Новый год начался на ближневосточном рынке длинномерного проката с повышения цен на металлолом, превысивших $405/т, CFR для американского материала HMS №1&2 (80:20). Естественной реакцией турецких производителей стали на подорожание сырья стала попытка увеличения стоимости своей продукции.
Наиболее успешно им пока удается это делать на внутреннем рынке. Спрос на конструкционную сталь в Турции в последнее время относительно стабильный, что позволило поставщикам поднять котировки на $10-15/т по сравнению с концом декабря 2012 г., до около $605-620/т, EXW (без НДС). Однако на внешних рынках обстановка для металлургов складывается менее благоприятно.
В первую неделю января 2013 г. турецкая арматура пользовалась спросом, в основном, в Ираке. Средний уровень цен составлял, при этом, около $610-615/т, EXW. Кроме того, иракские компании приобретали довольно значительные партии украинской арматуры непосредственно перед Новым годом примерно по $580/т, FOB. Компании из СНГ, вышедшие на рынок с новыми предложениями еще до Рождества, также котируют свою продукцию на уровне, близком к этой отметке.
Но в других странах региона турецкие компании пока не могут похвастаться значительными объемами продаж. В Восточном Средиземноморье по-прежнему высокую активность проявляют китайские производители, в конце декабря предлагавшие арматуру и катанку с доставкой в январе по $570-590/т, CFR. В целом котировки возросли более чем на $10/т по сравнению с серединой декабря, но все равно они ощутимо ниже, чем у турецкой или украинской продукции.
Египетский рынок с начала декабря фактически закрыт для иностранной конкуренции вследствие введения импортной пошлины в 299 египетских фунтов ($46) за 1 т. Кроме того, местный рынок в значительной мере дезорганизован вследствие политических конфликтов, негативно влияющих на экономику. Курс местной валюты в последнее время снижается. В начале недели января 2013 г. он равнялся около 6,48 фунтов за $1, тогда как месяц назад это соотношение составляло порядка 6,0 фунтов за $1. В начале января ведущие египетские компании повысили цены на арматуру более чем на 200 фунтов/т, хотя ранее предполагалось, что подъем составит не более 150 фунтов. В результате теперь арматура на египетском рынке котируется на уровне $680-695/т, EXW, так что теоретически импортная продукция выглядит вполне конкурентоспособной. Однако местные трейдеры не решаются совершать сделки.
“Дурной пример” египтян оказался заразительным. Власти ОАЭ заявили о введении 5%-ной пошлины на турецкую арматуру с 5 января 2013 г. Ранее эта пошлина, впрочем, тоже действовала, но ее можно было избежать, если продукция, поступавшая в страну, подвергалась дальнейшей обработке (резке, сгибанию). Теперь исключений больше нет ни для кого.
Последствия этого шага эмиратских властей могут оказаться весьма серьезными для турецких компаний. И ранее покупатели из ОАЭ выставляли заказы на турецкую арматуру по самым низким ценам: в конце декабря их предложения, как правило, не превышали $600/т, FOB. В случае же введения пошлины турецкая продукция подорожает еще не менее чем на $30/т, что еще сильнее снизит ее конкурентоспособность на здешнем рынке, но зато может активизировать деятельность тех компаний из ОАЭ, которым ранее не находилось там места, – например, Hamriya Steel или Star Steel. Да и лидер металлургической отрасли ОАЭ, компания Emirates Steel Industries, планирует увеличить производство арматуры в 2013 г. на 5% по сравнению с 2012 г.
В первые девять месяцев 2012 г. (т. е. до введения пошлин) ОАЭ были вторым по величине импортером турецкой арматуры (после Ирака), а Египет занимал четвертое место, уступая также Саудовской Аравии. На их долю приходилось около 18,5% поставок этой продукции. Даже частичная потеря этих рынков (а в ситуации с Египтом она пока полная) может вызвать избыток предложения турецкого длинномерного проката в регионе и, соответственно, падение цен на него. И хотя металлурги в последнее время пытаются подтолкнуть котировки вверх, не факт, что им это удастся. (Rusmet/Металл Украины, СНГ, мира)