Металл Украины и мира

Бразилия: группа Vale прилагает большие усилия для сохранения лидирующего положения на рынке железной руды

Однако ее ближайший конкурент – Rio Tinto – расширяет добычу быстрее и постепенно нагоняет Vale по объемам поставок. Поэтому бразильская компания сконцентрировалась на вопросах логистики ЖРС, чтобы отчасти скомпенсировать главное преимущество австралийцев – короткое транспортное плечо до азиатских рынков.

В прошедшем году серьезно пострадали инвестиции всех горнорудных компаний. Anglo American вынуждена была списать $4 млрд. убытка по железорудному проекту Minas Rio в Бразилии, а в январе Rio Tinto уволила своего СЕО Тома Олбанса после того, как он произвел списание $14 млрд. по угольному проекту в Мозамбике и убыточным алюминиевым заводам в Канаде. Не избежала этих проблем и Vale. Ей придется произвести списания по ряду инвестиционных программ – начиная от калиевого проекта Rio Colorado в Аргентине и завершая крупным железорудным проектом Simandou в Гвинее. По этому поводу финансовый директор компании Лучиано Сиани заявил, что Vale не боится списывать убыточные активы, но сумму списаний не конкретизировал.

По его словам, группа собирается, кроме того, уменьшить свою долю (50%) в сталелитейном проекте CSP, который реализует совместно с южнокорейскими компаниями Dungkuk (30%) и Posco (20%). Правда, он утверждает, что эти инвестиции беспокойства не вызывают, поскольку спрос на сталь на северо-востоке Бразилии идет на подъем, и это решение связано всего лишь с тем, что Vale – не сталелитейная компания. Сиани сообщил также, что группа собирается в 2013 г. инвестировать в этот проект более $400 млн. Он объяснил, что Vale в прошлом решила принять участие в серии таких проектов в обмен на долгосрочные контракты на поставки железной руды. Но группа не собирается конкурировать со своими клиентами, поэтому не планирует принимать участие в управлении сталелитейными заводами и рассчитывает сократить свои доли в них до миноритарных пакетов.

Эта позиция вполне логична. Тем более что сейчас главная опасность для Vale заключается в другом: она утрачивает позиции в своем основном бизнесе – железорудном. Помимо общих для горнорудной промышленности трудностей, обусловленных падением спроса на сырье, у крупнейшего в мире производителя железной руды имеются специфические проблемы. Сейчас Vale не может наращивать объемы добычи, поскольку действующие месторождения на юго-востоке Бразилии исчерпываются, а экологические лицензии на разработку 212 новых залежей были получены с большой задержкой. По этой причине в 2012 г. добыча группы сократилась на 0,8% до 320 млн. т, и отрыв Vale от Rio Tinto уменьшился до 121 млн. т (по статистике Bloomberg, самый низкий за последние три года), поскольку австралийская компания увеличила объемы производства на 3,7% до 199 млн. т. По прогнозу BB&T Capital Markets, в 2013 г. мировые поставки на рынок железной руды увеличатся на 6%, и практически весь этот прирост обеспечат именно австралийские компании. Впрочем, эта тенденция возникла не сейчас. Vale уже несколько лет изрядно отстает от австралийских конкурентов по темпам расширений. Начиная с 2007 г, Vale увеличила объем добычи на 5,5%, тогда как Rio Tinto – на 37%, а BHP Billiton – на 43%.

При этом Vale вынуждена будет и в дальнейшем сокращать добычу руды. Компания сообщила, что в 2013 г. уменьшит выпуск на 1% до 306 млн. т (не считая доли в СП с BHP Billiton). Правда, теперь, когда разрешения экологических органов уже получены, группа начнет наверстывать упущенное: она планирует увеличить добычу до 326 млн. т в 2014 г. и до 364 млн. т – в 2015 г., не считая выпуск ее СП с BHP Billiton на месторождении Samarco Mineracao в Южной Африке. В то же время Rio объявила, что собирается расширить производство в Пилбаре на 21% до 290 млн. т, хотя компания не сообщила, какая часть выпуска будет принадлежать ее партнерам.

Таким образом, Vale постепенно теряет свою долю рынка. В прошлом году группа заморозила проекты, объявила распродажу активов и сократила выпуск окатышей, поскольку спрос на них уменьшился на ее главных рынках – в Европе и Китае. По оценкам Bloomberg Industries, в комбинации с задержками расширений добычи руды за первые три квартала 2012 г. это привело к уменьшению рыночной доли Vale до 27% от почти 28% годом ранее. При этом доля BHP увеличилась с 14 до 15%, а у Rio она практически не изменилась (18%). Впрочем, вероятно, что в 2014 г. Vale восстановит свою рыночную долю, поскольку начнется добыча на двух новых месторождениях. Да и в четвертом квартале группа нарастила производство на 3,1% до 85,5 млн. т. Прирост был связан преимущественно с благоприятными погодными условиями, что открыло возможность вести добычу на крупнейшем в мире месторождении Carajas при полной загрузке мощностей.

Сейчас топ-менеджеры Vale проявляют определенный оптимизм, хотя их прогнозы трудно назвать определенными. Финдиректор компании заявил в конце января, что спрос на развивающихся рынках, которые приносят Vale 90% прибылей, даст возможность в долгосрочном плане сохранять цены в диапазоне $110-180/т. Правда, многие эксперты, включая бразильскую консалтинговую фирму Itau BBA, предсказывают, что в ближайшие несколько лет цены будут держаться на уровне $95-125/т. Как бы то ни было, Сиани объявил, что группа намеревается восстановить утраченную рыночную долю. Понятно, что для этого необходимо скомпенсировать основное преимущество австралийских конкурентов – сравнительно короткие дистанции транспортировки руды на азиатские рынки. С этой целью Vale продолжает продвигать свой проект Valemax. Группа создала флотилию крупнотажных судов Valemax (дедвейт 400 тыс. т) – самых больших сухогрузов в мире специально для доставки железной руды из Бразилии в Китай. Однако сразу после появления первых таких судов возникли крайне неприятные для компании неожиданности. Дело в том, что, по заказам Vale, эти суда были построены на китайских верфях, поэтому никто не ожидал, что им запретят заходить в китайские порты.

Тем не менее, хорошо (казалось бы) продуманный план сорвали китайские транспортные компании. Использование сухогрузов Valemax было отнюдь не в их интересах, поскольку после падения спроса на руду сократился и спрос на перевозки. Транспортное лобби в правительстве оказалось достаточно мощным, чтобы добиться запрета на разгрузку этих судов в китайских портах под предлогом возможного экологического ущерба.

Разумеется, Vale начала борьбу за свой проект и ведет ее по разным направлениям. Однако пока запрет действует, группе приходится использовать перевалочные пункты, на которых руду перегружают с Valemax на местные суда, которые и доставляют ее в Китай. Руководитель Vale Жозе Карлос Мартинс заявил, что использование Valemax могло бы экономить группе транспортные затраты в $6/т, но запрет на разгрузку в китайских портах увеличивает их на $2-3. Понятно, что это сказывается на продажной цене. Такой аргумент представляется потребителям руды достаточно весомым, и теперь, наконец, в игру вступает китайское стальное лобби.

Характерно, что CISA довольно долго оставалась в стороне от дискуссий по поводу Valemax. Разумеется, это не свидетельствует об отсутствии закулисных переговоров. Похоже, что сейчас торги между сталелитейными компаниями и Vale завершились взаимоприемлемым соглашением. Хотя не исключено, что настоящие торги только начинаются. Во всяком случае в конце января CISA объявила, что поддержит желание Vale разгружать Valemax непосредственно в китайских портах, если это приведет к снижению затрат на руду для ее членов. Вероятно, теперь начнется новый раунд переговоров, который покажет, какое лобби сильнее – стальное или транспортное. Тем временем Vale продвигает новый проект в китайском направлении. Для этих целей был создан железорудный дистрибуторский центр в порту Чжаньцзян, где лидер китайской сталелитейной отрасли Baosteel строит новый завод мощностью 10 млн. т. В начале декабря представители Baosteel и руководства порта Чжаньцзян посетили головной офис Vale в Бразилии, где и был подписан соответствующий меморандум о взаимопонимании.

Предполагается, что дистрибуторский центр будет обслуживать мелких клиентов, которые не имеют возможности закупить карго целиком. Это расширит доступ Vale к китайскому рынку. Вероятно, какие-то бонусы получат и власти порта Чжаньцзян. Зачем это нужно Baosteel, которая рассчитывает завершить строительство завода в 2015г., трудно сказать. Но понятно, что бонусы – в том или ином виде – получат все задействованные стороны. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version