Украинский углепром оказался в тисках жесточайшего кризиса – спад промышленного производства провоцирует сокращение генерации электроэнергии, и потребление угля в обеих сферах резко упало. При этом объемы добычи продолжают расти, и в стране образовался значительный профицит угля, который усугубляется активизацией нелегальной добычи. Единственный реальный путь сократить избыток угля – экспорт, который, правда, затруднен падением спроса во всем мире. Впрочем, у украинских антрацитов весьма неплохие перспективы.
В Украине образовался значительный профицит угля (5,5-6 млн. т на начало 2013 г.), и вопрос его экспорта приобрел особую актуальность. Сейчас этим занимаются частные компании, поскольку еще в 2009 г. государственные предприятия сократили экспорт угля вдвое, а “Уголь Украины” и вовсе прекратил поставки. Именно тогда в этой сфере активизировался ДТЭК. Компания экспортирует уголь с 2005 г., но в 2009 г. она создала “ДТЭК Трейдинг”, которая стала более интенсивно осваивать внешние рынки.
Задача была непростой, поскольку глобальный кризис подорвал промышленное производство во всем мире, и спрос на уголь упал везде. Исключением был Китай, правительство которого задействовало мощный пакет стимулирования экономики ($586 млрд.). Но на китайский рынок ринулись экспортеры всех стран, а конкурировать с австралийскими поставщиками было крайне трудно. Тем более что профицит угля нарастал во всех добывающих странах, а экспорт открывал единственную возможность избавляться от его избытков с минимальными потерями. В этой ситуации украинским экспортерам составляли серьезную конкуренцию поставщики из Вьетнама, Северной Кореи, Латинской Америки, Чехии и России. Тем не менее высококачественные антрациты пользовались неплохим спросом, поэтому украинские компании оказались конкурентоспособными.
Вскоре спрос пошел на подъем – начали приносить плоды программы стимулирования экономики в западных странах. Разумеется, выгоднее всего было поставлять на внешние рынки антрациты, поэтому в 2011 г. более 94,5% (6,6 млн. т) украинского экспорта было представлено именно углями марки “А”.
В те времена поставки антрацита в Европу составляли 63,7% украинского экспорта угля, еще 23,5% уходило в Азию, около 5% – в страны СНГ, а 4,7% пришлось на долю Северной и Южной Америки. Крупнейшими покупателями в 2011 г. были Болгария (30% всех поставок – 2 млн. т на $165 млн.), Турция (15,9% – 1 млн. т) и Польша (около 8% – 525 млн. т). А совокупная стоимость экспортированного угля увеличилась с $563 млн. в 2010 г. до $775 млн. – в 2011 г. Из украинских экспортеров самым мощным ресурсом обладала “ДТЭК Трейдинг”, и компания интенсивно использовала его для расширения сбыта в Западной Европе и выхода на рынки Юго-Восточной Азии. В результате ей удалось увеличить зарубежные поставки на 73% до 3,4 млн. т, закрепив за собой позицию главного экспортера страны. Но потом в мире родилась новая волна кризиса: затормозился подъем экономики в Индии и Китае, а в ЕС возобновилась рецессия. В Украине общий спад промышленного производства в 2012 г. составил 1,8%, в металлургии – 5,2%, а производство кокса сократилось на 3,5%. Соответственно, внутренний и внешний спрос на уголь пошел вниз. Украинский экспорт сократился – в 2012 г. зарубежные поставки уменьшились до 6,1 млн. т, их годовой спад составил 12,5%.
Разумеется, это способствовало росту профицита угля, который образовался из-за увеличения объема добычи на 5,2%. Однако только этими факторами нельзя объяснить образовавшийся избыток – по разным оценкам, он составляет 4-7 млн. т. Профсоюзы и иностранные эксперты объясняют его ростом добычи на “копанках”. По словам народного депутата от фракции Партии регионов, члена парламентского комитета по вопросам ТЭК Виктора Турманова, “копанки” забирают около 6 млн. т потребления. Будут ли эффективными меры борьбы с нелегальной добычей – покажет будущее, а проблему профицита необходимо решать уже сейчас. И расширение экспорта представляется единственным реальным выходом. Правда, снижение спроса и цен вынудило экспортеров поумерить активность на внешних рынках. Даже ДТЭК за первые три квартала прошедшего года сократил зарубежные поставки угля на 21,4%, до немногим более 2 млн. т. Тем не менее в пресс-службе компании сообщили, что у экспорта украинского антрацита весьма неплохие перспективы, поскольку даже в условиях повсеместного падения спроса украинский уголь вполне конкурентоспособен на внешних рынках. Уголь ДТЭК охотно покупают, поскольку компания экспортирует антрациты, которые выгодно отличаются от углей других стран показателями зольности, влажности и по содержанию серы. И такой экспорт вполне рентабелен. А новые источники спроса уже появились: украинский антрацит покупают не только химики и энергетики, но и металлурги. Дело в том, что глубокий спад на рынках стальной продукции вынуждает производителей изыскивать возможности сокращения затрат, и сейчас в доменном производстве повсеместно внедряются коксозамещающие технологии. Самой же низкозатратной из них считается выплавка чугуна с заменой существенной части кокса антрацитом (до 50-80 кг на 1 т чугуна) с эквивалентом замены кокса 0,8-1,1 кг/кг. Более того, уже доказана принципиальная возможность увеличения расхода антрацита до 100 кг/т чугуна с соответствующей заменой кокса.
Именно из соображений экономии и повышения эффективности по этому пути двинулись индийские компании Essar Steel и Tata Steel. В ДТЭК объяснили, что при частичной замене на украинский антрацит кокса, который продается в Индии по $270-290/т, покупатель экономит $50-70/т (включая расходы на доставку). Кроме того, с этой же целью украинский уголь закупают некоторые сталелитейные заводы США, ЕС и Турции. Частично заменяют кокс антрацитом даже холдинги с полной цепочкой “уголь – кокс – металл”, т. е. имеющие собственное коксовое производство. Как правило, на это идут, когда доставка антрацита из Украины обходится дешевле, чем кокса с собственных предприятий.
Кроме того, украинский уголь можно использовать и в других металлургических процессах. Для экономии дорогостоящей коксовой мелочи на многих меткомбинатах применяют в качестве основного топлива антрацитовый штыб. А в ферросплавном производстве научились заменять дефицитный и дорогой коксовый орешек донецким антрацитом (до 100-125 кг на 1 т ферросплавов), который признан высококачественным поставщиком углерода. Наконец, до 30% антрацита применяют в составе аглошихты при агломерации марганцевых концентратов.
А сейчас ДТЭК планирует расширять свою экспансию на рынки Юго-Восточной Азии, Китая, Индии, Латинской Америки и Африки. В компании считают, что украинский уголь имеет прекрасные перспективы на экспортных рынках. Осталось только их реализовать. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)