Ближневосточный рынок длинномерного проката находится на спаде. Котировки на конструкционную сталь в регионе снижаются с середины августа и за прошедшие полтора месяца опустились более чем на $50/т. Аналитики указывают несколько причин падения цен. Прежде всего, это недостаточный спрос на стальную продукцию. Турецкая строительная отрасль стала жертвой европейского кризиса, приведшего к резкому падению экспорта турецких товаров в страны Евросоюза. В государствах Восточного Средиземноморья и Северной Африки негативное воздействие на экономику оказывает политическая нестабильность. Египетское правительство никак не может утвердить обещанную перед выборами весной текущего года программу жилищного строительства. В Саудовской Аравии львиная доля проектов финансируется государством, а значит, для них используется продукция местных заводов или предприятий из других стран Совета сотрудничества государств Персидского залива.
В сентябре значительные объемы турецкой и украинской арматуры поставлялись в Ирак. Это позволяло поставщикам удерживать котировки на уровне $590-600/т, EXW и $585-595/т, FOB соответственно. Однако в начале октября спрос на этом направлении сократился, так как иракские дистрибуторы накопили достаточные запасы продукции.
Наконец, значительное воздействие на региональный рынок в последнее время оказывают поставщики дешевой продукции из нетрадиционных источников. В августе это были южноевропейские компании, воспользовавшиеся понижением курса евро по отношению к доллару, а в сентябре их место заняли китайцы. Появление в продаже китайской арматуры и катанки стоимостью $550-560/т, CFR в Персидском заливе и Средиземноморье буквально парализовало рынок. Некоторые региональные компании воспользовались этой возможностью, другие поспешили надавить на традиционных поставщиков из Турции и СНГ.
В течение первой недели октября китайские компании отсутствовали на рынке, празднуя очередную годовщину основания КНР. Но это практически ничего не изменило. Сделок было мало, так как большинство потребителей ожидали возвращения китайцев. Экспортерам приходилось идти на новые уступки.
В Турции внутренние цены на арматуру к концу первой недели октября опустились до около $580-590/т, EXW при низком спросе. Экспортные поставки осуществлялись на уровне $575-590/т, FOB, однако встречные запросы поступали из расчета $560-570/т, FOB. По данным трейдеров, в последние дни некоторые компании готовы заключать сделки на продажу крупных партий арматуры по $570/т, FOB. Украинская продукция пока не падает ниже $580/т, FOB, но желающих приобретать ее на таких условиях становится все меньше.
Судя по всему, в ближайшее время длинномерный прокат в странах Ближнего Востока продолжит дешеветь. Ситуация со спросом, очевидно, в обозримом будущем не улучшится, к тому же, в регионе продолжают падать в цене металлолом и заготовки. Китайские компании в конце сентября, правда, попытались повысить свои котировки не менее чем на $20/т, однако потребители, похоже, не готовы к такому шагу. Среди участников рынка доминируют негативные ожидания, и изменить их в ближайшее время будет весьма сложно.
По мнению некоторых специалистов, остановить экспансию китайских металлургов на ближневосточный рынок можно будет только административными методами. По крайней мере, египетские промышленники уже собираются обратиться к правительству с просьбой о воздвижении барьеров на пути импорта из Китая. По их словам, нынешние мощности национальной металлургии и так избыточны, составляя около 9 млн. т стали в год при потребности в 6 млн. т, а появление китайцев может полностью подорвать позиции отрасли. (Rusmet/Металл Украины, СНГ, мира)