Президент ассоциации “Втормет” Василий Гуреев в интервью Ugmk.info рассказал об итогах работы в 2012 г. и об основных проблемах ломоперерабатывающей отрасли на нынешнем этапе развития.
– Как оцениваете итоги 2012 г. в ломозаготовительной отрасли, можно ли охарактеризовать ситуацию словом “кризис”?
– Если под итогом понимать соответствие между уровнем производственной деятельности отрасли в целом и уровнем спроса на лом черных металлов, т. е. удовлетворением потребности при выплавке стали в стране, то здесь по формальному признаку все нормально. А если глубже проанализировать работу отрасли в этом году, то пожалуй, труднее года для работы ломоперерабатывающих предприятий за последнее время не было. Основных причин две – объективная и субъективная. Объективная – это уровень производства стали, а субъективная – это та неразбериха в системе работы, которая создалась после ликвидации Минпромполитики и передачи этих функций Минекономразвитию. Что касается объективного фактора. В мировой экономике действительно началась вторая волна спада. Не буду повторять то, что многим известно. Приведу в подтверждение только некоторые данные по объему выплавки стали в Украине. А это прямая связь с ломоперерабатывающей отраслью.
Начиная с 1995 г., наибольший объем выплавки стали в стране был в докризисном 2007 г., почти 43 млн. т. В этом же году металлургическим предприятиям было поставлено наибольшее за эти годы количество металлолома – более 7 млн. т. Начиная со второй половины 2008 г. проявились кризисные условия в части реализации отечественной металлопродукции, которые имели место на протяжении почти всего 2009 г. Затем, начиная с 2010 г., ситуация начала улучшаться вплоть до 2012 г. В 2012 г. ожидается выплавка стали на уровне 32,5 млн. т и поставки около 5 млн. т.
Поставки металлолома и выплавка стали в Украине, млн. т
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. (оценка) |
Производство стали | 37,1 | 29,7 | 32,7 | 34,7 | 32,5 |
Поставки лома металлургам | 5,9 | 5,1 | 6,2 | 6,8 | 5 |
Экспорт лома, тыс. т | 687 | 885 | 666 | 800 | 367 |
Источник: “Втормет”.
Как иллюстрация спроса на украинский металлопрокат в этот период, приведу только 2 цифры – арматура, например, еще в середине 2008 г. (FOB Черное море) стоила $1270/т, а в марте 2009 г. – $365/т.
Что касается субъективного фактора. Он заключается в том, что вследствие непоследовательных, некомпетентных действий со стороны руководства Минэкономразвития были серьезно ухудшены условия работы многих предприятий отрасли. А неоднократные обращения ассоциации к президенту и премьер-министру Украины остаются до сегодняшнего времени без ответа. Складывается впечатление, что в стране никого не волнует отрицательное сальдо торгового баланса. Причем непонятна причина этому. То ли недооценка важности ломоперерабатывающей отрасли для металлургов и нежелание вникнуть в проблемы, то ли какая-то иная мотивация. Но факт остается фактом. Остановлюсь только на двух вопросах – лицензирование и экспорт лома черных металлов. В Минпромполитики более чем за 10 лет была отработана четкая система их решения. Причем, это было отрегулировано на законодательном уровне, а также системой целого ряда правительственных нормативных документов. Вместо того чтобы усовершенствовать этот опыт, начались новации, только ухудшающие решение этих вопросов.
Было несколько приказов МЭРТ только по такому простому вопросу как состав и порядок работы Комиссии по лицензированию деятельности с ломом черных металлов (последний в сентябре 2012 г.).
О порядке работы относительно рассмотрения объемов контрактов на экспорт черных металлов до сих пор не определились. Прошло больше года. Вносилось несколько проектов изменений действующих постановлений кабинета министров и Закона Украины “Про металобрухт”. И только 10 октября был подписан приказ, утвердивший протоколы двух заседаний комиссии по лицензированию от 5 и 24 июля. Это вопиющее нарушение действующего порядка. Но если это могут еще нормально пережить те, кто получает новые лицензии, то для тех субъектов, у кого срок лицензии истек – это необходимость прекращения деятельности или работа вне закона.
Что касается экспорта. С согласия руководства МЭРТ после обращения ассоциации наконец были проведены 20 и 26 июня заседания комиссии министерства по рассмотрению заявленных объемов экспортирования, которые так и не были утверждены министром. Таким образом, Минэкономразвития, приняв на себя функции ликвидированного Минпромполитики, на протяжении года так и не смогло решить довольно простой и очевидный вопрос.
Возможности экспорта лома черных металлов никогда не рассматривались как самоцель. Это альтернатива для поддержания деятельности в этой сфере в случае ухудшения внутреннего рынка. Так было на протяжении последних 12 лет. И устраивало и ломопереработчиков и металлургов. Я называл цифры поставок металлолома на внутренний рынок в 2008-2012 гг. Если в 2007 г. экспорт составил 688 тыс. т, то в 2012 г. трудном году будет только 367 тыс. т.
– Насколько сильно на ситуацию в отрасли повлияли меры, принятые по блокированию экспорта лома из Украины?
– Естественно, отрицательно. Вместе с неразберихой с лицензированием, прекращение экспорта привело к остановке в разное время и на разный срок многих субъектов предпринимательства. А учитывая снижения спроса в ломе у металлургов и как следствие снижение внутренней цены на лом, а также периодические задержки с оплатой, это усугубило проблему в отрасли. А что дало это экономике страны? Вместо 900 тыс. т, которые могли бы быть экспортированы (я уже не комментирую абсолютно ошибочное решение по ограничению в 900 тыс. т), будет экспортировано всего 367 тыс. т. А это почти $200 млн. экспорта, что не помешало бы при отрицательном торговом балансе 2012 г. Кроме того, в казну не поступило почти 7 млн. евро от экспортной пошлины. И еще одно. Из-за ухудшения работы многих предприятий отрасли металлурги впервые за многие годы вошли в зиму с запасом на складах на 1 декабря около 160 тыс. т металлолома, вместо обычных 250-300 тыс. т в предыдущие годы.
– С какой средней рентабельностью сегодня работают ломоперерабатывающие предприятия?
– Если большое количество субъектов по вышеназванным причинам прекратило работу, уволило или отправило в долгосрочный отпуск людей, или задерживает зарплату, то какая может быть в этом случае рентабельность? Для работающих предприятий в условиях сегодняшних цен она естественно минимальна от 1 до 3%. В докризисный период, 2005-2007 гг. при нормальной работе рентабельность отдельных предприятий составляла 20-30%. Хотя говорить о средней рентабельности по отрасли я не могу, так как Ассоциация не владеет этими данными. Во-первых, отсутствует такая статистика, во-вторых, не все субъекты предпринимательства являются членами ассоциации.
– Улучшилась ли к концу года ситуация с расчетами, сколько сейчас должны металлурги за полученный лом?
– Общей по отрасли цифры нет из-за отсутствия официальной отчетности. Этот вопрос регулируется между самими субъектами. Единственно, что по информации членов Ассоциации известно, что в вопросе расчета за поставленный металлолом в 2012 г. периодически возникало напряжение.
– Каков сегодня реальный дефицит лома в Украине, в каком объеме он ожидается на 2013 г.?
– На сегодня никакого дефицита металлолома нет и его не будет естественно и в 2013 г.
Есть проблемы объема поставок лома на метпредприятия, которые зависят от условий нормальной работы предприятий ломоперерабатывающей отрасли, что определяется сегодня такими факторами, как создание нормальных условий работы предприятий отрасли, а также уровнем цены поставок и своевременной оплатой. Металлофонд Украины, как база ломообразования, на сегодня еще имеет достаточный объем. Тем более уровень выплавки стали в 2013 г., по предварительным данным самих металлургов, составит около 34 млн. т. Если же говорить об условиях обеспечения металлоломом в будущем, то они серьезно усложняются. Во-первых, идет постоянное снижение оборотного лома у металлургов, который в предыдущие годы всегда превышал объемы привозного лома. Это результат перехода на непрерывную разливку стали. Во-вторых, увеличивается производство стали электрометаллургическим способом, где удельный расход лома значительно выше, чем при мартеновском производстве. Правда, здесь происходит некоторая смягчающая компенсация внутри самих металлургов в результате уменьшения мартеновского и увеличения доли конверторного производства, при котором удельный расход металлолома меньше, чем при выплавке в мартеновских печах. И тем не менее, легкодоступного металлолома становится все меньше, машиностроение также не работает на нужном уровне, да и в условиях кризиса не очень-то идет реновация производства, а это источник амортизационного металлолома. Нужно только не усложнять кризисные условия дополнительными неправильными решениями или бездеятельностью, о чем я говорил в начале.
– Как прокомментируете остановку Донецкого электрометаллургического завода, одной из основных причин которого была нехватка лома? На ваш взгляд, почему предприятию в течение почти 10 лет не удается решить данную проблему?
– Видите ли, это сугубо частный вопрос. Это проблемы предприятия. Мое очень поверхностное мнение. Во-первых, Донецкий регион очень насыщен метпредприятиями, где для некоторых из них уже сложилась структура обеспечения их ломом, что создает определенные трудности для ДЭМЗа непосредственно в этом регионе. Кроме того, в последние годы на предприятии чаще, чем у других, меняется собственник, а это тоже определенные субъективные трудности.
– Если у предприятия (ДЭМЗ) появится новый инвестор, что посоветуете ему делать, чтобы наладить стабильные поставки лома?
– Он сам разберется. Нужно просто теснее работать с предприятиями ассоциации.
– Как Вы считаете, будут ли проблемы с обеспечением ломом у “Интерпайп Стали” и строящихся на Донецком МЗ электропечей?
– Я уже сказал, что расширение электрометаллургического производства стали создает особенно в кризисной экономической ситуации, дополнительные сложности с обеспечением металлоломом в стране. Но если у этих предприятий не будет проблем с реализацией своей продукции, то у них будут финансовые возможности обеспечить себя сырьем.
– Каковы предварительные прогнозы на рыночную ситуацию в 1 квартале 2013 г., есть ли основания ожидать весеннего роста цен?
– Во-первых, первый квартал это зима и от нее многое зависит в работе и в первую очередь при заготовке металлолома. Это уже многолетний опыт. В отношении подъема цен весной, то все будет зависеть от того, как переживут зиму металлурги, а также, какая у них будет ситуация с реализацией продукции в начале 2013 г. Что же касается прогнозирования ситуации по производству и потреблению металлопроката в мире в 2013 г., то все эти прогнозы не вселяют особого оптимизма. (Ugmk.Info/Металл Украины, СНГ, мира)