Металл Украины и мира

Европа: перспективы балканской металлургии

Большая часть металлургических предприятий бывшей Югославии, приватизированных в прошлом десятилетии, сейчас находится в кризисном состоянии. Металлургические предприятия на Балканах, так же как и во многих других странах мира, во время глобального экономического кризиса 2008-2009 гг. оказались в тяжелой ситуации и были вынуждены сократить производство. (Кстати, парфюмерия Балкан не почувствовала кризиса). В данном регионе положение многих предприятий по-прежнему остается сложным или даже ухудшилось по сравнению с 2009 г. Сумеют ли их новые собственники решить проблемы и наладить производство, пока не ясно. Можно, например, вспомнить, как чуть более года назад Болгария продала с четвертой попытки самый крупный в этой стране метзавод Kremikovtzi (проектная мощность – 2,5 млн. т стали в год). Ранее предприятие принадлежало Прамоду Митталу, младшему брату Лакшми Миттала. В 2009 г. завод был остановлен, а в 2011 г. его собственником стала зарегистрированная за месяц до заключения сделки компания Eltrade. Интересно, что данная компания имеет тот же адрес регистрации, что и другая болгарская компания Nadin-N – хорошо известный в стране трейдер, торгующий металлоломом. Новый собственник обещал возобновить производство, но так этого и не сделал.

Сербия в настоящее время пытается продать металлургическое предприятие Zelezara Smederevo, расположенное в Смедерево. Завод является одним из крупнейших метпредприятий в регионе, его мощности рассчитаны на производство 2,2 млн. т стали в год. В 2003 г. находящееся в то время в стадии банкротства предприятие за $23 млн. приобрела U.S. Steel. В 2006-2008 гг. Zelezara Smederevo производила 1,5-1,7 млн. т стали, порядка 1,7 млн. т горячего проката и почти 500 тыс. т холодного проката в год. В денежном эквиваленте это составляло около 5% от объемов выпуска сербской промышленной продукции и порядка 10-15% сербского экспорта. Помимо метзавода, в состав компании входят предприятия по производству жести в Шабаце (выпускает около 150-200 тыс. т продукции в год) и по добыче и переработке известняка в Кучево, а также порт на Дунае в Смедерево.

С 2009 г. предприятие работает нестабильно и является убыточным; по итогам 2011 г. убыток составил $200 млн. Убыточность связана с необходимостью импортировать сырье, из-за этого высоки издержки производства. Кроме того, сказываются сложная экономическая ситуация и высокий уровень конкуренции в регионе (в том числе и с поставщиками из России и Украины). В 2011 г. из-за возникших проблем U.S. Steel заявила о намерении покинуть Сербию, а в начале 2012 г. продала Zelezara Smederevo сербскому правительству за символическую цену $1.

Сразу после возвращения предприятия в госсобственность представители руководства Сербии заявляли, что к нему проявляют интерес ряд компаний, в том числе из СНГ. В числе наиболее вероятных претендентов на завод в Смедерево источники называли транснациональную корпорацию Arcelor Mittal и украинскую группу “Метинвест”. Правда, по информации сербских СМИ, не сами Лакшми Миттал и Ринат Ахметов интересовались Zelezara Smederevo, а их уговаривали стать инвесторами данного предприятия их сербские партнеры. Причем, к тому, чтобы заинтересовать сербским заводом Ахметова, подключили даже президента Украины Виктора Януковича (www.ekapija.com, 02.24.2012). Также в сербском информпространстве появилась информация о том, что потенциальные покупатели интересуются отдельными подразделениями, а не компанией Zelezara Smederevo в целом. Так или иначе, в конечном счете ни Arcelor Mittal, ни “Метинвест” заявок не подали.

В апреле сербское правительство официально объявило конкурс на привлечение стратегического инвестора для Zelezara Smederevo. Согласно публичному приглашению, условиями допуска к конкурсу были “вовлеченность в эксплуатацию железорудных месторождений, и/или других руд и/или производство чугуна, кокса, стали или ферросплавов”, а также наличие “консолидированного или неконсолидированного дохода за 2011 г. не менее 1 млрд. евро или стоимость активов от 1,5 млрд. евро”. Первоначально срок подачи заявок был 4 мая, но по просьбе компаний-участников он дважды переносился: вначале на 11 июня, а после – на 10 сентября.

Тендерную документацию на участие в конкурсе приобрели три компании – российская “Уральская горно-металлургическая компания”, зарегистрированная в Люксембурге “российско-чешская” компания United Pilsen и украинская группа “Донецксталь”.

Хотя Уральская горно-металлургическая компания и владеет предприятием по добыче железной руды ОАО “Богословское рудоуправление”, ее основной бизнес составляет цветная металлургия. В этом контексте не совсем ясно, каким образом приобретение проблемного предприятия черной металлургии вписывается в ее долгосрочную стратегию. В том, что УГМК реально заинтересована в приобретении Zelezara Smederevo, усомнились и некоторые эксперты. Например, аналитик “Уралсиб Кэпитал” Дмитрий Смолин высказал предположение, что целью участия тендере УГМК может быть создание иллюзии конкурса для компании United Pilsen (minprom.ua, 30.05.2012).

Что касается принадлежащей российскому бизнесмену Игорю Шамису United group, в состав которой входят металлургический завод Pilsen steel (Чехия) и машиностроительный завод “БумМаш” (Россия), то она вряд ли способна решить проблемы сербского завода. Данная компания, по крайней мере, насколько это известно из официальных источников, не владеет необходимыми сырьевыми ресурсами. Нельзя ее назвать и высокоприбыльной: “БумМаш” последние три года работал с убытком, Pilsen steel также не сверхприбыльное предприятие, (в частности, по итогам 2010 г. г. прибыль после налогообложения составила 6,4 млн. чешских крон или порядка $350 тыс.).

Наиболее вероятным из имеющихся претендентом на Zelezara Smederevo можно считать “Донецксталь”, в состав которой входят метзавод “Донецксталь”, а также ряд предприятий в угольной и коксохимической промышленности. Она и раньше поставляла сербскому заводу кокс. Свое положительное отношение к “Донецкстали” как возможному участнику в конкурсе еще весной высказывали представители сербских властей. Например, заместитель премьер-министра Сербии Йован Кробачич назвал “Донецксталь” “серьезным кандидатом”. Для самой украинской компании приобретение сербского метзавода будет означать повышение доли продукции с высокой добавленной стоимостью и приближение к европейским рынкам. Правда, некоторые эксперты высказывают предположение, что “Донецксталь” интересует только часть смедеревского комплекса, выпускающего горячий прокат, и сохранение рынка сбыта кокса в Сербии (www.azovpromstal.com, 31.05.2012).

Слабый интерес к Zelezara Smederevo со стороны крупных сталелитейных компаний можно объяснить его сложным финансовым положением, устаревшим оборудованием, и, как следствие, высоким расходом на сырье, а также недостаточно привлекательным ассортиментом продукции. Например, эксперты указывают на то, предприятие не производит оцинкованный лист. Для налаживания такого производства комбинату требуется около $80 млн. инвестиций. Захочет ли новый собственник, кто бы он ни был, решать данную проблему, пока не ясно.

Черногория конфликтует с известным российским предпринимателем Олегом Дерипаской из-за алюминиевого завода Kombinat Aluminijuma Podgorica и в очередной раз продала металлургический завод Zeljezara Niksic. Kombinat Aluminijuma Podgorica (КАP), а также аффилированный с ним комбинат по добыче бокситов в Никшиче (РБН) являются единственными предприятиями данной отрасли в Черногории. Мощности КАP рассчитаны на производство 120 тыс. т алюминия в год (докризисное производство – 110-120 тыс. т в год). На комбинат приходится около половины промышленного производства в данной стране, 15% ее ВВП и 80% товарного экспорта. В 2005 г. в ходе масштабной приватизации собственником контрольного пакета завода и добывающего предприятия стала En+ Group, входящая в ГК “Базовый элемент”. Компания Олега Дерипаски заплатила за черногорский алюминиевый комбинат 48,5 млн. евро. Еще примерно 90 млн. евро, согласно информации СМИ, ушли на погашение накопившихся долгов.

Вскоре между правительством Черногории и российским собственником начались конфликты. В частности, россияне заявили, что накануне сделки по приватизации правительство Черногории предоставило им неверную информацию о финансовом положении предприятия. Со своей стороны, представители бывшей югославской республики утверждают, что у En+ Group была возможность ознакомиться со всеми документами. Кроме того, поводом для конфликта стала цена на электроэнергию.

В 2009 г., после того, как разразился мировой экономический кризис, завод существенно снизил производство, а добыча бокситов на руднике в Никшиче сократилась более чем в десять раз: от свыше 650 тыс. т в докризисный период до 45 тыс. т. в 2009 г. En+ Group была вынуждена уступить правительству Черногории половину имеющихся у нее акций, и теперь каждая из сторон владеет 29,36% акций КАP и 31,82% акций рудника РБ. Правительство предоставило госгарантии по кредитам, а его представители вошли в советы директоров КАР и РБ. Кроме того, было достигнуто соглашение по цене на электроэнергию.

Но это не решило проблем: в 2010-2011 гг. уровень производства оставался существенно ниже докризисного. В частности, в прошлом году было выплавлено 92,8 тыс. т алюминия. Финансовое положение предприятия выглядит весьма тяжелым: по итогам первого квартала чистый убыток КАР составил 6,89 млн. евро, что в два раза больше убытка за аналогичный период прошлого года. Задолженность КАР составляет порядка 350 млн. евро, из них около 130 млн. евро были взяты под гарантии правительства. Долг КАР перед самим En+ по состоянию на начало года достигал 86 млн. евро.

В начале года правительство Черногории попыталось вернуть в госсобственность оставшийся у Дерипаски пакет акций за символическую цену 1 евро. Но EN+ отказалась возвращать завод без адекватной компенсации, сославшись на то, что вложила в КАР и рудник боксита более 200 млн. евро, из которых 175 млн. евро были направлены на покрытие операционных убытков, а 25 млн. евро – на модернизацию комбината и рудника (на официальном сайта “Базового элемента” сообщается, что с момента приобретения En+ Group направила на модернизацию завода и рудника, а также проведение природоохранных мероприятий более $40 млн.).

Отметим также, что у “Русала” периодически возникают конфликты и с другими государствами, на территории которых находятся его активы. Например, Гвинея недавно судилась с российским алюминиевым гигантом/то, чтобы вернуть в госсобственность горно-обогатительный комбинат Friguia (потом передумала). Украина судится, чтобы вернуть в госсобственность де-факто остановленный год назад Запорожский алюминиевый комбинат. Исходя из этого, можно предположить, что в каждом из этих случаев, по крайней мере, часть ответственности за состояние предприятий лежит на собственнике.

Не везет черногорцам и с черной металлургией. Единственный в стране сталелитейный завод Zeljezara Niksic (ZNK) был построен с целью обеспечения югославских вооруженных сил продукцией из высококачественной стали. Его производственная мощность составляет 380 тыс. т стали в год. В 2006 г. 66,7% акций завода приобрела зарегистрированная в Нидерландах компания Montenegro Specialty Steels. В середине 2000-х ZNK ежегодно выплавлял порядка 100-150 тыс. т металла, но в 2009-2010 гг. производство сократилось до менее, 100 тыс. т, а в 2011 г. практически прекратилось. Штат предприятия, в лучшие времена составлявший порядка 7 тыс. работников, к весне 2012 г. сократился до 320 человек. В 2011 г., после того как сумма долга завода достигла 193 млн. евро, он был объявлен банкротом и возвращен в госсобственность, а правительство взяло на себя часть долга в 32 млн. евро.

В 2012 г. Zeljezara Niksic трижды выставлялся на продажу. Первые две попытки снова приватизировать завод оказались неудачными несмотря на то, что представители черногорских властей заявляли, что интерес к заводу проявляют “компании из Германии, Украины, Турции, Словакии, Индии и России”. По-видимому, потенциальным покупателям показалась завышенной стартовая цена – 30 млн. евро. В третий раз она была снижена в два раза, в результате покупателем стала компания Toscelik Profil Ve Sac Endustrisi AS, “дочка” турецкой меткомпании Tosyali Holding. Теперь турки обещают восстановить производство этим летом, а также инвестировать в завод в течение трех лет 35 млн. евро и расширить производство до 400 тыс. т в год.

В Хорватии недавно сменили собственников два предприятия – трубный завод Zeljezara Sisak и метзавод Zeljezara Split. Zeljezara Sisak – это трубный завод с производственной мощностью до 305 тыс. т в год, его продукция используется в нефтегазовой промышленности, судостроении, строительстве. В 2003-2004 гг. завод принадлежал “Мечелу”, но российская компания расторгла сделку по купле-продаже, объяснив это “неблагоприятной рыночной конъюнктурой на хорватском металлургическом рынке”. С 2007 г. по 2011 г. собственником Zeljezara Sisak была американская компания Commercial Metals Company. Однако в 2011 г. американцы остановили производство и уволили 1000 из 1200 рабочих завода, а также заявили о намерении продать предприятие, объяснив это его убыточностью и обвинив хорватское правительство в некомпетентности и неспособности обеспечить безопасность инвестиций.

В июне CMC продала Zeljezara Sisak за 24,5 млн. евро итальянской компании Acciaierie Bertoli Safau (ABS), которая является подразделением Danieli Group и специализируется на производстве специальных сталей. Данная компания до этого в течение длительного времени была партнером Zeljezara Sisak в сфере новых технологий. Новый собственник обещает как можно скорее восстановить производство, а в будущем инвестировать в него 30-70 млн. евро. Можно предположить, что компания Danieli действительно серьезно интересуется балканской металлургией: помимо покупки хорватского завода весной этого года она заявила о намерении построить метзавод в Сербии.

Хорватский метзавод Zeljezara Split потенциально может производить 170 тыс. т арматуры (единственный в Хорватии производитель данного вида продукции), 70 тыс. т квадратной заготовки и 300 тыс. т трубной заготовки. В 2007 г. конкурс по приватизации завода выиграла польская компания Zlomrex, которая заплатила 10 млн. кун ($2 млн.) за 89,34% акций завода при стартовой цене в одну куну. C 2009 г. Zeljezara Split работает крайне нерегулярно. По словам его работников, ответственность лежит на теперь уже бывшем собственнике, который ничего не инвестировал в развитие завода (www.ugmk.info, 21.10.2011). В 2011 г. предприятие оказалось в состоянии банкротства, возвращено в госсобственность и снова выставлено на торги. На этот раз его за 10,3 млн. евро (по стартовой цене) приобрел хорватский бизнесмен и владелец компании Adria Celik Петар Припуж. В конце апреля новый собственник объявил, что намерен в течение месяца возобновить производство, а в конце мая на предприятии началось тестирование оборудования. В сентябре этого года Zeljezara Split должен приступить к выпуску коммерческой продукции с полной загрузкой мощностей. Как говорится, хотелось бы верить, что хотя бы эта история в многострадальной балканской металлургии завершится относительно благополучно. (Rusmet.ru/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version