World Steel Association (Worldsteel) подвела итоги работы мировой металлургической отрасли в январе. По ее данным, в 62 странах, которые подают свою производственную статистику в WSA, в прошлом месяце было выплавлено 124,8 млн. т стали. Это на 0,8% превышает показатели аналогичного периода годичной давности. Однако, прежде всего эта информация показывает, что отрасль по-прежнему находится в глубоком кризисе. Средний уровень загрузки мощностей в глобальной металлургии, по данным WSA, в январе сократился до 71,2%. Это самый низкий показатель с мая 2009 г. И вообще, уменьшение загрузки в январе по сравнению с декабрем представляет собой уникальный случай за последние годы. На мировом рынке стали всегда наблюдались контрасты. Но в январе этого года они оказались наиболее разительными. Всего три страны – Китай, Индия и Япония – вместе увеличили объем выплавки на 4,3% или на 3,1 млн. т по сравнению с январем 2012 г. В то же время, в “остальном мире” производство сократилось на 3,9% или 2,05 млн. т.
Такое разделение, безусловно, не случайно. Китайская экономика, пройдя крайнюю точку спада в третьем квартале прошлого года, заметно прибавила. А этой весной в стране планируется пуск новой программы стимулирования экономического роста за счет инвестиций. Китайские металлургические компании в расчете на расширение спроса на стальную продукцию наращивают объемы производства. В январе в стране было выплавлено 59,3 млн. т стали, на 4,6% больше, чем годом ранее. Причем, по данным национальной металлургической ассоциации CISA, в первой декаде февраля средняя ежедневная выплавка стали возросла почти до 2 млн. т по сравнению с январскими 1,914 млн. т.
Индийская экономика выглядит менее благополучной, чем китайская, но расширению объемов выпуска стальной продукции способствует пуск новых мощностей на ряде комбинатов в течение прошлого года. Индийская металлургия вступила в период массового завершения проектов-“браунфилдов”. Благодаря действию этого фактора производство стали в стране в ближайшие полтора-два года будет стабильно увеличиваться.
Японское правительство, со своей стороны, решило взять пример с китайских коллег и анонсировало свою программу стимулирования экономики посредством государственных инвестиций на $110 млрд. Кроме того, после длительных проволочек в районах, пострадавших от землетрясения в марте 2011 г., наконец-то, стартовали широкомасштабные восстановительные работы. Вследствие этого производство стали в стране в кои-то веки возросло.
Все же остальные ведущие металлургические державы, за небольшими исключениями, завершили январь с минусом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Интересно, что в число этих исключений вошли такие европейские страны как Германия и Великобритания, в то время как Евросоюз в целом показал по итогам месяца спад на 5,0%. По оценкам региональной металлургической ассоциации Eurofer, в 2012 г. реальное потребление стальной продукции в регионе сократилось на 5% по сравнению с предыдущим годом, а в 2013 г. ожидается спад еще примерно на 2%.
На 5,8% по сравнению с январем прошлого года сократилось производство стали в США, хотя в прошлом году эта страна входила в число мировых лидеров по темпам роста. Американские металлурги вынуждены приспосабливаться к спаду в нефтегазодобывающей и энергетической отраслях и отсутствию видимого прогресса в автомобилестроении и на потребительском рынке. Правда, в конце прошлого года в США оживилось жилищное строительство, но, по мнению местных специалистов, в нежилищном секторе, где, в основном, и потребляется стальная продукция, дела пойдут на лад не раньше осени.
Не смогли поддержать рост производства стали и другие прошлогодние лидеры – Корея и Турция. Причем, если корейский спад оказался незначительным (-0,4%) и объясняется, в основном, проведением капремонтов на некоторых крупных предприятиях, то в Турции сокращение выплавки на 8,8% по сравнению с январем прошлого года, очевидно, вызвано ухудшением конъюнктуры, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В прошлом году турецкие компании смогли нарастить экспорт арматуры на 20,2%, до около 8,3 млн. т, но, с учетом происходящих на ближневосточном рынке изменений, в этом году им будет не так-то просто даже повторить прошлогодний результат. Экономика Турции выглядит относительно благополучной на фоне европейских соседей, однако тоже сбавила темпы роста.
Даже с учетом сезонных факторов, никак нельзя назвать благополучной обстановку на внутренних рынках России и Украины. Металлурги обеих стран столкнулись с трудностями в экспорте своей продукции в Европу и страны Ближнего Востока, а внутреннее потребление стагнирует и даже идет на спад. Вследствие этого производство стали в России сократилось в январе на 5,7% по сравнению с показателями аналогичного месяца прошлого года, а в Украине – на 4,4%. Конечно, один месяц – это еще не выборка. Но, тем не менее, следует отметить, что на мировом рынке стали обнаруживаются не слишком приятные тенденции для многих производителей. (Rusmet/Металл Украины, СНГ, мира)