2013 г. может стать первым годом за всю историю отечественного ГМК, когда импорт лома будет превалировать над экспортом. В прошлом году страна вдвое сократила объемы вывоза лома черных металлов. А за последние три месяца пределы государства вообще не покинуло ни одной ты этого сырья. До сих пор Украину на глобальных площадках торговли ломом знали как закадычного донора. Сегодня же она сама нуждается в ломовых вливаниях извне. Неправильно было бы утверждать, что проблемы с ломообеспечением свалились на украинскую металлургию, как снег на голову. Заготовка вторресурсов давно была ее тонким местом, а где тонко – там и рвется. И прошлый год стал в этом смысле переломным. В 2012 г. объемы ломозаготовки в Украине скатились до минимального за последние 15 лет уровня – ниже 6 млн. т. Правда, аукнулось это обстоятельство сталеварам только нынешней зимой. И если в декабре трудности с закупкой лома испытывали только некоторые метпредприятия, прежде всего, из группы ИСД, то в январе с фактом недопоставок столкнулись фактически все отечественные производители стали.
По данным объединения “Металлургпром”, в январе металлургам удалось получить только 256 тыс. т металлолома, что составило 62% от их расчетной балансовой потребности. В итоге запасы на складах в течение января уменьшились на 90 тыс. т и по состоянию на 1 февраля оценивались примерно в 100 тыс. т. Еще один такой месяц – и они будут выметены подчистую. Причем у некоторых предприятий складские запасы уже сейчас сократились до минимума в 1 тыс. т. Кроме того, из-за дефицита лома металлургам пришлось увеличивать долю чугуна в шихте, что есть прямой путь к повышению себестоимости конечной продукции. Или же – ограничивать свою производительность. Именно дефицитом лома объяснил падение январских объемов выплавки “АрселорМиттал Кривой Рог”. “Это обстоятельство повлияло на уровень производства стали и проката, и мы были вынуждены разливать и складировать чушковый чугун”, – цитирует сайт АМКР главу администрации комбината по производству Парамжита Калона.
Но самая плохая новость вот в чем. Нынешняя “голодная” зима может положить начало целому циклу “голодных” лет для потребителей лома. По мнению профильных специалистов, в 2013 г. ситуация в этом секторе только усугубится. Согласно расчетному балансу, составленному совместно “Металлургпромом” и ассоциацией “УАВтормет”, потребность внутреннего рынка в ломе в текущем году составит 6,7 млн. т. Прогнозируемый же объем заготовки лома в стране – примерно на 1 млн. т меньше. Даже при условии активизации ломового импорта внутренний спрос все равно останется не полностью удовлетворенным.
Госпредприятие “Укрпромвнешэкспертиза” подготовило среднесрочное прогноз-исследование относительно заготовки и потребления лома черных металлов в Украине до 2020 г., из которого следует, что внутренний дефицит этого металлургического сырья в течение трех ближайших лет вырастет вдвое – до 1,1 млн. т в 2015 г. А к 2020 г. он увеличится еще в 3 раза до 3,4 млн. т. Потребность национального ГМК в ломе к тому времени “Укрпромвнешэкспертиза” оценивает в 9 млн. т. Правда, по мнению директора предприятия Владимира Власюка, смягчить дефицит можно за счет внедрения крупных инфраструктурных проектов в стране, например, на железных дорогах и в ЖКХ. Эти отрасли потенциально являются существенным источником увеличения металлофонда, поскольку значительная часть железнодорожных путей и коммунальной трубной инфраструктуры нуждается в обновлении.
В ассоциации “УАВтормет” считают, что ломозаготовка в Украине сокращается по двум причинам. С одной стороны, исчерпываются запасы легкодоступного лома. Иными словами, все, что можно было легко разобрать и порезать на лом, уже, по большему счету, порезали и разобрали. В первые 10-15 лет независимости Украины ее ломозаготовительная отрасль живилась сырьевой базой, оставшейся в наследство от СССР. Поскольку же она возобновляется далеко не с такой скоростью, как используется, то теперь и стали проявляться диспропорции. Кроме того, в связи с переходом на непрерывную разливку стали за последнее десятилетие существенно уменьшились объемы образования и так называемого оборотного лома на самих металлургических предприятиях.
С другой стороны, политика сбивания цен на отечественный металлолом, в которой сталепроизводители преуспели, в частности, в прошлом году (среднегодовая цена закупки лома в 2012 г. уменьшилась более чем на $50/т относительно уровня 2011 г.), сейчас ударила по ним же рикошетом. По словам члена наблюдательного совета “УАВтормета” Владимира Галушкина, ухудшение расчетов за поставленный лом со стороны металлургов на фоне общего снижения производства стали повлекло за собой массовые увольнения ломозаготовителей, и даже закрытие отдельных площадок. А специалисты “Укрпромвнешэкспертизы” подчеркивают, что в Украине закупочные котировки на лом являются ключевым фактором активности ломосдатчиков, поскольку удельный вес физических лиц в заготовке лома у нас очень высокий.
Наконец, не стоит забывать, что полку едоков лома в прошлом году в стране прибыло. Виктор Пинчук пустил в эксплуатацию свое электросталеплавильное детище – “Интерпайп Сталь”, которому при полной загрузке необходимо 1,5 млн. т лома в год. Пока что завод еще не развернулся на полную мощь. Выплавку 500-тысячной тонны стали там отпраздновали в январе. Но уже в 2013 г. “Интерпайп Сталь”, согласно планам, должен выпустить 1,2 млн. т стали. Его сырьевые нужды – серьезная дополнительная нагрузка на внутреннее предложение. Впрочем, на неопределенное время выбыл из строя другой большой любитель лома – принадлежащий российскому “Мечелу” ДЭМЗ, чья потребность в ломе при штатной загрузке достигает 1 млн. т в год. И это хоть немного помогло поддержать баланс на внутреннем рынке лома. Однако в свете современной ситуации на нем весенний пуск донецкого предприятия выглядит более чем сомнительным. К тому же большинство прежних поставщиков ДЭМЗ переключились сегодня на обслуживание металлоломных запросов “Интерпайпа”.
Прошлый год запомнился и довольно противоречивыми попытками правительства вмешаться в регулирование потоков лома на входе и выходе из Украины. В мае 2012 г. появилось постановление Кабмина о введении квот на экспорт металлолома – в размере не более 900 тыс. т в год. Следить за соблюдением ограничений и регистрировать все контракты на вывоз этого сырья предписывалось Минэкономразвития. Чиновники мотивировали свои действия защитой внутреннего потребителя, ломозаготовители же намекали на создание свежего повода для коррупции. Ведь если правительство так опечалилось судьбами внутреннего рынка, зачем установило такой широкий – 900-тысячный – размер квоты? За предыдущие 5 лет объемы экспорта черного лома из Украины никогда не достигали такого уровня. Приближались к нему лишь в кризисном 2009 г., когда отечественным комбинатам нечем было платить за сырье, да и вообще они резко сбавили производственные обороты.
“УАВтормет” развернул целую кампанию за отмену квот и с критикой Минэкономразвития за бездеятельность, грубые нарушения законодательства, искусственные и немотивированные ограничения и т.п. Но министерство отвечало, что к нему поступили заявки на экспорт свыше 5,5 млн. т лома. Как прикажете отсеять из них 900 тыс. т? В ведомстве предложили альтернативный механизм – продавать квоты на экспорт лома на аукционах. “УАВтормет” выступил категорически против. И пока клокотал весь этот сыр-бор, мандаты на вывоз лома выписывались в крайне редких случаях. В итоге за прошлый год получилось вывезти из Украины лишь 366,5 тыс. т лома, что на 54,3% меньше, нежели годом ранее. Как ни крути, но барьер сработал. Благодаря чему дефицит удалось отодвинуть ближе к зиме. Однако зимой, точнее, в январе, вылезла другая проблема. В ноябре 2012 г. в Закон “О таможенном тарифе” было внесено поправку, устанавливающую ввозную пошлину на лом черных металлов в 5% от таможенной стоимости. С 1 января Гостаможня начала эту норму применять. Как утверждают участники рынка, пошлина уже вынудила отложить несколько контрактов на ввоз лома в Украину из-за слишком высокой стоимости товара, получаемой в итоге. Проследить какую-то логику в действиях властей трудно. Они фактически замуровали рынок лома в стране, повесив по замку с каждой стороны границы. Если стоит задача наполнить вторсырьем внутренний рынок (а она, очевидно, должна быть приоритетом), то бессмысленно строить заграждения на пути притока внешнего ресурса. Чтобы понять это, ждать довелось полтора месяца. В середине февраля Донецкая облгосадминистрация обратилась в Кабмин с ходатайством об отмене 5% пошлины на импортный лом, ссылаясь на его дефицит на рынке. Это предложение поддержали и представители метпредприятий на февральском балансовом совещании в Днепропетровске, и даже “УАВтормет”. По их словам, хотя в текущем месяце ситуация с обеспечением ломом улучшилась по сравнению с январем, но без дополнительной подпитки в виде импорта за ее стабильность поручиться нельзя. Тем более, накануне весны, когда на рынке металла ожидается традиционное оживление. Не исключено, что вопрос отмены пошлины Кабмин рассмотрит уже на своем ближайшем заседании вместе с вопросом о налогообложении доходов физлиц, занимающихся сбором металлического вторсырья. Правда, потом это пожелание правительства необходимо еще провести через Верховную Раду, которой, как известно, никак не удается приступить к работе.
Согласно таможенной статистике, за ноябрь-декабрь 2012 г. в Украину было ввезено около 30 тыс. т импортного лома, т.е. на эти два последних месяца пришлось более 27% от общегодовых поступлений. В январе, если бы не пошлина, то интенсивность импорта, вероятно, продолжала бы оставаться столь же высокой. А так она упала до 4 тыс. т, хотя даже этот результат оказался в 4 раза выше, чем в январе-2012. По оценкам издания “Металл-Курьер”, в 2013 г. суммарный объем импорта лома в Украину способен увеличиться вдвое – до 180-200 тыс. т. На это указывает и расширение географии импорта, и уже заявленные некоторыми трейдерами планы по организации зарубежных закупок. В частности, партнер группы ИСД – компания “Керамет” – планирует организовать импорт лома из Венгрии и Польши в объеме 10 тыс. т ежемесячно. Еще в прошлом году стали поступать первые партии сырья из России, а в нынешнем – из Турции. Хотя традиционно как раз Турция являлась до сих пор основным местом сбыта украинского экспортного лома.
Пустить реверс на полную катушку мешает пока что только разница в ценах. На турецком рынке цены на лом в конце января держались у планки в $390/т, в Украине же не доходили и до 2500 грн./т (это без учета НДС и ж/д тарифа). В Казахстане, являющимся в последние годы основным источником импорта лома в Украину, цены пока близки к украинским значениям, но дорога и 5% пошлина все равно делают этот ресурс достаточно дорогим. Хотя в случае обострения ломодефицита украинским потребителям придется смириться с ростом закупочных цен на лом как отечественного, так и заграничного происхождения. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)