Металл Украины и мира

Буркина-Фасо: российской Nordgold нравится работать в Африке

Одной из африканских стран, куда заходят российские металлурги, стала Буркина-Фасо. Руководители принадлежащей Алексею Мордашову Nordgold считают, что политический риск там не выше, чем в России. Подконтрольная основному владельцу “Северстали” Алексею Мордашову золотодобывающая Nordgold – одна из немногих российских горнодобывающих компаний, чьи менеджеры даже в частных разговорах заявляют, что им нравится работать в Африке. Точнее, нравится им в Буркина-Фасо, где компания недавно пустила производство на втором своем руднике – Bissa. Сравнивают они в основном с Гвинеей, где Nordgold также ведет добычу золота (проект Lefa), и с другими странами континента, где им лично доводилось работать. Например, геолог Игорь, проживший в Африке более десятка лет, говорит, что Буркина-Фасо – первая страна, куда он смог привезти свою семью из Москвы.

Лицензии на золотые рудники в Буркина-Фасо достались “Северстали”, а затем выделенной из ее состава Nordgold вместе с канадской High River Gold. Контроль над ней компания Мордашова получила в 2008 г., когда “Северсталь” активно диверсифицировала бизнес и искала новые инвестиционные возможности. Вложения в золотодобычу выглядели перспективными в свете продолжавшегося роста цен на драгметаллы и на фоне нестабильности на финансовых рынках и в мировой экономике вообще. Расчеты оправдались: с осени 2008 г., когда “Северсталь” купила обремененную долгами High River, по сегодняшний день мировые цены на золото выросли более чем в 2,5 раза. Инвесторы, однако, хотели видеть “Северсталь” чисто стальной компанией, поэтому в 2011 г. было принято решение выделить золотодобывающий сегмент в виде Nordgold в отдельную компанию. Все остальные непрофильные активы “Северстали” были распроданы, а для новых инвестиций в необычные проекты Алексей Мордашов создал специальный частный фонд.

В Nordgold считают проекты в Буркина-Фасо самой ценной частью High River, которая уже к концу первого квартала 2013 г. будет на 100% принадлежать компании Алексея Мордашова. К тому же это первые, но при этом наименее проблемные африканские активы Nordgold (британская Crew Gold, недропользователь месторождения Lefa в Гвинее, была куплена Nordgold в 2010 г.). В целом на африканские активы в 2012 г. пришлось почти 42% производства золота и выручки всей Nordgold (24% от проекта в Гвинее и 18% от Буркина-Фасо).

К моменту покупки у High River в Буркина-Фасо был уже один работающий рудник – Taparko-Boroum. Пущенный в 2007 г., он стал первым золотопроизводящим проектом в стране с момента закрытия государственного месторождения Poura в 1999 г. По состоянию на конец 2012 г. в Буркина-Фасо, которая по запасам золота занимает третье место на континенте, помимо Taparko работало еще пять рудников, подконтрольных компаниям из Канады и Великобритании. Интерес инвесторов к золотодобывающей отрасли Буркина-Фасо позволяет одной из беднейших стран мира (ВВП на душу населения, по данным МВФ, $664 в год) занимать четвертое место в Африке по объемам производства драгметалла. На золотодобывающую промышленность приходится около 10% ВВП страны (вся экономика, по данным МВФ, составляет около $10 млрд.). Всего в Буркина-Фасо добывается около 1,2 млн. унций в год, из которых в 2012 г. почти 127 тыс. унций было произведено на принадлежащем Nordgold руднике Taparko. В ближайшие пару лет ожидается начало добычи на четырех или пяти новых рудниках. Наряду с промышленной добычей золота в стране активно развито старательство. Недорогую лицензию может получить любой желающий, все найденное золото продается государству.

Гендиректор Nordgold Николай Зеленский считает, что политические риски в Буркина-Фасо не выше, чем в России или в Казахстане, и отмечает деятельное участие властей страны в реализации проектов компании. Глава Nordgold гордится тем, что рудник Bissa удалось ввести в строй в рекордно короткие сроки – всего за 15 месяцев. За это время Зеленский лично встречался с президентом Компаоре всего дважды, а с премьер-министром Буркина-Фасо Люк-Адольфом Тиао и вовсе познакомился только перед церемонией официального открытия рудника. В 2013 г. Bissa произведет около 100 тыс. унций золота, затем ожидается увеличение производства до 200 тыс. унций.

В процессе обустройства рудника Nordgold пришлось переселить две деревни. Их жители получили новые современные дома. Местность, где расположено месторождение Bissa, представляет собой несколько холмов, которые со временем превратятся в рудники. (Коммерсант Власть/Металл Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version