования большинства данных предприятий довольно высокий и, следовательно, они нуждаются в инвестициях. Достроить в конце концов угольную шахту в Ростовской области тоже было бы желательно.
В целом можно констатировать, что за меткомбинат “Запорожсталь” и другие предприятия группы ведется борьба, в которой ни одна из сторон не стремится раскрывать имеющиеся у нее карты. На данном этапе позиции “Метинвеста” выглядят сильнее, но как будут дальше развиваться события, не ясно. Стороны могут договориться о паритетном управлении предприятиями группы “Запорожсталь”, а могут поделить активы: часть предприятий отойдет к “вэбовцам”, а часть – к “Метинвесту”. Ряд наблюдателей высказали предположение, что, “Метинвест” может обменять имеющиеся у него акции “Запорожстали” на какой-либо из заводов ИСД. Не исключено, что у Рината Ахметова с партнерами такие планы имеются, но представляется маловероятным, что на подобный обмен согласятся россияне: более современные заводы ИСД привлекательнее, чем запорожский комбинат, для любого собственника.
Если ни одна групп акционеров так и не получит решающего контроля, есть опасность, что никто не захочет вкладывать существенные средства в модернизацию комбината. В результате “Запорожсталь” рискует в среднесрочной перспективе, после вывода из строя мартенов, превратиться в прокатный завод, а в долгосрочной – вообще остановиться. Если отношения между совладельцами будут конфликтными, это произойдет почти наверняка.
Недостатком окончательного вхождения “Запорожстали” в состав “Метинвеста” является, пожалуй, продолжение концентрации, точнее, монополизации украинского ГМК в одних руках. Это относится не только к самому меткомбинату, но и к другим предприятиям группы. Позитив здесь в том, что собственником становится крупная профильная компания с прочным финансовым положением; следовательно, повышаются шансы на будущую модернизацию. Судить о плюсах и минусах от перехода меткомбината в полную собственность акционеров “от ВЭБа” практически невозможно, поскольку до сих пор не известно, кто и с какой целью при поддержке российских госструктур скупает украинские предприятия. (Rusmet.ru/Металл Украины, СНГ, мира)