Сегодня на шахтах “Белона” для предупреждения опасной концентрации и выбросов газа метана, содержащегося в угольных пластах и породах, применяются различные способы дегазации. Однако, несмотря на большой спектр дегазационных работ, в компании решили внедрить еще один способ, который осуществляется с помощью станка направленного бурения VLD1000 (производства Австралия). В Кузбассе “Белон” стал одной из немногих угольных компаний, применившей новую технологию для разгрузки пластов от газа метана.
Перед тем, как приобрести станок, руководство компании и шахты рассмотрело ряд предложений от фирм-изготовителей. В результате было решено отдать предпочтение австралийскому станку – согласно предоставленному референт-листу он уже несколько лет успешно используется на шахтах Австралии и Америки. Специалисты фирмы-изготовителя, а также фирмы – сервисанта, сопровождали доставку новой техники, его монтаж, внедрение и обучение работников предприятия.
Главное достоинство станка заключается в том, что он может с одной точки бурить скважины глубиной до трех километров и под разными углами, в том числе до 90 градусов. Станок полностью автоматизирован, все параметры и процессы выведены на монитор. Установке задается программа, траектория бурения, специалистам шахты остается только осуществлять контроль за работой станка. Один из очевидных плюсов, которыми обладает станок, это маневренность. Техника на гусеничном ходу, что позволяет оперативно перемещать ее с одного места на другое.
“Внедрение станка направленного бурения, безусловно, значительно увеличит скорость дегазационных работ, но это не значит, что шахта откажется от остальных способов дегазации, – говорит главный инженер шахты “Костромовская” Евгений Розонов. – Дело в том, что применение того иного вида зависит от горно-геологических условий. Сегодня на нашем предприятии актуальны все способы. Так, во время ведения подготовительных работ в шахтах проводится ограждающая дегазация. Дегазационные скважины бурятся на опережение проходческого забоя, из специально подготовленных заранее ниш”.
Следующий вид дегазации – пластовая, которая применяется при отработке выемочных участков – добыче угля. По всему периметру лавы бурятся скважины в угольный пласт, а с помощью вакуумных насосов, установленных на поверхности, газ выкачивается из пласта еще до начала очистной выемки. Еще один способ – дегазация в купол обрушения, которая производится с поверхности. Над всей площадью лавы бурится сетка скважин, они соединяются с передвижной насосной станцией, которая забирает из них газ поочередно, перемещаясь вслед за подвиганием очистного забоя. Плюс к этим видам, на шахте применяется газоуправление, которое осуществляется с помощью дегазационной установки, установленной на поверхности. С внедрением станка направленного бурения шахта в ближайшем будущем планирует закрывать порядка 50% от общей потребности в дегазации, а в перспективе – 70-80%.
На “Костромовской” заканчивается отработка лав в западном крыле шахтного поля, в ближайшие год-два произойдет переход на восточное крыло – сейчас ведется его подготовка. Согласно требованиям производственной безопасности, перед ведением горных работ, необходимо минимум за полгода, а то и за год, начать разгрузку пласта от газа метана. Благодаря наличию станка направленного бурения у шахтеров “Костромовской” появилась возможность поставить пласт на дегазацию за два-три года, то есть максимально снизить наличие взрывоопасного газа. Если обратиться к опыту других стран, то в той же Америке пласт на дегазацию ставят за пять лет до начала прохождения горных выработок. Сейчас такая возможность есть в “Белоне”.
Обслуживает новую установку участок ПРТБ (профилактики и техники безопасности), который, в том числе, занимается и вопросами дегазации. Данная структура была создана полтора года назад, а после приобретения станка направленного бурения, были введены штатные единицы – машинисты буровых установок, которые в течение года прошли обучение, и сейчас самостоятельно занимаются бурением. Помимо этого, специалисты шахты, практически весь маркшейдерский отдел, обучились составлению проектов на бурение. Перед тем, как приступить к процессу бурения, составляется специальная программа, маркшейдеры совместно с технической службой, задают сетку скважин и вводят программу в систему управления станка. Несмотря на полную автоматизацию процесса, без обслуживающего персонала не обойтись. Специалисты смотрят за давлением, температурным режимом, подносят буровые штанги, накручивают их и запускают в работу. Так как горно-геологические условия порой преподносят неприятные сюрпризы – нарушения, и при бурении буровой инструмент, доходя до определенной точки, врезается в породу, в таких случаях присутствие специалистов и контроль просто необходим. (Energyland.info/Металл Украины, СНГ, мира)