Поставки металлопроката из Китая в страны Ближнего Востока, которые являются традиционными рынками сбыта украинских металлургов, могут негативно повлиять на работу отечественной промышленности в конце года.
В конце августа европейские информагентства сообщили, что впервые с 2008 г. был заключен крупный контракт на поставку в Ливан партии металлопроката из КНР. Речь шла о поставке 10 тыс. т китайской арматуры, которую должны были отправить в конце сентября из Китая с доставкой в порт Бейрута спустя 40-50 дней. Опубликованная информация стала тревожным звоночком для многих производителей как из СНГ, так и близлежащих регионов. Ведь им достаточно тяжело выдерживать ценовую конкуренцию с китайскими металлургами, которые в нынешнем году произвели металлопроката существенно больше, чем требуется для внутреннего рынка.
По данным национального бюро статистики КНР, за 8 месяцев Китай увеличил выплавку стали на 2,3% до 481,5 млн. т. Но в августе, по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., производство снизилось на 1,7% до 58,7 млн. т стали. А показатель среднесуточной выплавки опустился до 1,89 млн. т, что стало худшим результатом с февраля.
В конце прошлого года многие отраслевые аналитики ожидали, что в 2012 г. производство стали и металлопроката в КНР будет расти темпами, сопоставимыми с 2011 г. Тогда, по данным Worldsteel, выплавка стали в Китае увеличилась на 7,3% (с 637,4 до 683,9 млн. т). Но уже летом стало понятно, что годовое производство вырастет не более чем на 5-5,5%. А в начале сентября Китайская ассоциация чугуна и стали (CISA) сообщила, что по ее расчетам объемы производства стали в Китае в 2012 г. могут даже снизиться на 0,7%. Столь существенное изменение прогнозов связано с “охлаждением” китайской экономики и снижением объемов потребления металлопроката на внутреннем рынке. По данным агентства Steel Business Briefing (SBB, Великобритания), в августе видимое потребление металлопроката в Китае составило 52,2 млн. т, что на 4,9% ниже июльского показателя. А за 8 месяцев потребление стальной продукции увеличилось всего лишь на 0,25% до 421,7 млн. т. С учетом отставания темпов роста потребления металлопроката на внутреннем рынке Китая от темпов увеличения производства возник вопрос: что делать с избытками металлопроката? И, ссылаясь на необходимость сохранить свою рыночную долю даже за счет существенного снижения цен, металлурги Поднебесной активизировали экспорт металлопродукции. В итоге они смогли потеснить многих конкурентов в странах Юго-Восточной Азии, после чего переключились и на другие регионы.
В начале года тема увеличения экспорта китайского металлопроката была среди основных новостей отраслевых СМИ. В первом полугодии металлурги этой страны ограничивались поставками на привычный для себя рынок Юго-Восточной Азии. Поэтому их действия практически не сказывались на украинской металлургии. Но до конца лета потребление проката в Китае существенно не выросло, а объемы производства немного увеличились. И производители начали поглядывать на более отдаленные регионы, поставки в которые начались осенью.
После того, как в середине 2000-х годов Китай стал нетто-экспортером (когда экспорт превышает импорт) металлопроката, его позиции на мировых рынках были стабильны. Исключением оказался 2009 г., когда высокий внутренний спрос привел к тому, что КНР превратился в нетто-импортера. Тогда, по данным International Steel Statistics Bureau (ISSB), импорт превысил экспорт на 0,3 млн. т. В 2007 г. нетто-экспорт стальной продукции из Китая составил 48,3 млн. т, в 2008 г. – 40,8 млн. т. В 2010 г. экспорт металлопроката увеличился на 79%, в то время как импорт упал на 29%. В итоге нетто-экспорт по итогам года составил 22,0 млн. т. В 2011 г. экспорт увеличился на 15%, а импорт сократился на 5%, показатель нетто-экспорта вырос до 28,4 млн. т. За 7 месяцев нетто-экспорт китайских металлургов достиг 20,7 млн. т, что почти соответствует результату 2010 г. Всего в январе-июле Поднебесная экспортировала 31,6 млн. т металлопродукции, что на 9,7% выше аналогичного показателя 2011 г. В августе поставки проката на внешние рынки снизились по сравнению с июлем на 1,6% до 4,2 млн. т, а суммарно за 8 месяцев было экспортировано более 35,8 млн. т проката – это больше, чем вся украинская металлургическая отрасль производит за год.
Не исключено, что объемы металлопроката, вывозимого за пределы КНР, могли оказаться еще выше, но внешние поставки сдерживаются экспортными пошлинами, которые действуют в государстве для стимулирования продаж на внутреннем рынке. Причем в зависимости от вида металлопродукции размер пошлин может существенно отличаться. Поэтому экспортеры ищут возможности для их обхода или же вывоза товара по коду ТНВЭД, для которого установлено меньшее ограничение. Правда, иногда из-за этого появляются еще большие сложности. В начале сентября отраслевые информационные агентства со ссылкой на ближневосточных трейдеров сообщили, что Китай предлагал в ОАЭ квадратную заготовку под видом горячекатаного проката квадратного сечения. Но потребители отказались от закупки, так как на рынке ОАЭ действуют ограничения на ввоз готового проката, которым по документам и стала заготовка.
В любом случае китайский металлопрокат (плоский и длинномерный) в начале сентября предлагался дешевле, чем продукция металлургов из СНГ. Такая ситуация привела к снижению их активности на ближневосточном рынке в надежде, что Китай сократит выплавку стали или возобновит государственное финансирование крупных инфраструктурных проектов внутри страны, которые смогут оттянуть на себя часть экспортируемого проката.
Если в прошлые годы правительство КНР с помощью различных госпрограмм стимулировало развитие внутреннего рынка, то в 2012 г. металлурги заждались подобных решений. Некоторые эксперты связывали возникшую заминку с грядущей сменой властной верхушки государства. В октябре в Пекине должен пройти XVIII съезд Компартии Китая, на котором будут утверждены новый генеральный секретарь Компартии КНР и председатель КНР (обе должности занимает один человек) и премьер Госсовета. Новые руководители будет управлять Китаем в течение двух пятилетних сроков до 2023 г. И уже на их плечи может быть возложена ответственная миссия по развитию экономики страны. Однако на фоне слабеющего рынка металлопроката, железной руды и в целом “охлаждения” китайской экономики, некоторые существенные решения все же были приняты уже сегодня. В начале сентября Национальная комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) согласовала реализацию 60 инфраструктурных проектов, общей стоимостью более 1 трлн. юаней (около $157 млрд.). В частности, были утверждены проекты по развитию железнодорожного сообщения, строительству автомагистралей, различных проектов в морских портах и взлетно-посадочных полос в аэропортах.
Появление этой новости стало одной из причин роста спотовых цен на ЖРС, которые снижались несколько недель подряд. Однако отраслевые эксперты пока сомневаются, что достигнутый эффект будет долгосрочным, ведь реальное воздействие принятых решений на рынок возможно не ранее первых месяцев 2013 г., а до тех пор экспорт китайской металлопродукции остается одним из главных факторов риска для украинской металлургии. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)