Спрос на сталь достиг дна, и в 2013 г. его показатели если и улучшатся, то ненамного. Но самое главное, металлургия переживает болезненные структурные изменения, связанные с закрытием профицитных мощностей, что приводит к социальной и политической напряженности в отдельных странах-центрах сталелитейной промышленности.
С весны 2012 г. в еврозоне ускорились темпы спада потребления стали. Согласно данным европейской ассоциации Eurofer, если в первом квартале этот показатель составлял -1,2%, то во втором снизился до -3,2%, а в третьем -3,6%. По прогнозам, в четвертом квартале спад прекратится и останется на уровне июля-сентября.
Снижение спроса в ЕС связано со слабым тонусом самой экономики еврозоны, которая продолжала и продолжает бороться с проблемой суверенных долгов. Стремление европейских стран сократить дефицит бюджетов привело к замедлению экономического роста, что болезненно отразилось на спросе со стороны металлопотребляющих отраслей: автопрома, производства бытовых приборов и строительстве.Кроме того, с конца лета ситуация усугубляется на фоне падения конъюнктуры мировых рынков. Причем, особых улучшений не ожидается, поскольку сектора, потребляющие сталь, сократят производство почти на 3% по итогам 2012 г., видимое потребление упадет на 9%, реальное потребление – на 4%. Учитывая то, что в первом полугодии 2012 г. видимое стальное потребление в ЕС снизилось на 10%, европейским металлургам удалась “мягкая посадка” за счет наличия портфеля заказов на полгода или до конца года. Кроме того, благодаря значительному сокращению импорта, падение внутренних поставок европейских меткомпаний за полгода составило “всего” 7%.
Сейчас стальной рынок ЕС упал до уровня 2009 г., и, по прогнозам, он уже никогда не вернется на докризисный уровень. В Eurofer уже начали призывать как Еврокомиссию, так и власти отдельных стран способствовать приведению металлургических мощностей в соответствие с реальным текущим спросом.
Президент Eurofer Вольфганг Эдер в открытую говорит, что было бы ошибкой поддерживать производство по политическим и социальным мотивам. Он также призывает европейских политиков разработать план сокращения мощностей в депрессивной сталелитейной промышленности ЕС. По его мнению, существующие металлургические мощности в 210 млн. т в год необходимо урезать на 25%. При этом текущий стальной спрос в ЕС составляет лишь 160 млн. т, подсчитал Эдер. В целом, коэффициент использования мощностей в европейской стальной отрасли составляет около 70%, но в ряде стран он уже близок к 50%. Однако, процесс закрытия мощностей проходит в ряде стран чрезвычайно болезненно.
Наиболее показательным примером в этом плане является металлургический завод во французском Флоранже. Все началось с того, что в октябре 2011 г. его собственник – крупнейшая в мире меткомпания Arcelor Mittal – принял решение временно приостановить работу жидкой фазы предприятия (а конкретно двух доменных печей). Это было негативно воспринято местными профсоюзами, которые начали отстаивать право на работу почти 500 работников сталелитейного цеха.
На тот момент президент Франции Саркози пытался договориться с Arcelor Mittal, но ему объяснили, что корпорация не будет пускать домны себе в убыток. Однако зерна протестных настроений попали на благодатную почву перед выборами главы французского государства. Политики активно пиарились на проблеме Флоранжа, и больше всех преуспел в этом социалист Олланд, построивший предвыборную компанию на перезапуске доменных печей проблемного метзавода в Лотарингии.
Однако и ему не удалось найти компромисс с Лакшми Митталом. Катализатором конфликта стало решение Arcelor Mittal от октября 2012 г. окончательно закрыть жидкую фазу во Флоранже. Естественно, что власти потребовали от Миттала либо перезапустить домны, либо продать за символический 1 евро.
Впрочем, сначала Миттал не решился на открытый конфликт с правительством и просто переложил на его плечи поиск покупателя, на что выделил 60 дней (ведь за 14 месяцев временного простоя домны уже сгенерировали более 800 млн. евро убытков). Расчет понятен: найти нового собственника на слябовое производство в нынешних условиях европейского рынка стали – практически нерешаемая задача. По прогнозам Arcelor Mittal, конъюнктура рынка уже никогда не выйдет на докризисный уровень, а стальной спрос в ЕС сейчас составляет всего 75% от уровня 2007 г. Сама корпорация признала сталеплавильное производство Флоранжа неконкурентоспособным из-за 400-километровой удаленность от морского порта, а также малой производственной мощности.
Учитывая это, Arcelor Mittal предложила перенести производство слябов на метзавод в портовом Дюнкерке, мощности которого составляют 7,8 млн. т против 2,8 млн. т во Флоранже. В то же время, Arcelor Mittal фокусируется на выпуске стали для машиностроительных и автозаводов, сосредоточенных в промрегионе Лорран, частью которого является департамент Мозель, где и находятся прокатные мощности Arcelor MittalFlorange. Рядом же находится научно-исследовательский центр Maizieres-les-Metz, где осуществляются разработки новых видов стали высоких сортов.
Впрочем, заполитизированость вопроса помешала реализации этого плана, поэтому правительство Франции принялось искать покупателя на две доменные печи. Сроки поджимали, а реальных претендентов не наблюдалось, если не считать слухи о приходе российской “Северстали” (судя по всему, компанию Алексея Мордашова вспоминали по привычке, поскольку именно с ней Arcelor изначально планировал слияние в 2006 г., а не с MittalSteel).
Под конец ноября, когда близился дедлайн (1 декабря), Арно Монтебург заявил, что властям не удалось найти покупателей на 2 доменные печи во Флоранже, поскольку потенциальные кандидаты (а их было двое, по его версии) отказались покупать литейный цех без остальных мощностей. “Проблема Флоранжа – это не проблема доменных печей, проблема заключается в Миттале”, – сказал он, добавив, что правительство думает над “временной национализацией” мощностей Arcelor Mittal.
Затем его высказывания стали еще более жесткими. Он заявил, что правительство не хочет видеть в стране Arcelor Mittal. “Нам здесь не нужна Mittal, потому что она не уважает Францию”, – заявил Монтебург. По его словам, компания постоянно нарушала взятые на себя перед государством обязательства, и сейчас правительство ищет партнера, который взял бы на себя производства, управляемые Arcelor Mittal во Франции.
В свою очередь, Arcelor Mittal официально обвинила власти страны в давлении на компанию, цель которого заставить продать весь завод, а не только литейный цех во Флоранже. При этом, неофициально сообщалось, что члены семьи Митталов были “глубоко шокированы” заявлениями министра.
В Arcelor Mittal утверждают, что и так пошли на уступки, дав Франции время на поиски покупателя до 1 декабря. К двум домнам присовокупили еще и коксохим, который изначально не планировалось продавать. А вот продавать прокатные мощности Arcelor Mittal не собирается, поскольку это отразится на других французских предприятиях корпорации (заводы в Дюнкерке и Фо-сюр-Мер), которые поставляют подкат для флоранжских прокатных станов. Более того, корпорация не хочет допускать конкурентов на рынок сбыта в виде заводов автоконцернов, расположенных рядом с Флоранжем.
Скандал вышел за пределы Франции. Даже мэр Лондона Борис Джонсон, находясь с деловым визитом в Индии, высмеял социалистическое правительство Франции за нежелание сотрудничать с Arcelor Mittal. “Санкюлоты (название революционно настроенных бедных людей в Париже во время Великой Французской революции – ред.), похоже, пришли к власти в Париже, – пошутил Джонсон, принадлежащий к Консервативной партии. – Ничуть не сомневаясь, говорю вам, друзья, – переезжайте в Лондон”.
За пару часов до первого декабря стороны нашли компромисс, от которого больше выиграла Arcelor Mittal. По словам премьер-министра Франции Жан-Марка Эро, правительство страны пошло на уступки и отказалось от планов национализировать метпредприятие. В свою очередь, Arcelor Mittal гарантирует инвестиции в завод и создание новых рабочих мест для 630 работников, занятых в доменном производстве. Кроме того, глава правительства Франции отметил, что две доменные печи пока не будут перезапущены в связи с низким спросом на сталь в ЕС. В свою очередь, Arcelor Mittal не планирует полностью консервировать домны, так как собирается их задействовать в тестовом проекте по “зеленой” выплавке стали, для чего будет поддерживать домны в рабочем состоянии.
Инвестиции Arcelor Mittal в завод составят 180 млн. евро ($234 млн.) в течение 5 лет. В частности, планируется модернизировать цех холодной прокатки, а также мощности по выпуску упаковки, что позволит сохранить рабочие места в этих подразделениях. При этом средства будут выделены от материнской компании, а не перенаправлены с других французских заводов компании.
Под влиянием Eurofer, Европарламент принял резолюцию, в которой призвал Еврокомиссию как можно быстрее предоставить государственную помощь для сталелитейной промышленности ЕС, прежде всего закрывающимся заводам, а также внедрить план действий по оказанию помощи отрасли.
Второй точкой кипения стали Италия, у которой наряду с финансовым кризисом появились серьезные проблемы в сталелитейной отрасли. Крупнейшему в стране металлургическому заводу Ilva угрожала полная остановка, которая существенно сказалась бы на других метпредприятиях и уровне безработицы.
Летом 2012 г. итальянская прокуратура потребовала сначала частично, а затем полностью вывести из эксплуатации работающие мощности метзаводаIlva в Таранто, принадлежащего RivaGroup. Как было установлено следователями, производственные отходы предприятия могли послужить причиной аномального роста числа заболеваний легочной и сердечно-сосудистой систем, а также раковых заболеваний у жителей Таранто и его окрестностей.
Предложение Ilva направить 400 млн. евро на очищение производства и пресечение дальнейшего загрязнения окружающей среды прокуратура отклонила из-за недостаточного для сокращения вредных выбросов до требуемого уровня объема финансирования.
По словам главы итальянской метассоциации Federacciai Антонио Гоцци, остановка Ilva дорого обойдется стране. По его подсчетам, во-первых, стоимость импортного металла будет на 50-100 евро/т выше, что увеличит расходы на уровне страны на 2,5-5 млрд. евро в год. А во-вторых, из-за отсутствия продукции Таранто Италия будет терять за год около 1,2-2 млрд. евро в результате снижения объемов экспорта.
Кроме того, остановка крупнейшего в стране завода скажется на показателях работающих на продукции Ilva метпредприятий в Генуе и Нови Лигуре, то это фактически будет означать глубокую депрессию итальянской сталелитейной промышленности. Тут показателен пример, что частичная остановка завода урезала вдвое августовское производство металла в Италии с 2,4 млн. т. в июле до 1,2 млн. т.
Согласно данным Federacciai, в 2011 г. работающий на 80% производственных мощностей завод Ilva в Таранто произвел 8 млн. т. стали, из которых 3 млн. т. ушло на экспорт. Причем второй крупнейший метзавод страны Arverdi может ежегодно производить не более 3 млн. т. Стали, поэтому не сможет компенсировать отсутствие продукции Ilva. Соответственно, потребности рынка начнут покрывать европейские производители вроде Arcelor Mittal, ThyssenKrupp и TataSteelEurope, а также российские, китайские, индийские и южнокорейские компании.
Все сходилось к тому, что наиболее реальная возможность Ilva остаться открытой связана с правительственным вмешательством, поскольку остановка завода подорвет уже ослабленную финансовым кризисом экономику Италии. Правительство Марио Монти уже подсчитало, что закрытие завода обойдется стране минимум 8 млрд. евро в год из-за последующего увеличения объемов импорта, снижения налоговых поступлений и необходимости финансово поддерживать 12 тыс. рабочих завода. Однако в конце ноября более 20 тыс. металлургов начали забастовку против закрытия Ilva. Рабочие захватили административное здание завода, как ранее поступили сотрудники французского меткомбината Arcelor Mittal во Флоранже. На забастовку также вышли работники метзаводов в Генуе, Нови Лигуре, Ракконижи, Венеции и Патрице.
Протесты начались в связи с решением Ilva полностью закрыть метзавод и остановить работу всех прокатных мощностей в других городах. Это произошло после того, как прокуратура Таранто наложила арест на реализацию металлопродукции, произведенной Ilva за последние 4 месяца. Согласно заявлению прокуратуры Таранто, арест продукции завода связан с расследованием о подкупах руководством Ilva местных чиновников с целью занизить истинные объемы загрязнения окружающей среды. В рамках этого расследования были арестованы 12 человек, среди которых и глава Riva Group (которой принадлежит Ilva) Эмилио Рива вместе с сыном Фабио. Кроме того, под арестом оказались мер Таранто Стефано Ипациио, главный священник города Марко Герардо и бывший директор Ilva Луиджи Капогроссо. Кстати, глава сталелитейной компании Ilva Бруно Ферранте и директор метзавода также находятся под следствием в связи с “игнорированием судебных постановлений”.
Примечательно, что до обвинений в коррупции и арестов, руководство Ilva согласовало с министерством экологии план модернизации метзавода в Тарранто; также министерство озвучило перечень условий, при соблюдении которых Ilva сможет продолжать работу (экологическая аттестация производства). Согласно этому плану, Ilva брала на себя обязательства остановить доменную печь №2, модернизировать домну №1 с одновременным выводом из эксплуатации коксовых батарей и переоборудованием открытых складов по хранению коксующихся углей и железорудного сырья в закрытые. Кроме того, компания приняла решение остановить доменную печь №5 в июле 2014 г. вместо декабря 2015 г.
Однако, несмотря на правительственное разрешение, прокуратура не отменила судебный запрет на производственную деятельность, поэтому Совет министров Италии попытается придать Экологической аттестации производства, которую получил завод в Тарранто, статус закона. В таком случае Ilva смогла бы частично возобновить производство и коммерческую деятельность.
В итоге, политическое решение было принято. Ilva возобновила работу части прокатных мощностей. Другая часть простаивает в связи с низким спросом. Но важно другое: экологической аттестации сначала был придан статус декрета правительства, а затем – закона. При этом компания начала реализацию экологического плана, одобренного Министерством окружающей среди Италии.
Ситуация в сталелитейном секторе других стран также не вызывает оптимизма, однако, в отличие от Франции и Италии, здесь обходится без какой-либо серьезной социальной и политической напряженности. Например, индийская меткомпания TataSteel, владеющая заводами в Великобритании и Нидерландах, провела реструктуризацию британских активов, сократив 900 рабочих мест и закрыв 12 сервисных металлоцентров в Англии и Уэльсе. Но при этом более половины рабочих будут переведены на завод Port Talbot в Южном Уэльсе, где в начале следующего года будет перезапущена одна из двух доменных печей.
По словам мажоритарного собственника TataSteel Ратана Тата, Великобритания уже не рассматривается в качестве первоначального места для вложения инвестиций в промышленный сектор. “Экономическая ситуация, высокие затраты производителей негативно влияют на принятие решений”, – отметил он.
Аналогичная ситуация и в Бельгии. Arcelor Mittal договорился с профсоюзами и региональным правительством Валлонии окончательно закрыть доменные печи на метпредприятии в Льеже (уволив 500 рабочих), а взамен компания инвестирует в прокатный цех и научно-исследовательский отдел $180 млн.
Кроме того, российская группа НЛМК рассматривает возможность остановки бельгийского прокатного завода LaLouviеre. Завод безнадежно убыточен, и россияне не хотят его поддерживать без надежды на его выход в ноль. Сейчас у завода заказов на 1,2 млн. т, при том что мощность предприятия составляет 2,6 млн. т проката в год.
Тяжелый период переживает и немецкая металлургия, хотя тут заводов не закрывали. Во время кризиса Германия, крупнейшая экономика ЕС, одна из немногих показывала сильные результаты, но по мере ухудшения ситуации с суверенными долгами трейдеры и производители стали тщательней планировать и использовать свои запасы. Согласно прогнозу Немецкой федерации стали Wirtschaftsvereinigung Stahl (WVStahl),выплавка стали по итогам года сократится на 4% до чуть более 40 млн. т.
Финансовые результаты отрасли также были плачевными. Крупнейшая компания отрасли ThyssenKrupp впервые в этом тысячелетии отказалась выплачивать дивиденды после того, как завершила второй финансовый год подряд с убытком в 4,7 млрд. евро, тогда как годом ранее он составил 1,29 млрд. евро.
Впрочем, большая часть убытков ThyssenKrupp сгенерирована двумя сталелитейными заводами компании в США и Бразилии, которые около полугода были выставлены на продажу из-за их убыточности. Кроме того, финансовые потери приносила “дочка” Inoxum, в которую были выделены предприятия по выпуску нержавеющей стали.
Однако в 2013 г. ожидается, что производство стали в Германии вернется к умеренному росту (на 1%, до 43 млн. т), поскольку потребители начнут пополнять свои истощившиеся запасы, а спрос со стороны автомобилестроительного и машиностроительного секторов вырастет.
“Сигнал надежды для сталелитейной отрасли поступает от важной группы потребителей: автопроизводителей, а также производителей оборудования для предприятий, которые намерены увеличить производство в следующем году”, – утверждают в WVStahl. Автопром, машиностроение и строительство потребляют около 80% стали, выплавляемой немецкимиметкомпаниями.
По прогнозу Eurofer, в первом полугодии 2013 г. сталелитейная отрасль ЕС все еще будет находиться под негативным воздействием низкого спроса. Но с середины года ассоциация допускает небольшое восстановление, что будет связано с улучшением доступа к заемным средствам и наращиванию государственных расходов. Однако в целом картина нерадостная. В 2013 г. видимое и реальное потребление стали сократится на 1% (прогноз Eurofer). Рост ВВП еврозоны планируется на уровне 0,4%, промпроизводство также продемонстрирует небольшое восстановление (+0,5%), после падения на 2,2% в нынешнем году.
Производство в машиностроении и производстве бытовой техники, как ожидается, увеличится на 0,8% и 1,4% соответственно, однако в секторах строительства, автомобилестроении и судостроении прогнозируется дальнейшее снижение: на 0,9%, 0,7% и 4% соответственно. Вто же время Moody`s обрисовывает еще более мрачные перспективы на 2013 г., предрекая стальному потреблению сокращение на 2-4%.
На фоне слабого рынка активизировалось стальное лобби европейских металлургов. В частности, под влиянием Eurofer, Европарламент принял резолюцию, подготовленную комиссаром по промышленности Антонио Таяни, в которой призвал Еврокомиссию как можно быстрее предоставить государственную помощь для сталелитейной промышленности ЕС, прежде всего закрывающимся заводам, а также внедрить план действий по оказанию помощи отрасли.
Кроме того, согласно документу, Еврокомиссия должна проверить, осуществляется ли реструктуризация или перемещение сталелитейных заводов в строгом соответствии с антимонопольным законодательством ЕС. Также следует отслеживать потенциальные нарушения и появление монопольного положения на рынках. Европарламент подчеркивает, что план действий, рассчитанный до июня 2013 г., должен включать в себя все возможные средства, например увеличение научно-технических разработок, рост инвестиций Европейского инвестиционного банка, систему переквалификации персонала, финансовые инструменты ЕС. Парламентарии также потребовали продлить с 31 декабря 2012 г. систему мониторинга за импортом металлопродукции и стальных труб на территорию ЕС. Теперь же Eurofer может направить все свои усилия, чтобы увеличить давление на европолитиков в плане экологического законодательства. ЕС разработала стратегию по ужесточению выбросов CO2 для промышленности, но на фоне кризиса в общеевропейской индустрии у Eurofer появляется шанс если не отменить, то хотя бы отсрочить введение новых стандартов. И, судя по неофициальной информации, металлургическому лобби удалось достучаться: Еврокомиссия рассматривает вариант сохранения или понижения нормативов выбросов CO2 для промпредприятий на территории ЕС. (Металлоснабжение и сбыт/Ugmk.Info/Металл Украины, СНГ, мира)