Сползание украинской металлургии в кризис имеет двоякую природу. С одной стороны, оно связано с ухудшением ситуации на внешних рынках. Для экспортно-ориентированной отрасли это многое означает. С другой – правительство так и не сумело воспользоваться передышкой, полученной после первой волны кризиса в 2008-2009 гг.
Металлургия для экономики Украины – это наше все. Данные Государственной службы статистики указывают, что на ГМК приходится порядка 27% ВВП, 45% валютных поступлений и 31,5% от всего промышленного производства. Занятость в ГМК обеспечивается для 558 тыс. человек.
Поэтому, казалось бы, правительство как никто другой заинтересовано в стабильной работе отрасли и ее дальнейшем развитии. На пике кризиса в 2008 г. Кабинет министров заключил с представителями ГМК меморандум. В соответствии с ним для предприятий отрасли были заморожены на существовавшем тогда уровне тарифы госмонополий на природный газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки. Это, безусловно, дало определенный позитивный эффект.
Вместе с тем понятно, что любые преференции когда-то имеют свойство заканчиваться. Действие меморандума было прекращено с 1 июля 2010 г. в связи с улучшением производственно-финансовых показателей в ГМК. Тогда у Кабинета министров и появился повод поразмыслить, как в дальнейшем избежать повторения ситуации.
В ГМК Украины две беды – устаревшие производственные мощности (читай: высокие затраты ресурсов и низкая конкурентоспособность на внешних рынках) и чрезмерно высокая ориентация на экспорт. Большую часть металлопродукции предприятия ГМК Украины отгружают по внешнеторговым контрактам, в среднем до 80% от общего объема производства. О первой проблеме довольно много и давно говорится, поэтому остановимся на второй и не менее важной составляющей.
В общем-то, рецепт лечения этой болезни давно известен – развитие внутреннего металлопотребления. Оно позволит переориентировать поток металлопродукции на рынок Украины. По оценке ГП “Укрпромвнешэкспертиза”, в стране насчитывается 337 млн. т полностью изношенных металлоконструкций. Если вплотную взяться за их замену, тогда уже для наших сталеваров не так критично, растет или падает спрос в Евросоюзе или на Ближнем Востоке.
Премьер Николай Азаров в начале января так и заявил: правительство будет стимулировать внутреннее потребление металла. И даже если на внешних рынках украинские производители продадут на 1 млн. т меньше металлопродукции, это не скажется на работе отрасли. Поскольку данный объем заберет внутренний спрос.
Еще раньше, в феврале 2011 г., Н. Азаров поставил перед тогдашним первым вице-премьером Андреем Клюевым задачу разработать силами Министерства экономического развития и торговли госпрограмму по развитию импортозамещения и развития внутреннего потребления.
Программа была принята Кабмином в сентябре 2011 г., но уже сейчас, год спустя, можно утверждать, что она так и не заработала. Основные клиенты металлургов – предприятия машиностроения и строительная отрасль.
Помочь строителям Кабинет министров обещал прежде всех остальных. Ведь еще в период Великой депрессии 30 годов правительство США боролось с кризисом, стимулируя строительство жилья, дорог, мостов и других инфраструктурных объектов.
Поддержку транспортному и особенно жилищному строительству Н. Азаров неоднократно обещал в 2010-2012 гг. Периодически он также объявлял, что отрасль не то уже вышла на докризисный уровень, не то вот-вот достигнет его.
Впрочем, официальные данные Госстата свидетельствуют, что это не так. За январь-июль объем выполненных стройработ в Украине сократился на 6,2% до 30,197 млрд. грн. в фактических ценах. При этом за тот же период 2011 г. был прирост на 13,5%, а в 2010 г. и 2009 г. – снижение на 16,8% и 54,2% соответственно.
Причина проста – отсутствие финансовой подпитки. Строительная отрасль как никто другой нуждается в долгосрочном финансировании. Такова уж специфика ее работы. Поэтому совершенно правильно премьер ставил вопрос о необходимости дешевых кредитов для строительных компаний, возобновления ипотечного кредитования жилья.
Но при этом Н. Азаров неизменно кивал на Нацбанк, обращаясь к регулятору банковской системы с просьбой обеспечить условия для доступных кредитов. Хотя на самом деле вопрос упирается в действия самого правительства, активно занимающего у банков под высокие проценты.
Любой банкир предпочтет купить у Министерства финансов облигации внутреннего госзайма в гривне под 23-28% годовых, вместо того чтобы выдавать кредиты строительным компаниям под 9-10%, как того хочет премьер. Так что обвинять финучреждения в нежелании направлять средства в реальный сектор экономики не стоит. И НБУ здесь тоже ни при чем.
Не менее показательно выглядит забота о развитии судостроения и кораблестроения. По этой отрасли задолго до кризиса приняты законы, гарантирующие господдержку. Это, прежде всего, возможность частичной компенсации процентных ставок по кредитам, потому что так или иначе развитие упирается в деньги.
Здесь – и приобретение для предприятий современного оборудования, позволяющего снижать расходы материалов, энергоресурсов, а значит, выходить на рынок с товаром, имеющим более низкую себестоимость и высокое качество. Это – и возможность предоставлять покупателям льготные условия по оплате (рассрочка платежа), не снижая при этом уровень оборотных средств.
Закон и госпрограмма поддержки отечественного судостроения и кораблестроения предусматривают выделение из госбюджета необходимых средств на эти цели. Вот только проблема в том, что ни одно из предыдущих правительств не выполняло эти положения, независимо от партийных цветов и персоналий в премьерском кресле.
Не является исключением и Н. Азаров и его команда, хотя помощь они исправно обещают. Первый раз Николай Янович рассказывал об этом 19 октября 2010 г. на торжественном митинге по случаю закладки буксиров с заводскими номерами 184, 185 в Николаеве.
Последний раз на эту тему премьер высказался также во время поездки в Николаев, но уже 29 августа. В частности, он сообщил об отмене для судостроителей налога на прибыль. Учитывая, что предприятия отрасли уже не первый год вместо прибыли декларируют убытки, такая забота выглядит как своеобразный черный юмор. Как уже отмечалось, помогать с льготным кредитованием правительство не спешит.
Не видят особой помощи от правительства и украинские трубники. Не первый год ведутся разговоры о необходимости модернизации газотранспортной системы Украины, включая замену линейной части. Она требует порядка 13,3 млн. т труб большого диаметра, если брать в расчет полную протяженность магистральных газопроводов.
Это, в свою очередь, позволяет обеспечить загрузку мощностей на крупнейших трубопрокатных заводах Украины примерно на 10 лет. Но.. управление НАК “Нафтогаз Украины” осуществляется таким образом, что компания не в состоянии вести модернизацию ГТС собственными силами. Более того, ее финансовое состояние не позволяет привлечь заемные средства на приемлемых условиях через выпуск облигаций. А совершенно непрозрачное формирование и распределение денежных потоков внутри госкорпорации не дает возможности получить кредит у Европейского банка реконструкции и развития.
Хотя переговоры на эту тему с ЕБРР идут с 2006 г. И пока в данном вопросе не только нет особых подвижек – нет даже намека на то, что они в обозримом будущем появятся. “Нафтогаз” объявил о начале реконструкции ГТС собственными силами в июле 2011 г. Тогда 19 июля возле Богуслава (Киевская обл.) с большой помпой прошла сварка “золотого стыка” с участием Н. Азарова и министра топлива и энергетики Юрия Бойко. И на этом все закончилось. Также можно вспомнить, что еще зимой 2010 г. Н. Азаров потребовал от Министерства топлива и энергетики и Ю. Бойко обеспечить развитие собственной нефтегазодобычи.
Это позволило бы украинским трубникам нарастить сбыт труб нефтегазового сортамента: обсадных, бурильных, насосно-компрессорных. Вот только и это поручение осталось невыполненным. По итогам года добыча нефти сократилась тогда на 11,4% к предыдущему периоду, до 2,569 млн. т, газа – на 5,5% до 19,1 млрд. куб. м. Далее, в 2011 г. соответственно на 6,3% и 0,3%, до 2,409 млн. т и 19,04 млрд. куб. м.
Поэтому и выпуск труб в Украине по-прежнему зависит главным образом от заказов зарубежных контрагентов. Как, впрочем, выплавка стали в целом. Хотя еще в 2008 г. на одном из правительственных совещаний по вопросам ГМК один из владельцев металлургических предприятий сказал: “Не надо помогать металлургам – помогите строителям и машиностроению”.
Экс-заместитель министра промышленной политики Украины Сергей Грищенко в комментарии МинПрому отметил, что нынешняя ситуация отличается от той, что была в 2008 г. “Тогда металлурги раньше других подпали под негативное воздействие глобального кризиса”, – пояснил он.
Экс-замминистра подчеркнул, что предоставленные тогда по решению правительства преференции для ГМК многократно окупились, поскольку за счет мероприятий в рамках меморандума удалось сохранить рабочие места и зарплаты. “Но сегодня у нас нет оснований говорить о кризисе металлургии, кризис есть в основных металлопотребляющих отраслях”, – отметил С. Грищенко. Он подчеркнул, что ГМК Украины располагает необходимыми сырьевыми ресурсами, производственными мощностями и квалифицированными кадрами. По словам экс-замминистра, на снижении показателей отрасли негативно сказалась ситуация на внешних рынках, прежде всего в Евросоюзе, куда экспортируется до 30% украинской металлопродукции.
“А из Юго-Восточной Азии нас выдавили китайские производители”, – пояснил С. Грищенко. Вместе с тем он обратил внимание, что в соседней Российской Федерации по итогам I полугодия продажи металлопродукции на внутреннем рынке впервые превысили 50% от общего объема.
По оценке экс-замминистра, в Украине сейчас этот показатель составляет 15-20%. “Нам пока далеко даже до тех 27%, которые были до кризиса”, – подчеркнул он. С. Грищенко отметил, что для стимулирования внутреннего металлопотребления необходимо создать благоприятные условия для ведения бизнеса в целом. По его мнению, преференции для отдельных отраслей здесь ничего не решают. “Мы же не живем изолированно, ситуация сказывается на всех”, – сказал он. Также С. Грищенко подчеркнул необходимость защиты внутреннего рынка от экспансии зарубежных производителей.
“Мне кажется, нам надо взять за образец то, как защищают своего производителя в той же России. Попробуйте ввезти туда хотя бы 1 т трубной продукции, если у вас нет позитивного заключения Фонда развития трубной промышленности РФ”, – резюмировал он. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)