Ведущие международные товарные биржи давно мечтали расширить свою сферу влияния на мировой рынок черных металлов. Его годовой оборот составляет несколько сотен миллионов т одной только стальной продукции на общую сумму до $1 трлн. в год. Правда, наличие большого числа спецификаций и налаженный механизм физической торговли прокатом и полуфабрикатами препятствовали переносу торгов на биржевые площадки. В отличие от, например, цветных металлов, на рынке стали просто нет “стандартных” гомогенных продуктов, которые могут продаваться и покупаться всеми участниками рынка, чтобы торговля ими обеспечивала необходимый уровень ликвидности.
Тем не менее, в настоящее время на Шанхайской фьючерсной бирже, а также в Иране ведется достаточно успешная биржевая торговля арматурой, ориентированная исключительно на потребности внутренних рынков. На международном уровне контракт на заготовки был введен Лондонской биржей металлов в начале 2008 г.
При первом же знакомстве с котировками на ЛБМ возникает вопрос: почему прокатчики не используют этот ресурс для обеспечения себя полуфабрикатами? На торгах, состоявшихся 11 января, стоимость заготовок с немедленной (в течение двух рабочих дней) поставкой составляла всего $296/т, а трехмесячный контракт был закрыт на уровне $320 (покупка) и $330 (продажа)/т. И это при том, что на мировом рынке украинские и российские заготовки продаются по $535-545/т, FOB, а в Восточной Азии цены могут достигать $590/т, CFR.
Однако, увы, котировки на ЛБМ практически не имеют отношения к реальной торговле стальной продукцией. По сути, большая часть сделок и ранее осуществлялась биржевыми спекулянтами. В 2011 г. совокупный оборот в торговле заготовками на ЛБМ составил 14,25 млн. т (почти 220 тыс. лотов по 65 т), но осуществлялась она, в основном, на бумаге. В 2012 г. интерес к таким сделкам существенно сократился. В январе-октябре объем торгов уменьшился до 123 тыс. лотов, на 38% меньше, чем за тот же период годом ранее.
Причем, физическая торговля заготовками через ЛБМ была практически нулевой, а котировки все больше отдалялись от рыночных. Если посмотреть график движения биржевых цен в 2012 г., мы увидим непрерывное и довольно плавное снижение от около $520-530/т в январе до менее $300/т в конце декабря, в то время как на реальном рынке заготовки производства СНГ до середины мая котировались на уровне около $600/т, FOB, затем наступило падение до отметки $500/т, FOB в середине октября и восстановление до $530/т к концу 2012 г. Пожалуй, движение цен на ЛБМ в 2012 г. отражало не события на мировом рынке (хотя в 2010-2011 гг. такая корреляция просматривалась), а падение интереса к этой форме торговли.
Итак, почему ЛБМ не удалось привлечь на свою площадку реальных производителей и потребителей полуфабрикатов? И почему отечественные прокатные заводы не могут покупать заготовки в Лондоне по $300/т?
Во-первых, хотя заготовки считаются достаточно однородным товаром, единого стандарта для торговли так и не было установлено. На торги ЛБМ допускается продукция, относящаяся к девяти сортам стали (и значительно большему количеству конкретных марок) с различным содержанием углерода, кремния, марганца и других элементов. Также существуют две градации по длине (5,8-6,0 и 11,7-12,0) мм и шесть по поперечному сечению (от 100 на 100 до 150 на 150 мм). При этом, компании, выставляющие свои заготовки на торги, не обязаны указывать их конкретную спецификацию ни в каких документах. Естественно, для реальных покупателей это весьма неудобно.
Во-вторых, так и не был решен вопрос с реальной доставкой. Изначально торговлю планировалось вести на двух региональных рынках – восточноазиатском и турецком. Поэтому лицензионные склады ЛБМ, с которых должна была осуществляться поставка, были расположены в Джохоре (Малайзия) и Инчхоне (Южная Корея), а также в двух турецких портах на Мраморном море (Коджаэли и Текирдаг). Однако основными поставщиками заготовок на азиатский рынок должны были стать китайские компании, а именно в 2008 г. власти страны ввели на эту продукцию 25%-ную экспортную пошлину, тем самым полностью блокировав продажи за рубеж.
В Турции не удалось решить вопрос с таможней. Предполагалось, что отправлять заготовки на лицензионные склады должны были турецкие компании, но поставка с них приравнивалась к импорту, поэтому при реальной покупке полуфабрикатов через ЛБМ надо было прибавлять к цене НДС и все таможенные платежи и сборы. По той же причине бесполезным стало открытие складов в Равенне (Италия) и Бильбао (Испания). Создание лицензионного склада в Дубаи было провозглашено, но так и не состоялось в действительности, а площадки в Антверпене, Роттердаме и американских Новом Орлеане, Детройте и Чикаго были не типичны для международной торговле заготовками.
В результате реальные потребители и дистрибуторы не проявили интереса к приобретению полуфабрикатов через ЛБМ, а затем с рынка ушли и поставщики. Уже во второй половине 2011 г. при 45-50 тыс. т продукции, числившейся на лицензионных складах ЛБМ, реальный объем не превышал 7-8 тыс. т, остальное представляли собой так называемые отмененные гарантии (cancelled warrants) – знак того, что поставщики отказываются от своего обязательства поставить продукцию на склад в нужный срок, чтобы покупатель мог ее забрать.
В последние месяцы руководство ЛБМ пытается возродить биржевую торговлю заготовками. Предполагается оставить в наличие только один региональный контракт – средиземноморский, с поставкой в Турцию. Однако для этого необходимо договориться с турецкими властями, чтобы те ввели особый таможенный и налоговый режим для лицензионных складов биржи. Пока переговоры не принесли результатов, что и находит отражение в совершенно нереальных котировках и практически отсутствующей торговле. (Rusmet/Металл Украины, СНГ, мира)