Мировое производство стали существенно замедлилось: за 5 месяцев увеличение составило менее 1%. Если эта тенденция сохранится, то по итогам 2012 г. глобальный стальной сектор повторит лишь свой результат-2011. Умеренно-пессимистические прогнозы не исключают и некоторого снижения мировых объемов выплавки стали. А уменьшение производственной активности ведущих игроков сектора делает подобный сценарий еще более вероятным.
В конце прошлого – начале нынешнего года многие консалтингово-аналитические компании предсказывали продолжение подъема в мировой сталеплавильной отрасли. На то время в их оценках оговаривалось как минимум сохранение темпов секторального роста-2011, что по завершении 2012 г. должно было дать стальную прибавку примерно в 100 млн. т к прошлогоднему рекорду. За минувший год, по данным World Steel Association (WSA), глобальное производство стали достигло 1,527 млрд. т, на 6,8% превысив показатели 2010 г.
В самой World Steel к составлению сценария для отрасли на текущий год подошли с традиционной осторожностью – здесь решили прогнозировать не грядущие объемы производства, а уровень спроса/потребления стали в мире. Минувшей зимой данный показатель в Ассоциации оценили для 2012 г. в 1,5 млрд. т, или на 5,4% больше, чем в 2011 г.
Свои первоначальные оценки развития сектора на этот год прогнозисты основывали на благоприятных, как тогда думалось, макротрендах. Невзирая на локальную приостановку в потреблении и производстве стали под конец 2011, аналитики выражали уверенность в скором улучшении общеэкономической ситуации в мире. В Евросоюзе, казалось, достигли определенного взаимопонимания по урегулированию долговых проблем своих государств, а в Соединенных Штатах общеэкономические индикаторы демонстрировали все больший позитив.
Но уже весной стало ясно, что первые надежды года вряд ли оправдаются по его завершении. В начале марта, после непростой для металлургов зимы (за 2 месяца мировая выплавка стали выросла всего на 0,6% к АППГ), в компании PwC опубликовали результаты ежегодного опроса топ-менеджеров наиболее крупных компаний. В отраслевой выборке был зафиксирован следующий результат: 58% руководителей меткомпаний ожидают ухудшения мировой экономической ситуации в течение года, около 70% таковых намерены пересмотреть капитальные расходы в 2012 г.
Вслед за этим начались корректировки оценок стального производства в мире на текущий год. К примеру, аналитики компании MEPS в апреле снизили свой прогноз прироста для сектора с 6,7 до 5,4% (“минус” 20 млн. т). Представители WSA поступили радикальнее – их сценарий был переписан на понижение темпов увеличения в глобальном потреблении стали до 3,7% в 2012 г. (“минус” почти 80 млн. т от прежнего прогноза). World Steel можно понять – в нынешнем году совокупный выпуск стали в 62 странах мира от месяца к месяцу редко превышал 1%, а традиционно оживленный весенний спрос на металлопродукцию в 2012 г. оставался крайне вялым.
Влияние европейского долгового кризиса на мировую экономику оказалось намного сильнее, чем это предполагалось в конце прошлого года: в условиях “полурецессии” потребители в разных регионах мира осознанно сокращают затраты, в том числе и на приобретение металлопроката. В итоге, за январь-май мировое производство стали, по статистике World Steel, выросло только на 0,8%: до 635,63 млн. т против 630,34 млн. т/тот же период 2011 г.
Связь между макроэкономическими причинами и следствием в виде замедления темпов глобального металлопроизводства становится еще более очевидной, если посмотреть на региональную таблицу WSA по стальной выплавке. Скажем, в менее проблемных с точки зрения экономической ситуации США выпуск стали за 5 месяцев этого года увеличился к АППГ на 9,2%, до 38,71 млн. т. Всего же по Северной Америке рост составил 7,6% до 52,91 млн. т стали. Ее выплавку заметно нарастили все страны-производители в регионе, за исключением Мексики, где объемы практически остались на уровне прошлого года.
А вот во многих государствах ЕС-27 за отчетный период не смогли даже просто сохранить прошлогодние объемы производства стали. В Бельгии зафиксировали снижение ее выпуска к январю-маю 2011 г. на 15,3%, Финляндии – 6,9%, Германии – 6%, Испании – 14,9%, Швеции – 10,9%, Великобритании – 10,8%. И это не говоря об околодефолтной Греции, в которой уровень стальной выплавки сократился на 34% г/г. В общем же, Евросоюз сократил выплавку стали в годовом соотношении на 4,4%.
Страны СНГ отработали немногим лучше: общее уменьшение здесь составило 2,6% (в основном из-за спада в черной металлургии Украины и Казахстана). Южная Америка период закончила также со спадом в производстве стали – на 2,3% к первым 5 месяцам прошлого года. Небольшое увеличение объемов выплавки отмечено в Африке и на Среднем Востоке. Но эти “плюс” 1,5% заметного влияния на общемировую ситуацию в отрасли не оказали, учитывая сравнительно небольшой удельный вес в ней региона (14,76 млн. т за 5 месяцев 2012 г.). Чего не скажешь о японских “минус” 0,7% в годовом соотношении (всего за январь-май этого года – 44,87 млн. т).
Примечательно, что торможение роста в секторе обусловлено не одними лишь отрицательными цифрами сталеплавильного производства. Китай, на который в начале года возлагались особые надежды, хоть и отработал 5 месяцев 2012 с приростом в объемах выплавки стали, но на уровне всего 2,2%. (В другой “стране-надежде” – Индии – целевой показатель еще скромнее: + 1,5%.) А ведь в начале 2012 в КНР уверенно прогнозировали годовой подъем в своем стальном производстве на отметке в 4-6,8% (вплоть до 750 млн. т против 683 млн. т в 2011 г.).
Сейчас в Китае надеются на увеличение национальных объемов выплавки стали в текущем году не более чем на 2,9-3% (до 700 млн. т) – всемирное экономическое замедление, похоже, затрагивает и Поднебесную. А среди государств БРИКС, в последние годы главных драйверов развития мировой черной металлургии, прогнозное увеличение уровня выпуска стали выдерживает одна Россия (по разным данным, на 4-5% за 5 месяцев года к АППГ). Но этого явно недостаточно для подъема в глобальном секторе стали.
Крупные металлопроизводители данное обстоятельство понимают четко. В той же России руководители НЛМК высказали мнение, что мировую металлургическую отрасль ждут тяжелые времена. При этом “особо волатильным” спрос на металл, по их убеждению, будет в европейских странах; в ЕС, по оценкам ОЭСР, стальной спрос уже уменьшился на 4% в I квартале. В ассоциации Eurofer указывают на избыток металлургических мощностей в ЕС. При реальном потреблении стали в 150-160 млн. т/год регион располагает возможностями для ее производства на уровне 210 млн. т/год.
Указанный дисбаланс давит на стальные цены, что не лучшим образом отражается на экономике европейских метпредприятий, которые вынуждены снижать выпуск продукции во избежание убытков. А продать всю свою сталь по экономически оправданной цене на местных рынках они не могут – спад в экономике наблюдается сегодня во всей Южной Европе. Единственный выход из негатива руководство Eurofer усматривает в сокращении стальных мощностей в Евросоюза на 50-60 млн. т годовой выплавки. (Всего в мире объем уровень такого излишка приближается к 550 млн. т/год.) Крупнейшая в мире меткорпорация Arcelor Mittal подобную политику пытается проводить еще с прошлого года. Невзирая на протесты рабочих и давление со стороны местных политиков, компания последовательно приостанавливает производство на том или ином своем метпредприятии в Западной Европе. Аргумент в пользу подобных шагов всегда один – отсутствие платежеспособного спроса на продукцию останавливаемых цехов и заводов. Глава корпорации Лакшми Миттал полностью разделяет тезис о необходимости вывода излишних метмощностей в ЕС. Он полагает, что европейский спрос на металлопродукцию вернется на докризисный уровень не ранее, чем через 4 года. Кризис в стальном производстве и потреблении ЕС сам по себе всей беды бы не сделал. Но европейские тревоги уже близки и металлургам из Юго-Восточной Азии. Топ-менеджер еще одного знакового игрока отрасли – южнокорейской компании Posco – заявил, что в его компании не ожидают восстановления спроса на мировом рынке стали даже после мер финрегулятора КНР по стимулированию экономики. 7 июня Народный банк Китая впервые с 2008 г. снизил ставку рефинансирования на 0,25%. Кроме того, коммерческим банкам страны была предоставлена возможность несколько уменьшить процентные ставки по 12-месячным кредитам.
Понятно, что эти действия и заявления служат маяком для иных, не столь крупных сталепроизводителей. Ориентируясь на антикризисные стратегии лидеров мировой металлургической отрасли, другие меткомпании также объявляют о планах по снижению загрузки мощностей. Руководство металлургических компаний убеждено: сегодня менее болезненно поступиться объемами производства, а то и целыми подразделениями, нежели и далее сбывать сталь на грани ее себестоимости. Судя по всему, боязнь финансовых потерь на низком рынке и будет определять перспективы в глобальном секторе черной металлургии до конца года. А при таком подходе хорошим вариантом для итогов года станет просто повторение результата 2011 г. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)