В отличие от производства и внешних продаж стальных полуфабрикатов и проката, в украинском секторе чугуна наблюдается стабильная ситуация. Объемы его выпуска в январе-мае соответствуют показателю за аналогичный период прошлого года, а при экспорте отмечается даже определенный подъем. Такой тренд эксперты объясняют тем, что при снижающихся ценах на сталь нашим метпредприятиям выгоднее наращивать в зарубежном сбыте долю продуктов нижних переделов. Украинский товарный чугун, при текущей конъюнктуре на рынках металлургического сырья, пользуется неплохим спросом у традиционных потребителей за рубежом.
По статистике Кабинета министров, за январь-май наша страна ощутимо сократила выпуск продукции высоких металлургических переделов. По сравнению с АППГ выплавка стали в Украине уменьшилась на 4,4% (до 14,04 млн. т), а производство металлопроката – на 7,7% (12,02 млн. т). За 4 месяца года приоритетные для наших метзаводов и комбинатов экспортные продажи стальной продукции снизились почти на 10% (7,53 млн. т) против января-апреля 2011 г.
Иная картина вырисовывается в отношении чугуна. За январь-май в стране было выпущено 12,09 млн. т этой продукции, что на 1% превысило аналогичный результат 2011 г. Четырехмесячный объем внешних продаж украинского чугуна вырос в годовом соотношении на 6,3%, до 562,4 тыс. т. Причем в апреле данный показатель увеличился по сравнению с мартом в 2,4 раза, а против апреля 2011 г. – почти на 10%.
Скачкообразный рост апрельского экспорта товарного чугуна вполне можно было бы свести к одним лишь знаковым особенностям этого рынка. Последний характеризуется осознанными периодическими замираниями: трейдеры по несколько месяцев накапливают партии в портах, ожидая выгодной конъюнктуры или крупного заказчика, с последующей массированной отгрузкой в короткий период. Скажем, еще в марте внешние поставки этой продукции из Украины демонстрировали снижение относительно предшествующего месяца на 17,9%, как и в феврале – на 33,9% по сравнению с январем.
“Рваная” динамика немало отличала зарубежные продажи украинского чугуна и в прошлые годы. Но сегодня все большее влияние на сегмент начинают оказывать и другие нюансы. Вот как объясняет складывающийся сейчас “чугунный” тренд старший аналитик ИГ “Арт Капитал” Дмитрий Ленда. Во время кризиса, когда потребление продукции с высокой добавленной стоимостью падает, Украина, как крупный экспортер стальных полуфабрикатов проката, снижает их производство. При этом в условиях глобального дефицита ЖРС потребители рассматривают различные варианты использования сырья для выплавки стали – с целью снижения затрат. Чугун же в какой-то степени является заменой ЖРС.
“При благоприятной конъюнктуре иностранным меткомпаниям бывает приемлемей закупить чугун на стороне (его транспортировка в чушках может обойтись дешевле, чем в случае с ЖРС – в пересчете на процент содержания железа) и не выплавлять его на своих мощностях из приобретаемого железорудного сырья. Для наших предприятий, которые располагают внутрикорпоративным доступом к ЖРС, в такие моменты выгодно увеличивать выпуск товарного чугуна”, – рассуждает аналитик “Арт Капитала”.
Кроме сохраняющегося в мире дефицита ЖРС увеличению продаж товарного чугуна способствует и наблюдающаяся сегодня конъюнктура по другому виду метсырья – лому черных металлов. По итогам мая был отмечены изменения в ценовых корреляциях между этими продуктами. Соотношение импортной турецкой цены на лом марки 3А к экспортной на украинский чугун выросло с 0,94 в апреле до 0,97 в мае. Другими словами, металлолом для местных потребителей стал дороже по сравнению чугуном. “Металлурги могут варьировать соотношение указанных материалов в шихте для выпуска стали. И чем больше цена на лом, тем выше потребность в чугуне как альтернативном сырьевом компоненте для сталеплавильного производства”, – утверждает Д. Ленда.
Аналитик ГП “Укрпромвнешэкспериза” Юрий Добровольский также увязывает усиление потребности в чугуне (а значит – и прирост в отечественном производстве данной продукции) с ситуацией на рынке металлолома, точнее, – с дефицитом его предложения по приемлемой цене. На фоне этого, по итогам 4 месяцев, доля чугуна в структуре сталеплавильной шихты меткомбинатов суммарно составила 756 кг/т, тогда как за аналогичный период 2011г. – 680 кг/т.
Нынешний же подъем в экспортных поставках украинского чугуна, по его мнению, немало обусловлен проблемами наших металлургов в сбыте стальной продукции. “Снижение спроса на прокат на внешних рынках вынуждает украинские метпредприятия ориентироваться на торговлю товарным чугуном для поддержания прибыльности своей деятельности. Тем более что главными его экспортерами выступают вертикально-интегрированными группы, владеющие собственным ресурсом железорудного сырья”, – констатирует эксперт.
Основной тон в формировании внешнего спроса на товарный чугун отечественного выпуска, по словам Ю. Добровольского, в текущем году задает Турция. Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, крупные меткомпании этой страны – Kardemir и Erdemir – значительно повысили объемы производства. (Первая из них, к примеру, нарастила выплавку стали в январе-марте относительно АППГ на 23,5%). Значит, возникла дополнительная потребность в сырье. В результате за три месяца Турция импортировала чугуна почти на 40% больше, чем в I квартале 2011 г.
“И одними из ключевых его поставщиков выступили украинские предприятия. Именно за счет роста спроса на турецком рынке и произошло увеличение зарубежных продаж нашего чугуна”, – подчеркивает представитель «Укрпромвнешэкспертизы». (По информации Кабмина, в апреле на долю Турции пришлось 53,6% в общеукраинском экспорте чугуна, или почти 113 из свыше 210 тыс. т).
Системные поставки товарного чугуна из Украины еще полтора-два года назад фактически сводились к одному лишь заводу “Донецксталь-МЗ”. В тот период его продукция могла занимать до 80% в украинском чугунном экспорте; в отдельные месяцы на внешние рынки уходило около 90% всего чугуна, выпускаемого на этом предприятии. Располагая весьма развитыми мощностями в доменном переделе (а также – доступом в рамках группы к собственному коксующемуся углю и коксу), на «Донецкстали-МЗ» еще до кризиса рассматривали данный сегмент металлоэкспорта в качестве одного из магистральных.
Этой стратегии на предприятии намерены придерживаться и в последующем. Как сообщало в мае ИА “Интерфакс-Украина” со ссылкой на бизнес-презентацию группы «Донецксталь», в 2012 г. компания планирует увеличить продажи товарного чугуна до 1,4 млн. т (в 2011 – 1,1 млн. т) и до 1,5 млн. т в 2013-2016 гг.
На текущий год такие планы отчасти можно объяснить недавним закрытием мартеновских мощностей на заводе, в результате чего высвободившиеся от передельной цепочки объемы чугуна и намерены предлагать рынку в качестве готового продукта, в чушках. На последующие – уже осознанной политикой концентрации товарного выпуска преимущественно на первом метпеределе. Ведь указанное увеличение чугунных продаж прогнозируется даже с учетом появления в группе к/в 2013 г. электрометаллургического комплекса с годовым объемом выплавки в 1 млн. т стали.
Но пока эти цифры – лишь на бумаге. К настоящему моменту «Донецксталь-МЗ», если и не утрачивает былые почти эксклюзивные позиции в зарубежном сбыте чугунных чушек, то вполне позволяет освоиться в сегменте иным украинским метпроизводителям. По данным «Укрпромвнешэкспертизы», уже в 2011 г. доля этой группы в украинском экспорте товарного чугуна составила 61% от общих 1,8 млн. т. В тот же период два предприятия группы “Метинвест” – ММК им. Ильича и «Азовсталь» – обеспечили в экспортных поставках этой продукции около 16 и 9% соответственно.
Тенденция к уменьшению активности «Донецкстали» по чугунному направлению отечественного металлоэкспорта сохраняется и в настоящем году. За январь-апрель удельный вес продукции завода в суммарном объеме внешних продаж украинского чугуна снизился до 58% (328 тыс. т). Одновременно с тем, в первые четыре месяца года доля ММК им. Ильича здесь составила 20%, МК “Азовсталь” – 11%, МК “Запорожсталь” – 6%, Енакиевского МЗ – 3%.
Как видно, суммарное участие предприятий, активами которых владеет «Метинвест», в поставках украинского чугуна за рубеж увеличилось на 10% по сравнению с итогом 2011 г., когда этот показатель равнялся 30%. “За счет вертикальной интеграции (свои ЖРС, уголь и кокс, необходимые для получения чугуна) группа добивается относительно невысокой себестоимости по данному виду металлопродукции. Это и позволяет ей успешно конкурировать с «Донецксталь-МЗ» и предприятиями из России и Бразилии при поставках товарного чугуна в такие традиционные регионы его потребления, как Турция, Италия и США”, – резюмирует Ю. Добровольский.
При всем том, нельзя утверждать, что для «Метинвеста» – как в случае с «Донецксталь-МЗ» – зарубежные продажи чугунных чушек могут быть возведены в ранг приоритетного сбыта. В первой из названных групп всегда делали акцент на стремлении производить и продавать металлопродукцию с как можно более высокой степенью добавленной стоимости. И фиксируемое ныне повышение роли товарного чугуна в структуре поставок предприятий «Метинвеста» – скорее вынужденный шаг в период неблагоприятных в целом трендов по стальным направлениям нашего металлоэкспорта. При улучшении ситуации со спросом на металлопрокат эта группа явно вернется к преимущественному использованию чугуна “по переделу” – для выплавки стали с последующим производством готового проката. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)