Повышения цен на мировом рынке стали в начале весны ждали почти все. Однако оно так и не состоялось. Металлургам пришлось снова опускать котировки и ждать, когда представится возможность для новой попытки. Сейчас они надеются на рост в конце марта – начале апреля. Но оправдаются ли эти ожидания?
Весенний подъем деловой активности – традиционное явление на мировом рынке стали. Как только в странах Северного полушария заканчивается зима, оживает строительная отрасль, соответственно, увеличивается спрос на используемый в ней прокат. Сезонный рост в секторе конструкционной стали обычно способствует подорожанию других видов стальной продукции. Тем более что и в других отраслях во втором квартале, как правило, наблюдается увеличение объемов производства, а потребители стальной продукции пополняют запасы, израсходованные за зиму.
В текущем году сигналом к такому всеобщему подъему цен на сталь должно было стать завершение празднования Нового года по китайскому календарю (10 февраля). Предполагалось, что сразу же после завершения недельных торжеств в Китае спрос на прокат резко возрастет. Экономика страны еще с конца прошлого года начала восстанавливаться после некоторого спада, к тому же правительство с целью дальнейшего стимулирования роста должно было пустить ряд крупных программ по строительству железных и автомобильных дорог, метрополитена в 19 городах и других объектов инфраструктуры.
Расчеты металлургических компаний на рост в конце февраля – марте основывались не только на ситуации в Китае. Правительство Японии в начале этого года решило последовать примеру китайцев и объявило о пуске собственной программы стимулирования экономики объемом более $110 млрд. В США в декабре 2012 г. возобновился рост в секторе жилищного строительства, который рассматривался многими специалистами как предвестник скорого промышленного подъема. В Европе национальным правительствам, Европейской комиссии и Европейскому центральному банку удалось стабилизировать ситуацию в финансовой сфере. Наконец, мировые цены на нефть оставались стабильно высокими, а это обещало рост инвестиций в нефтедобывающих странах Ближнего Востока.
Наконец, повышению цен на стальную продукцию должна была способствовать дороговизна сырья. Цены на железную руду после небольшого понижения во второй половине января снова пошли в рост благодаря рекордным объемам китайского импорта. Холодная и снежная зима, как обычно, привела к сокращению объема сборов металлолома, который, как ожидалось, неминуемо должен был подорожать. Наконец, наводнения в восточной части Австралии нарушили работу ряда угольных разрезов и портов, что вызвало повышение мировых цен на коксующийся уголь.
Металлургические компании, основываясь на этих расчетах, приступили к подъему цен во второй половине февраля. В авангарде этого процесса оказались производители плоского проката в странах Восточной Азии. Японские и корейские металлурги взвинтили котировки на горячекатаные рулоны от $630-640/т, FOB накануне праздников до $660-680/т, FOB и рассчитывали выйти на уровень $700/т, FOB к маю. Китайские производители предлагали заключать контракты на поставку того же горячего проката в апреле по $650/т, FOB.
Повышение охватило и другие регионы и сектора мирового рынка стали. Не отставали от общей тенденции и украинские производители, которые довели цены на горячекатаные рулоны до $600/т, FOB, воспользовавшись подъемом в Турции и агрессивными действиями европейских сталелитейных компаний. Ведущие европейские поставщики во главе с Arcelor Mittal объявили об увеличении стоимости горячего проката в марте до 520-540 евро/т, EXW (примерно $700-725). Одновременно ожидалось подорожание длинномерной продукции. Турецкие компании начали выставлять котировки на арматуру в районе $620/т, FOB по сравнению с $590-600/т, FOB в начале февраля. Соответственно, на аналогичное повышение могли рассчитывать и украинские экспортеры заготовок.
Однако ничего из этого так и не вышло. Весенний подъем в предсказанные сроки так и не состоялся. Спрос на стальную продукцию повсеместно остался относительно низким. В результате металлургам, так и не дождавшимся новых контрактов, пришлось пойти на попятную. К середине марта котировки на стальную продукцию практически везде вернулись на уровень, соответствующий концу января – началу февраля. Это относится, в частности, и к основным статьям украинского экспорта. Причем, если полуфабрикаты ограничились минимальным понижением, то горячекатаные рулоны подешевели к настоящему времени до около $560-570/т, FOB.
Сейчас металлургические компании по всему миру взяли паузу, но не потеряли надежды на новый подъем. Теперь он ожидается в конце марта – начале апреля. Но насколько оправданы их расчеты на этот раз?
Наиболее оптимистичные прогнозы составляются специалистами для Китая. В этой стране, действительно, растет производство автомобилей и бытовой техники, а правительство пускает крупные инфраструктурные проекты. Однако основная проблема китайского рынка стали заключается не в недостатке спроса, а в избытке предложения.
По данным Национального бюро статистики КНР, в первые два месяца года в стране было выплавлено 125,5 млн. т стали, что на 10,6% больше, чем/тот же период годичной давности. Естественно, рынок оказался переполненным стальной продукцией. Металлургам не помогло даже почти 30% расширение экспорта: за два месяца он составил 9,16 млн. т, т. е. всего 7,3% от объема национального производства. Тем не менее обширное предложение китайского проката на внешних рынках стало одной из причин провала регионального подъема цен.
В то же время для других стран мира преувеличенными оказались ожидания, как раз связанные со спросом. Например, японское правительство, объявив о принятии программы стимулирования экономики за счет инвестиций, слишком долго раскачивается, из-за чего немедленного расширения спроса на стальную продукцию в стране не произошло. Характерно, что в марте японские металлурги начали снова предлагать на региональном рынке полуфабрикаты, в то время как в предыдущем месяце они использовали их сами для изготовления готового проката.
На европейском рынке серьезным негативным сигналом стали итоги парламентских выборов в Италии в конце февраля. Они не дали перевеса ни одной из основных политических сил, поэтому практически все эксперты предсказывают для страны несколько месяцев безвластия, хаоса и безудержного популизма, что окажет самое негативное воздействие на экономику. Цены на стальную продукцию в Италии уже сейчас на 30-50 евро/т ниже, чем в других европейских странах, которые тоже трудно назвать благополучными. Успехи, достигнутые европейцами в финансовой сфере, совершенно не распространяются на реальный сектор, где спад продолжается. Не зря региональная металлургическая ассоциация Eurofer предсказывает сокращение потребления стальной продукции в ЕС по итогам года.
Спад в Европе непосредственно отразился на Турции, которая в определенной степени играет для ЕС ту же роль поставщика промышленной продукции, что Китай – для США. Темпы роста турецкой экономики снизились, соответственно, ниже ожидаемого оказался и внутренний спрос на стальную продукцию. На внешних же рынках неблагоприятную роль сыграло практическое выпадение Египта, где в конце прошлого года были введены высокие пошлины на импортную арматуру, а в этом резко обострилась политическая ситуация. Из-за ухудшения спроса внутри страны и за рубежом турецкие металлурги были вынуждены сократить объемы производства, но, очевидно, сделали это недостаточно быстро.
Так что успех новой попытки повышения котировок на прокат в конце марта зависит от того, удастся ли преодолеть все эти негативные тенденции. Пока некоторые сдвиги к лучшему наблюдаются на ближневосточном рынке длинномерного проката. В Ираке, одном из крупнейших импортеров этой продукции в регионе, после длительных проволочек утвердили госбюджет на текущий год. Теперь возобновлено финансирование крупных строительных проектов, а местные дистрибуторы опять скупают арматуру.
В Китае важнейшим фактором в ближайшие несколько недель будет объем предложения. Компания Baosteel, один из ведущих производителей стали в стране, неожиданно анонсировала подъем внутренних котировок на апрель, тогда как большинство ее конкурентов продолжают понижение. По расчетам Baosteel, спрос на прокат во втором квартале наконец-то пойдет в рост, в то время как производство стальной продукции в последнее время несколько сократилось. Да и правительство Китая может принять меры, направленные на ограничения выпуска стали и проката. Так или иначе, китайские металлурги, привыкшие прислушиваться к мнению руководства Baosteel, в настоящее время пытаются стабилизировать цены и остановить спад. Скорее всего, это им удастся.
В отношении других регионов тоже можно надеяться на некоторое улучшение рыночной ситуации. В Азии в апреле начинается сухой сезон, во время которого спрос на прокат должен хотя бы немного возрасти. Подорожание металлолома в США позволило американским компаниям впервые за последние три с половиной месяца сдвинуть цены в сторону повышения. Фактически проблемной зоной продолжает оставаться только Европа, но и там металлурги могут добиться небольшого роста цен, если экономическая обстановка хотя бы перестанет ухудшаться. Таким образом, и украинские металлурги в конце марта – начале апреля, скорее всего, получат возможность для увеличения стоимости своей продукции и расширения объема продаж на основных рынках. По-видимому, рост и в том, и в другом случае будет незначительным, но все-таки позволит производителям стальной продукции немного улучшить свое финансовое положение и слегка прибавить в объеме выпуска. Правда, ожидаемые положительные изменения не производят впечатления длительных и устойчивых. К тому же падение цен на сырье, в первую очередь железную руду, будет тянуть котировки на прокат вниз. Эксперты не прогнозируют заметного оживления в мировой экономике как минимум до начала второго полугодия. Причем весьма вероятно, что их оптимизм снова окажется преувеличенным. Трудные времена еще не закончились. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)