Металл Украины и мира

Польша: ситуация в стальной отрасли

Стальное потребление в Польше практически вышло на докризисный уровень, и обещает расти даже после завершения проектов подготовки к Евро-2012. Залогом этому служит хороший тонус польской экономики – даже на фоне своих мощных европейских соседей.

Макроэкономика и реальный сектор

Польша остается одной из немногих стран ЕС, в которой сохраняется рост экономики, экспорта и внутреннего потребления. Валовой внутренний продукт страны (ВВП) увеличился на 4,31% в 2011 г., по сравнению с 3,75% в 2010 г. Рост польского ВВП в докризисный период (2006-2007 гг.) превышал 6%, и даже в 2009 г. экономика страны выросла на 1,8%. Основными драйверами роста экономики остаются растущие инвестиции и устойчивый внутренний спрос. Страна реализует ряд крупномасштабных инфраструктурных проектов, часть из которых связана с подготовкой к проведению чемпионата Европы по футболу 2012 г.

В структуре ВВП на долю промышленности приходится 33%, на сектор услуг – свыше 60%, и менее 5% – на сельское хозяйство. В промышленности наиболее развитыми отраслями являются машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, черная и цветная металлургия, углепром и химпром.

В 2011 г. уровень польской внешней торговли превысил докризисный уровень. Поддержку польскому экспорту оказало снижение курса злотого по отношению к евро. Существенной, но не критической проблемой Польши является достаточно высокий уровень государственного долга, который в 2011 г. составил 56,4% от ВВП, хотя это ниже установленного в ЕС порога в 60%. Инфляция в последние 6 лет только дважды превысила 4% (4,2% в 2008 г. и 4,3% в 2011 г.).

Торговое сальдо сведено с минимальным минусом (прирост импорта лишь незначительно превышает экспорт). Основные позиции польского экспорта – машиностроительная и транспортная продукция и оборудование, бытовая техника, агропродукция. Основные позиции импорта – машиностроительная продукция, химпродукция, минеральное сырье, топливо.

Одним из факторов экономической устойчивости Польши является ориентация ее внешней торговли на экономического лидера региона – Германию, чья экономика остается сравнительно стабильной, несмотря на кризис. Кроме того, высокую активность развили в стране азиатские компании, которые рассматривают Польшу как удобный плацдарм для продвижения своих товаров в ЕС. Помимо производства электроники и бытовой техники, японские, корейские и китайские компании интересуются также химическим и автомобильным секторами.

Среди крупных польских компаний, известных во всем мире, можно выделить нефтегазовую PGNiG, производителя меди и золота KGHM Polska Miedz, одного из крупнейших в мире производителей бульдозеров Stalowa Wola (в январе 2012 г. китайский производитель строительной и спецтехники Liugong закрыл сделку по приобретению Huta Stalowa Wola), гданськие судоверфи.

Динамика макроэкономических показателей Польши в 2008-2011 гг., % к АППГ

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. (прогноз)
ВВП 5,1 1,6 3,9 4,3 2,9
Потребление 6,1 2 3,5 2,1 2,4
Инвестиции 9,6 -1,2 -0,2 8,7 4,9
Экспорт 7,1 -6,8 12,1 8 5,1
Импорт 8 -12,4 13,9 6,8 4,2
Реализация промпродукции 3,6 -4,5 9 7,7 5,6

Источник: GUS, HIPH.

Строительство

Доля строительства в ВВП страны составляет порядка 7%. Сектор получил хорошую поддержку благодаря реализации проектов по Евро-2012, в рамках подготовки к которому было начато строительство и модернизация скоростных автотрасс, автомобильных дорог, включающих многочисленные мосты и тели и других объектов транспортной инфраструктуры, а также стадионов в Варшаве, Гданьске, Познани и Вроцлаве. Это обеспечило как минимум 4-х летний стабильный спрос на металлопродукцию в стране.

Динамика стройсектора Польши в 2008-2011 гг., % к АППГ

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
+6% +4% +9% +16,3%

Источник: ugmk.info

В 2011 г. объем строительных работ в Польше вырос по сравнению с предыдущим годом более чем на 16%. На подготовку объектов инфраструктуры (спортивные сооружения, автодороги, аэропорты и пр.) к проведению Евро-2012 в Польше было потрачено около 100 млрд. злотых (22,9 млрд. евро), – заявил глава комиссии физкультуры, спорта и туризма Сейма Польши Иренеуш Рась.

На долю строительного комплекса и производства металлоконструкций приходится порядка 46% всего стального потребления Польши, или 3,5-4 млн. т в год. Потребление конструкционной стали составило в минувшем году около 1,2 млн. т. 2011 г. стал удачным для компаний из сектора металлоконструкций благодаря масштабным инвестициям в инфраструктуру. По оценкам Польской палаты металлоконструкций, в минувшем году объем производства в отрасли вырос на 100 тыс. т и составил 1,35 млн. т.

Машиностроение

В автопроме, который выпускает до 800 тыс. легковых и свыше 50 тыс. грузовых машин в год, доминируют сборочные заводы компаний Fiat, Opel и Volskwagen. В 2011 г. при общем росте производства в автопроме почти на 14% выпуск легковых авто сократился на 6%, до 740 тыс. шт., грузовых – вырос на 15%, автобусов – на 11.5%. В 2011 г. в производстве металлических продуктов рост составил 18,5%, металлоконструкций – 24,8%. Правда, в секторе машиностроения в минувшем году был отмечен спад в 3,6%. Польша является одним из крупнейших производителей бытовой техники в Европе, экспортируя стиральные машины, холодильники и мелкую технику. Все крупнейшие производители бытовой техники имеют свои производственные площадки в Польше. В стране ежегодно выпускается свыше 3 млн. шт. стиральных машин, 2 млн. холодильников и морозильников, более 1 плит.

Стальное потребление

Согласно данным польской стальной ассоциации (Hutnicza Izba Przemys_owo-Handlowa, HIPH), в 2011 г. потребление стали в Польше выросло на 11% до 11 млн. т. Доминирующим получателем металлопродукции оставались строительный и транспортный сектор в связи с инвестициями в инфраструктуру.

В 2008-2009 гг. потребление стали в польской экономике снизилось из-за кризиса более чем на 30% – с 12 млн. т в 2007 г. до 8 млн. т в 2009 г. В этот же период производство стали Польше упал до самого низкого уровня за всю историю в 7,1 млн. т. По уровню потребления стали на душу населения (287 кг/чел в 2011 г.) Польша уже приближается к среднему уровню ЕС – 310 кг/чел, уже сегодня опережая Великобританию и Францию.

Динамика видимого потребления металлопродукции в Польше, млн. т

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Всего 12 11 8,2 9,8 11
Длинн. продукция 4,8 4,3 2,9 3,4 3,7
Плоская продукция 6,1 6,1 4,4 5,4 6,1
Трубная продукция 1,1 1,1 0,9 1 1,2

Источник: данные HIPH.

В 2012 г., по оценкам правительства, рост ВВП составит минимум 2,5% при инфляции в 2-3%. Перспективы польского рынка стали выглядят неплохо. Несмотря на завершение подготовки к Евро-2012 и снижение количества проектов в области инфраструктуры, спрос на сталь должен сохраниться в таких секторах как энергетика, железнодорожный транспорт, машиностроение, производство бытовой техники и металлообработка. В 2012 г. прогнозируется порядка 10% рост стройсектора и сопоставимый уровень инвестиций в железнодорожную инфраструктуру. По данным исследовательской фирмы “PMR”, в 2011 г. инвестиций в ж/д инфраструктуру возросли на 25% и составили более трех миллиардов злотых (700 млн. евро). В текущем году эта цифра может составить 3,5 млрд. злотых (800 млн. евро).

По прогнозу HIPH, в 2012 г. потребление стали в стране увеличится на 5,5% до 11,6 млн. т. Есть и более сдержанные прогнозы, согласно которым темпы роста видимого потребления может сократиться до 3% в основном из-за спада в строительной отрасли. Кроме того, есть основания ожидать и спада выпуска промышленной продукции из-за рецессии в еврозоне, на которую приходится свыше 70% польского экспорта. (Ugmk.Info/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version