Металл Украины и мира

Украина: производственные и финансовые достижения ОАО «Полтавский горно-обогатительный комбинат» (ПГОК) в посткризисный период омрачил судебный конфликт его бывших и нынешних акционеров

Пока его развитие не отражается на текущей операционной деятельности одного из крупнейших экспортеров ЖРС в Восточной Европе. Однако ситуация может измениться. История взаимоотношений между холдингом VS Energy, принадлежащим группе российских предпринимателей во главе с экс-вице-спикером Госудумы РФ Александром Бабаковым и швейцарской Ferrexpo AG депутата Верховной Рады от “БЮТ – Батькивщина” Константина Жеваго, началась в 2002 г. Тогда россияне уступили свой пакет в 40,19% акций ОАО “Полтавский ГОК” за $25 млн. Сделка была оформлена через кипрские оффшоры Gilson Investments Ltd., Emsworth Assets Ltd., Calefort Developments Ltd. и Trimcrоft Services Ltd. со стороны продавца и Eastcoast United Inc., Statex Corp., Newport Inc., Sayers Holdings Ltd. – со стороны покупателя.

Все были довольны 5 лет, но в 2007 г. россияне решили, что К. Жеваго должен им доплатить за пакет акций ПГОКа. Владелец Ferrexpo так не думал, и начались судебные разбирательства. Первый раунд остался за VSЕ. Хозсуд и Апелляционный хозсуд Донецкой области, а затем и Высший хозсуд Украины поочередно признали неправомерность владения 40,19% ПГОКа со стороны структур Ferrexpo.

Однако в кассации россияне проиграли и последовал второй раунд выяснения отношений. Теперь уже Фемида в первой и апелляционной инстанции была на стороне К. Жеваго. Осечка произошла в апреле 2010 г. в ВХСУ, когда были отменены решения нижестоящих хозсудов. Но и этого оказалось недостаточно для возвращения спорного пакета российской группе. И в октябре 2011 г. она начала новый судебный процесс, добиваясь признания недействительными решений общего собрания акционеров ПГОКа от 20 ноября 2002 г. – чтобы вернуть разделение долей собственности к исходному варианту.

В ответ Ferrexpo инициировала разбирательство по данному делу в Высшем суде Великобритании. Но и здесь уже в марте нынешнего года принято промежуточное решение не в пользу нынешнего владельца ПГОКа.

Британский суд отложил рассмотрение иска до окончания процесса в Украине по новому иску связанных с VSE кипрских оффшоров. В Ferrexpo заявили, что считают такой вердикт неправомерным. А юридическая компания Lexwell, представляющая в Лондоне интересы VSE в лице его кипрских оффшоров, утверждает, что британский суд не просто отложил рассмотрение иска Ferrexpo, а вообще отказался принять его к производству. По версии юристов VSE, Высший суд Великобритании признал неубедительными доводы Ferrexpo о необходимости рассмотрения дела в Великобритании, указав на преимущественную компетенцию украинских судов.

Ferrexpo не согласилась с этим и попыталась обжаловать решение британского суда. На данном этапе прошение об апелляции было отклонено судьей Эндрю Смитом, сообщили в Lexwel. Однако оговорка “на данном этапе” указывает, что точка в британских баталиях по правам на 40,19% пакет ПГОКа еще не поставлена.

Как бы там не было, задача, которая стоит сегодня перед Ferrexpo, является чрезвычайно сложной, отметил советник международной юридической группы AstapovLawyers Евгений Блинов в комментарии МинПрому. По его словам, Ferrexpo уже де-факто проиграла дело о признании договора о купле-продаже акций ПГОК в украинских судах, и решение ВХСУ от 21 апреля 2010 г. является обязательным к исполнению. “Учитывая то, что сам актив находится в Украине и его акции зарегистрированы в Украине, у VS Energy есть широкие возможности по принудительному исполнению данного судебного решения”, – подчеркнул представитель AstapovLawyers.

Он указал, что детали инициированного Ferrexpo процесса в Великобритании неизвестны, но из состава его участников видно, что Ferrexpo в английском суде выступает от имени своей холдинговой структуры Ferrexpo AG, а не от ряда кипрских компаний, участвовавших в рассмотрении дела украинскими судами и выступавших сторонами по договору о купле-продаже акций.

“При таких условиях речь, видимо, идет о так называемом “деривативном иске” Ferrexpo AG как лица, контролирующего данные компании”, – предположил Е.Блинов. По его мнению, последнее решение английского суда явно не на руку Ferrexpo, так как она фактически решила дождаться завершения текущих судебных процессов в Украине.

“Скорее всего, под такими процессами подразумевается иск VSE об отмене решения общего собрания акционеров ПГОКа, рассмотрение которого отложено до 12 июня. Таким образом, английский суд, скорее всего, согласился с юрисдикцией украинских судов в вышеуказанных процессах и ожидает получения вступивших в силу судебных решений”, – пояснил Е. Блинов.

Он также обратил внимание, что решение английского суда будет очень сложно исполнить в Украине, так как у Англии и Украины отсутствует договор о взаимном признании судебных решений. “К тому же в последнее время возникает практика непризнания украинских судебных решений английскими судами, в частности, по одному из дел, в котором участвовала НАК “Нафтогаз Украины”, – подчеркнул представитель AstapovLawyers. По его мнению, непризнание английскими судами решений их украинских коллег свидетельствует об отсутствии принципа взаимности, что в свою очередь дает основания для непризнания решений английских судов в Украине.

Старший аналитик компании Astrum Investment Management Юрий Рыжков в комментарии выразил мнение, что судебные разбирательства вокруг прав собственности на пакет акций ПГОКа не отразятся на его текущей производственной деятельности и финансовых результатах. “Чтобы влиять на ситуацию в компании, необходимо иметь лояльных менеджеров в наблюдательном совете или совете директоров, а этого нет”, – пояснил он. При этом эксперт напомнил, что в результате последующей допэмиссии пакет акций, ранее принадлежавший структурам VSE, сократился примерно до 16%.

“То есть российский холдинг в любом случае не сможет кардинально менять стратегию развития ПГОКа. К слову, корпоративный конфликт вокруг группы “Донецксталь” в 2011 г. не помешал подконтрольным группе компаниям намного больше улучшить производственные и финансовые показатели, чем в среднем по отрасли”, – сказал Ю. Рыжков. И отметил, что ранее на работу ПГОКа пытались повлиять через воздействие со стороны органов власти, в частности, по вопросам соблюдения экологического и трудового законодательства. “Но это ни к чему не привело”, – подчеркнул представитель Astrum Investment Management. По его оценкам, в 2012 г. выручка ПГОКа уменьшится на 5-10% из-за ожидаемого снижения на 10-15% мировых цен на ЖРС. Также снизится и маржа прибыли компании.

Не вдаваясь в юридическую суть спора, можно отметить, что судебные успехи К. Жеваго в противостоянии с россиянами относятся к периоду руководства правительством лидером БЮТБ Юлией Тимошенко. Она имела определенное политическое влияние на судебную систему благодаря тогдашнему главе Верховного суда Украины Василию Онопенко, в прошлом – депутату ВР от БЮТБ. Кстати, в БЮТБ в то время входила и Украинская социал-демократическая партия, а ее почетным председателем как раз и был В. Онопенко. Но в 2010 г. после избрания президентом Виктора Януковича в судебной системе произошли изменения, лишившие былого влияния лояльные к БЮТБ фигуры. Это совпало с переменами в отношении Фемиды к участникам спора за пакет акций ПГОКа.

В то время как VSE, которая “пустила корни” в Украине еще в период президентства Леонида Кучмы, чувствует себя вполне комфортно – несмотря на заметное охлаждение отношений Киева и Москвы на официальном уровне. На это указывают последние приобретения группы. В I квартале она купила госпакеты в 45% и 50% акций в “Черновцыоблэнерго” и “Закарпатьеоблэнерго”.

К. Жеваго остается единственным представителем крупного бизнеса, который не покинул ряды БЮТБ после поражения Ю. Тимошенко на президентских выборах и отставки с должности премьера. Одновременно он является единственным представителем оппозиции, которого президент Виктор Янукович публично поздравил с днем рождения. Таким образом, возможности для маневра в политической плоскости у владельца Ferrexpo по-прежнему остаются.

А напряженность в украинско-российских отношениях, в том числе на экономическом уровне (блокирование импорта украинских стальных труб в страны Тамсоюза и запрет на ввоз украинского сыра в РФ), играет против VSE, которая не может рассчитывать на поддержку на межправительственном уровне. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version