В случае дальнейшего ухудшения конъюнктуры и рыночных перспектив следующий вероятный шаг ThyssenKrupp – полный выход из стального бизнеса. Продажа активов ThyssenKrupp в США и Бразилии вышла на финишную прямую. По сведениям Wall Street Journal, главными претендентами на ThyssenKrupp Steel Americas (TKSA) являются бразильская CSN, которая в январе анонсировала предложение $3,8 млрд. за оба актива, и консорциум ArcelorMittal и японской Nippon Steel&Sumitomo Metal Corp., который предлагает $1,6 млрд. только за завод в Алабаме. Вне конкурса, видимо, остались другие претенденты – американские Nucor и US Steel, а также японская JFE Steel и латиноамериканская Ternium. Наверное, финальные предложения отличаются от озвученных в январе, но в любом случае, они не оправдывают надежд немецкой компании, которая хотела продать активы по балансовой стоимости. Год назад ThyssenKrupp надеялась получить за них $11 млрд. (чуть меньше того, что было инвестировано в их строительство), однако к концу минувшего года прозвучала цифра в $8 млрд., которая якобы может минимально удовлетворить немецкую компанию.
Теперь реальная сумма, которую на сегодня может получить ThyssenKrupp – максимум $6 млрд. По сведениям WSJ, претенденты отчаянно торгуются, так что возможно, итоговая сумма за оба актива будет еще ниже – $5,1 млрд. Это и есть рыночная стоимость двух заводов, суммарная мощность которых составляет свыше 5 млн. т стали и проката. В ThyssenKrupp покупателей и предложения не комментируют, ограничившись заявлением о том, что “все претенденты продолжают демонстрировать сильную заинтересованность в приобретении”. В компании уверены в нахождении решения для TKSA до конца текущего (2012/2013) фингода, который завершится 30 сентября. В мае должно быть заключено предварительное соглашение, а закрыта сделка осенью. В ThyssenKrupp спешат с продажей, поскольку ThyssenKrupp Steel Americas продолжает генерировать убытки. В минувшем финансовом году суммарные потери от работы двух заводов составили 3,6 млрд. евро. Всего же, с 2010 г. убытки TKSA уже превысили 11 млрд. евро. В начале 2013 г., несмотря на улучшение спроса и цен на автолист в США, завод в Калверте продолжает работать “в минус”. По информации компании Bradford, “входная” цена сляба с завода Бразилии, включая доставку в Алабаму, составляет $500/т. Стоимость переката его в готовый лист на предприятии в Калверте составляет $150/т. Таким образом, при нынешней стоимости г/к рулонной стали на рынке США в $600-650/т, американский дуэт ThyssenKrupp, в лучшем случае, работает “в ноль”, но чаще все же в убыток.
Потери в TKSA – не единственная проблема концерна ThyssenKrupp, который сейчас переживает самые сложные времена за свою историю. Сегодня один из крупнейших мировых конгломератов с 170 тыс. сотрудников и $63 млрд. продаж в год качается под ударами рыночной стихии, напоминая “колосса на глиняных ногах”. Компания, которая многие годы олицетворяла немецкие деловые качества (отменное планирование, скрупулезная реализация, высокое качество и инновации), буквально за несколько лет растеряла авторитет и репутацию. СМИ то и дело сообщают о новых скандалах с ThyssenKrupp. За картельный сговор в поставках ж/д рельсов концерн оштрафован немецкими регуляторами на $140 млн., в европейских офисах ThyssenKrupp прошли обыски, связанные с аналогичным делом по поставкам стали для автопрома Германии.
Ряд топ-менеджеров оказались замешаны в коррупции. В рамках очищения репутации уволены 3 члена исполнительного совета (Юрген Клаасен, Олаф Берлин и Эдвин Айхлер, возглавлявший американский стальной бизнес), шатается кресло и под многолетним руководителем Герхардом Кромме, который также ответственен на провалы и скандалы последних лет. После последнего собрания акционеров он, несмотря на недоверие трети акционеров, остался на своем посту, благодаря поддержке Krupp Foundation, который владеет 25% акций концерна. Новая стратегия концерна, которую реализуют нынешний CEO Генрих Гизингер и финдиректор Гвидо Керкхофф, предполагает выход компании из большинства циклических бизнесов (прежде всего, стального), средства от продажи которых будут вложены в развитие жизнеспособных секторов – судостроения, производства лифтов и пр. В настоящее время после закрытия сделки по продаже Inoxum и ожидаемой продажи TKSA, стальной бизнес компании сосредоточен в дивизионе Steel Europe. ThyssenKrupp намерена реорганизовать операции, чтобы максимизировать производительность и эффективность, и снизить затраты. Планируется продать часть мощностей Steel Europe, чтобы к 2015 г. сэкономить 500 млн. евро. Закрытию, сокращению или продаже могут подвергнуться линия покрытия рулонного проката в Duisburg-Beeckerwerth, одна из двух линий электролитического покрытия в Дортмунде, завод холодной прокатки в Neuwied и линия горячего цинкования в Испании. Кроме того, будет сокращено 2000 рабочих мест, что составляет примерно 7% всего штата компании в Европе. В результате возможного выбытия количество сотрудников может быть сокращено еще на 1800. Европейский стальной бизнес концерна достаточно эффективен, даже в нынешних сложных рыночных условиях. По операционной прибыли на 1 т стали до амортизации, ThyssenKrupp с 124 евро опережает своих конкурентов: у Voestalpine – 105 евро/т, у ArcelorMittal – 44 евро/т.
Несмотря на это, не исключается вариант и с полной продажей сталелитейных активов. Один из возможных сценариев развития – вывод самых перспективных направлений на IPO для привлечения дополнительных инвестиций. Пока этому препятствует “старая гвардия” концерна во главе с 99-летним Бертольдом Бейтцом, который представляет интересы Krupp (крупнейшего акционера) и его ставленником Кромме. Если 2013 г. не принесет улучшения финрезультатов, а продажа TKSA провалится, ThyssenKrupp придется рассматривать любые способы покрытия долгов и привлечения средств. (Ugmk.Info/Металл Украины, СНГ, мира)