Мировая практика доказывает, что лучших результатов достигают металлургические предприятия с оптимальной организационной структурой на базе вертикальной интеграции, подразумевающей наличие производств, относящихся к разным стадиям технологического цикла. Для отечественных металлургов объединение горнодобывающих, коксохимических и металлургических мощностей позволяет повышать конкурентоспособность конечной продукции на глобализированном мировом рынке.
В последнее десятилетие компании из разных отраслей экономики во всех развитых странах мира для укрепления конкурентных преимуществ, как на внешних, так и на внутренних рынках достаточно активно создают стратегические союзы. За счет объединения компетенций и ресурсов участников таких партнерств достигается синергетический эффект, позволяющий выиграть схватку за лидерство в своем сегменте. Попытки в одиночку вести конкурентную борьбу в период глобализации сегодня устарели.
Среди основных стратегий интеграции выделяют вертикальную, подразумевающую организационное объединение предприятий смежных технологических операций в рамках общей собственности. Выделяют регрессивную интеграцию, когда компании расширяют свою деятельность по направлению к поставщикам, и прогрессивную, подразумевающую объединение со сбытовыми компаниями.
Применительно к металлургии регрессивная интеграция позволяет снизить себестоимость конечного продукта общей технологической цепочки за счет непрерывности производства. Например, объединение операций плавки и проката значительно сокращает транспортные расходы, а также помогает избежать дополнительного нагрева стали. Регрессивная вертикальная интеграция снижает зависимость предприятия от поставщиков сырья, что особенно важно при случаях задержки поставок и необоснованного повышения цен на него. Прогрессивная вертикальная интеграция позволяет сокращать затраты на реализацию металлопродукции и повышать контроль над производством.
В целом вертикальная интеграция в металлургической отрасли (да и в других отраслях тоже) позволяет добиться значительного экономического эффекта, в первую очередь, за счет концентрации капитала и производства, единой инфраструктуры и возможности маневрирования капиталом, мощностями, потоками сырья и конечной продукции. Конечно, здесь есть и отрицательные стороны, среди которых бюрократизация, усложнение и рост управляющих структур, медленная адаптация к новым технологиям, низкая восприимчивость к колебаниям спроса.
Тем не менее, эффективность вертикальной интеграции, в частности в горно-металлургическом комплексе, подтверждена успехом ряда лидеров. Сегодня практически все крупнейшие сталелитейные корпорации мира имеют в своем составе, помимо непосредственно металлургических заводов, как правило, горнодобывающие предприятия, компании по выпуску ферросплавов, труб, метизов, стальных конструкций, валков, огнеупоров и т. д., а зачастую также и машиностроительные, транспортные и сбытовые организации.
Активно выстраивать вертикально интегрированные группы крупнейшие мировые металлургические корпорации принялись с повышением цен на железную руду, коксующийся уголь и металлолом, дабы уменьшить зависимость от сторонних поставщиков. Среди западных меткомпаний первой активную политику расширения сырьевой базы начала осуществлять, пожалуй, Arcelor Mittal, за последние годы приобретшая, в частности, два крупных железорудных месторождения в Африке. Среди азиатских корпораций аналогичную стратегию внедряют японские Nippon Steel и JFE, а также корейская POSCO. Высокую степень вертикальной интеграции имеет сегодня и китайская Baosteel.
В странах СНГ основные вертикально интегрированные металлургические компании – российские. Из шести холдингов, на которые приходится почти 80% всего производства стали и проката в России, четыре используют модель вертикальной интеграции бизнеса. Группа компаний НЛМК представляет собой вертикально интегрированную группу, контролирующую весь производственно-сбытовой процесс – от добычи сырья до поставки готовой продукции конечным потребителям. Активы НЛМК включают добывающие (группа полностью обеспечивает свои потребности в железорудном концентрате, флюсовых материалах и коксе. В ее состав входят: ОАО “Стойленский ГОК”, ОАО “Доломит”, ОАО “Стагдок”, ОАО “Алтай-кокс”), сталеплавильные и прокатные мощности (ОАО “НЛМК”, NLMK Indiana, ООО “ВИЗ-Сталь”, Steel Invest&Finance, DanSteel A/S, ОАО “НСММЗ”, ЗАО “УЗПС”, ЗАО “КНПЭМЗ). Это помогает группе сохранять статус одной из наиболее прибыльных металлургических компаний в мире.
Еще одна вертикально интегрированная металлургическая компания с активами в России – ОАО “Северсталь”. Компания состоит из 3 дивизионов: “Северсталь Российская сталь” (крупнейший актив дивизиона – Череповецкий металлургический комбинат), “Северсталь Интернэшнл” (сталеплавильные предприятия полного цикла и работающие на вторичном сырье мини-заводы в США) и “Северсталь Ресурс” (железорудные комбинаты “Карельский окатыш” и “Олкон”, угледобывающая компания “Воркутауголь” и проектный институт “СПб-Гипрошахт” в России, а также угледобывающая компания PBS Coals в США).
Крупнейшая в СНГ металлургическая группа “Евраз” также представляет собой вертикально интегрированную структуру. В состав компании входят три крупных российских предприятия: Нижнетагильский металлургический комбинат («Евраз НТМК») на Урале, Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат и Новокузнецкий меткомбинат, а также еще 6 метпредприятий в США и Европе. Кроме того, «Евразу» принадлежат три украинских коксохимических предприятия: “Баглейкокс”, ДКХЗ и “Днепрококс”. Горнодобывающее подразделение “Евраза” объединяет горнорудные предприятия ОАО “Евразруда”, Качканарский горно-обогатительный комбинат («Евраз КГОК») и Высокогорский горно-обогатительный комбинат («Евраз ВГОК») в России, горно-обогатительный комбинат ПАО «Евраз “Сухая Балка” в Украине, а также угольную компанию “Южкузбассуголь” в Западной Сибири. Собственная база железной руды и коксующегося угля практически полностью обеспечивает внутренние потребности компании.
Еще одна эффективная российская меткомпания с вертикально интегрированной структурой – ОАО “Мечел”, объединяющая около 30 промышленных предприятий и состоящая из 4 сегментов: горнодобывающего (ОАО “Мечел-Майнинг”), металлургического (13 метзаводов, крупнейший из которых – Челябинский металлургический комбинат), ферросплавного (4 предприятия) и энергетического (Южно-Кузбасская ГРЭС, ТЭЦ “Топлофикация Русе” (Болгария) и Кузбасская энергосбытовая компания).
Еще две меткомпании из российской “большой шестерки”, ММК и «Металлоинвест», хотя и не являются полноценными вертикально интегрированными группами, но активно повышают уровень своей вертикальной интеграции, приобретая новые и развивая собственные активы.
Для металлургических заводов Украины оптимизация организационных структур предприятий за счет использования вертикальной интеграции может стать одним из основных направлений выхода из затянувшегося кризиса. Ведь сегодня, по сути, для выживания на мировом рынке стали метпредприятиям уже недостаточно наличия широкой сырьевой базы и удобного географического расположения, за счет которых украинские металлурги выживали в прошлом десятилетии. Сейчас все чаще стали проявляться слабые стороны металлургической отрасли Украины, основные из которых – это неэффективные технологии и изношенные основные фонды, проблемы с транспортной инфраструктурой, дефицит качественного коксового угля, раздутость штатов работников на некоторых предприятиях, слабый внутренний рынок и т. д. Поэтому сегодня основное, на чем следует максимально сосредоточить свое внимание и за счет чего можно быть конкурентоспособным на высококонкурентном рынке стали, – это эффективность, которая включает в себя, в первую очередь, вертикальную интеграцию и модернизацию производства.
В настоящее время в горно-металлургическом комплексе Украины есть лишь одна вертикально интегрированная компания – “Метинвест”. Благодаря наличию в своем составе нескольких десятков компаний в Украине, Европе и США “Метинвест” сегодня контролирует каждый этап производственной цепочки: от добычи руды и угля, производства кокса, выплавки стали до выпуска плоского, сортового и фасонного проката, изготовления труб большого диаметра. Компания имеет в своем составе горнодобывающий (6 предприятий) и металлургический (11 предприятий) дивизионы. “Метинвест” сегодня обеспечивает себя коксующимся углем на 75%, доменным коксом – на 105% и ЖРС – на 200% и занимает 24-тое место среди крупнейших металлургических компаний мира по данным WSA. (Rusmet.ru/Металл Украины, СНГ, мира)