Металл Украины и мира

Украина: Турция и MENA остаются важным рынком для украинского металлоэкспорта, вместе занимая в нем около 40%

В последние годы турецкие меткомпании потеснили конкурентов из Украины и со своего внутреннего, а также регионального рынка. Но новый рост спроса на металл в регионе дает отечественным поставщикам новые шансы на успех. В последние 10 лет Турция была одним из основных направлений украинского металлоэкспорта – 10-12% поставок плоского проката и заготовки для него. В 2011 г. одних только металлических полуфабрикатов в эту страну экспортировано 916 тыс. т на $549 млн. (8,5% поставок по данной подгруппе в денежном выражении). Однако задолго до кризиса страна начала активно развивать и собственную металлургию: только в 2006-2010 гг. пущены внутренние прокатные мощности на 12 млн. т. А в целом за последние 10 лет турецкое производство стали выросло с 13 до 33 млн. т/год, тем самым почти догнав Украину (в 2011 г. – 35,3 млн. т). В центре “Укрпромвнешэкспертиза” прогнозируют, что к 2015 г. эта цифра достигнет 40 млн. т.

Все это ожидаемо привело к спаду поставок отечественной металлопродукции. По данным Минэкономразвития, экспорт листа в Турцию сократился с 2,3 млн. т в 2007 г. до менее чем 1 млн. т в прошлом году. И все же есть основания полагать, что в ближайшие годы он сохранится и даже снова расширится – несмотря на развитие национальной металлургии.

В ближайшие годы турецкие меткомпании намерены нарастить ежегодные мощности на 6 млн. т по горячекатаному прокату (в 2011 г. – 13,6 млн. т), 0,85 млн. т – по холоднокатаному (с 1,95 млн. т) и 0,35 млн. т – по прокату с покрытиями (с 2,95 млн. т), отмечает менеджер по продажам компании Borcelic Гювенч Темизел. А совокупная производительность по длинномерному прокату уже достигла 23 млн. т при внутреннем спросе в 14 млн. т, что позволяет Турции быть заметным экспортером на рынках MENA (англ. аббревиатура от “Ближний Восток и Северная Африка”).

В отличие от длинномерного сектора, листовой сегмент остается дефицитным, несмотря на ввод новых мощностей. при потреблении 13,3 млн. т плоского проката в 2011 г. страна произвела 9,1 млн. т листа и импортировала 6,5 млн. т. При этом 2,3 млн. т ушло на экспорт, что усилило нехватку внутреннего предложения. Г. Темизел уточняет, что в нише “горячего” листа в минувшем году потребление составило 10,675 млн. т, в т.ч. импорт 3,399 млн. т. И здесь позиции украинских поставщиков особенно сильны: поставки в 2011 г. составили 621 млн. т. Это меньше, чем из России (940 млн. т), но больше, чем из Румынии (378 млн. т). Среди внутренних производителей в данной нише самые сильные позиции у Erdemir Group – 45% рынка, на втором месте Сolakoglu с 13% рынка.

Что касается х/к плоского проката, то спрос на него в прошедшем году достиг 2,350 млн. т, импорт составил 930 тыс. т, включая 381 тыс. т из РФ и 147 тыс. т из Украины. Здесь лидируют Erdemir (40% рынка) и Borcelic (19%). Нетрудно заметить, что в обеих нишах россияне составляют серьезную конкуренцию отечественным экспортерам. Турецкие эксперты связывают это с тем, что российские метгруппы предлагают хорошие сроки поставки (максимум 1,5 месяца) при достаточном качестве товара. Поэтому в 2011 г. импорт листа из России даже несколько вырос, сообщает Г. Темизел. Кроме того, на внутреннем рынке активно развивается дочерний производственный проект Магнитогорского МК – ММК Metalurji, годовой мощностью 2,3 млн. т. Завод стоимостью $2,1 млрд. был пущен в марте 2011 г. и в течение прошлого года выпустил 471 тыс. т г/к листа и 250 тыс. т проката с покрытиями.

Однако аналитик компании БКС (РФ) Олег Петропавловский обращает внимание, что в 2011 г. турецкая “дочка” ММК получила $179 млн. убытка. По оценке специалиста, это может подтолкнуть группу к продаже актива, хотя главным стимулом для этого является потребность в деньгах для покупки австралийского железорудного предприятия Flinders Mines. Считается, что ММК Metalurji может быть продана лидеру турецкой черной металлургии, Erdemir, притом цена сделки может быть ниже стоимости завода и составить $1-1,5 млрд. В итоге возможности россиян на турецком рынке несколько ослабнут, чем могут воспользоваться украинские экспортеры.

В этом контексте экономист и политолог Виталий Кулик отмечает, что российские метхолдинги ведут в Турции “тихую” кампанию против своих конкурентов из Украины, распространяя информацию о недостаточном качестве металла, трудностях работы с отечественными металлургами, их экспансионистских планах на рынке и т. п. Эксперт подчеркивает: “Пока эта кампания не носит острого характера, но вместе с тем укрепляет позиции россиян. Тогда как наши пока не предпринимают каких-либо контрмер”.

В то же время Г. Темизел информирует, что пуск новых мощностей в стране задерживается из-за нестабильной конъюнктуры мировых металлорынков, снижения активности национального спроса, а также на фоне дефицитности внутреннего рынка металлолома. По словам аналитика, страна обеспечена ломом всего на 25-30%, а большинство металлургии в Турции работает именно на нем. Поэтому в обозримой перспективе закупки украинского и российского лома продолжатся, равно как и плоского проката.

Действительно, турецкое направление остается главным для экспорта черного металлолома из Украины, в 2011 г. сюда продано 652,4 тыс. т (81,4% всего объема экспортных поставок). Схожая ситуация и по железорудному сырью, которым Турция самообеспечена на 35-40%: в минувшем году отечественные ГОКи поставили на турецкий рынок более 550 тыс. т ЖРС (1,6% экспорта в таже).

Впрочем, дело не только во внутреннем рынке Турции. Уже много лет турки развивают экспорт, прежде всего длинномерного проката. В 2011 г. страна продала на внешнем рынке 11 млн. т “длинномера”, в основном в страны MENA. Таким образом, турецкие поставщики все больше конкурируют с украинскими, для которых данный рынок сбыта традиционно составляет важную долю в общей структуре продаж. Турция географически ближе к региону и поэтому способна предложить хорошие цены даже при большей производственной себестоимости, констатируют специалисты (сейчас – $600/т против $540-550/т для интегрированных меткомпаний Украины). Неудивительно, что если еще в 2009 г. MENA занимала в объеме отечественного металлоэкспорта 41,4%, то уже в 2010 г. ее доля уменьшилась до 37,2%, а в прошедшем году – и до 28,5% (или еще на 2 млн. т, до 6 млн. т), что связано и с “арабской весной”.

Все наши эксперты подтверждают, что политические события в арабских странах привели к резкому спаду потребления и импорта металла в регионе. Однако в 2012 г. после победы мятежников в Ливии и с относительной стабилизацией в Египте спрос начал возрождаться. По предварительным данным Минэкономразвития, в _ полугодии украинский металлоэкспорт в Египет более чем на 50% превысил аналогичный прошлогодний показатель. Отраслевой аналитик Владимир Пиковский добавляет: устойчиво растет потребление в Саудовской Аравии, ОАЭ, Ираке, Ливане, Иордании. Последние 3 страны являются главными покупателями металла из Украины на Ближнем Востоке вместе с Сирией, однако последняя по понятным причинам сейчас резко сократила закупки. Ожидается, что в этом году в MENA (без Турции) спрос на прокат вырастет примерно на 10% до 67 млн. т. И турецкие металлурги постараются максимально этим воспользоваться. В I полугодии они уже нарастили поставки в регион приблизительно на 50% к январю-июню 2011 г. При этом MENA уже занимает около 50% в структуре национального металлоэкспорта, основные покупатели – ОАЭ, Ирак и Саудовская Аравия. Турки агрессивно конкурируют с отечественными операторами в ключевых странах присутствия, и в ответ украинским метхолдингам нужно развивать собственные маркетинговые подходы, акцентирует В. Пиковский. Кроме того, в регионе развиваются собственные металлургические проекты: на ближайшие 5 лет анонсирован пуск прокатных мощностей на 25 млн. т/год, а в последующие годы может быть добавлено еще свыше 30 млн. т. Только в странах Персидского залива и только в 2012 г. выпуск конструкционного сортамента возрастет более чем на 4 млн. т до 20,7 млн. т, что уже превысит местные потребности.

Усложняет рыночную ситуацию в регионе обострение обстановки в Сирии. Тем не менее специалисты настроены довольно оптимистично. По словам В. Кулика, в целом в MENA заметен тренд к политической и экономической стабилизации, а это значит, что потребление возвращается на “дореволюционный” уровень. “А вскоре и превысит его с учетом восстановления промышленности и инфраструктуры в Египте, Тунисе и особенно Ливии. Если общая стабильность сохранится, то места на региональном рынке хватит и туркам, и украинцам, тем более что наша металлопродукция остается в MENA конкурентоспособной”, – заключает аналитик.

Динамика структуры металлоэкспорта Украины в 2009-2011 гг.

Доли регионов, % 2009 г. 2010 г. 2011 г.
ЕС-27 14 24,5 27,8
СНГ 11 13,6 14,8
MENA 41,4 37,2 28,5
Азия 24 14,7 13,9
Другие 9,6 10 15

Источник: Минэкономразвития. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version