Металл Украины и мира

СНГ: ОК «Русал» объявила о сокращении объемов производства алюминия, что повлияет на судьбу ОАО «Запорожский алюминиевый комбинат» (ЗАЛК)

Это означает, что его украинский актив – простаивающий с 2011 г. Запорожский алюминиевый комбинат, в обозримом будущем так и не заработает. А вопрос о возвращении предприятия в госсобственность по-прежнему висит в воздухе. Опубликованные в начале марта результаты работы “Русала” за 2012 г. оставляют неоднозначное впечатление. С одной стороны, достигнут пусть символический, но все же прирост алюминиевого производства на 1,2% до 4,173 млн. т. Реализация увеличилась еще больше, на 4,6% до 4,203 млн. т. Другими словами, компании удалось слегка подчистить складские запасы – а значит, уменьшить накладные расходы.

Кстати, общая себестоимость алюминия тоже сократилась на 1,9% до $1946/т, в т. ч. за счет снижения среднего тарифа на электроэнергию на 9% до 3,17 цент/кВт-ч. Хотя напротив этой графы стоит поставить жирный знак вопроса. Не совсем ясно, откуда взялась данная цифра – примерно такие расходы на выплавку 1 т алюминия получаются на ЗАлКе. Но его и другие подобные предприятия с устаревшими мощностями “Русал” давно закрыл.

А на ключевых активах холдинга в Восточной Сибири себестоимость должна быть как минимум в 2 раза ниже. Возможно, этим и объясняется его отрицательный финансовый результат до налогообложения в $29 млн. против $610 млн. прибыли годом ранее. Опять же, рентабельность алюминиевого производства у О. Дерипаски все равно вышла неплохая, как для кризисного периода – 12,1%. Правда, годом ранее было вообще 23,3%.

К тому же, несмотря на рост объемов производства и реализации, выручка “Русала” снизилась на 11,4% до $10,891 млрд. Это связано с двумя факторами: во-первых, негативный глобальный тренд. Алюминий на Лондонской бирже металлов LME за 2012 г. подешевел в среднем на 15,7% до $2018/т. Во-вторых, стремясь удержать продажи, “Русал” за отчетный период поднял премию для потребителей до $208/т к котировкам LME против $160/т в 2011 г. Очевидно, что продолжать такую демпинговую политику и в 2013 г. О. Дерипаска не в состоянии. Дальнейший рост премий к котировкам LME его компания не может себе позволить, иначе рентабельность по алюминию рискует сравняться с показателем по глинозему – 3,1% за 2011 г. Поэтому “Русал” был вынужден снизить предложение на рынке. Его основные конкуренты, кстати, еще с 2011 г. идут этим путем. Для начала российская компания отложила пуск в эксплуатацию своего нового проекта, Тайшетского алюминиевого завода – как минимум до 2014 г., по словам директора по корпоративному развитию и акционерному капиталу “Русала” Олега Мухамедшина. Предполагалось, что ТАЗ станет третьим по мощности в России после Братского и Красноярского алюминиевых заводов и будет пущен в 2013 г. Позднее совет директоров “Русала” объявил о намерениях дополнительно сократить годовое производство алюминия на 300 тыс. т к уже утвержденным планам. В таких условиях пуска в эксплуатацию Запорожского алюминиевого комбината ожидать явно не стоит. Это предприятие, построенное в 1933 г., не может конкурировать по себестоимости продукции с более современными заводами, оснащенными энергоэффективными технологиями. Ранее “Русал” предлагал правительству Украины следующий вариант возобновления работы ЗАлКа: предоставление льготного тарифа на электроэнергию в обмен на инвестирование в техническое перевооружение с переводом на технологию РА 400 для плавки алюминия. Кабинет министров отказался, указывая на отсутствие источников покрытия убытков от льгот на электроэнергию для О. Дерипаски: по разным оценкам, это 1-1,5 млрд. грн.

Теперь же, исходя из вышеописанной ситуации у “Русала”, понятно, что он не сможет потянуть такие обязательства, даже если украинский Кабмин вдруг передумает. А это, в свою очередь, из области фантастики – учитывая трудности с наполнением госбюджета. Его дефицит по итогам 2012 г. составил 53,39 млрд. грн. и нет даже предположений, что его удастся сократить в текущем году.

Между тем инициированный Киевом еще в 2008 г. процесс возвращения ЗАлКА в госсобственность завис после соответствующего решения Киевского апелляционного хозяйственного суда от 17 мая 2011 г. Рассмотрение протеста “Русала” в Высшем хозяйственном суде Украины с тех пор постоянно переносится, и никто в кампании не берется сказать, как и когда решится этот вопрос.

Очевидно, что форсировать события вокруг ЗАлКа О. Дерипаске сейчас не с руки. Лишиться данного актива ему не хочется: ведь был же такой сказочный период, когда цены алюминия на LME зашкаливали за $3000/т. И тогда даже запорожский комбинат превращался в курицу, несущую золотые яйца. Любой экономическй спад неизбежно сменяется новым подъемом – остается только его дождаться. А пока решение о возвращении ЗАлКа в госсобственность оспаривается и не вступило в законную силу – всегда есть возможность пойти на попятную и договориться с украинскими властями за счет частичного удовлетвоериния их претензий. С другой стороны, затягивание вопроса сейчас выгодно и государству. Денег на возобновление работы запорожского комбината у него нет. А его закрытие ранее оценивалось местными властями в 3-4 млрд. грн. По всей видимости, нет и желающих вкладываться в этот проект среди представителей крупного бизнеса – вопреки ранее звучавшим заявлениям представителей Запорожской облгосадминистрации о наличии неких инвесторов, готовых вывести ЗАлК на новую высоту. Отсюда и подвешенное состояние предприятия. Сейчас комбинат продолжает работать на слитках, завозимых из России. Впрочем, ситуация не совсем тупиковая, если посмотреть на нее в привязке к Николаевскому глиноземному заводу, также контролируемому “Русалом”. В отличие от ЗАлКа, НГЗ работает достаточно стабильно, отправляя глинозем для дальнейшей переплавки в алюминий на росиссийские заводы компании. По данным СМИ, ранее на ЗАлКе работа глиноземного цеха была прекращена, оборудование демонтировано и частично вывезено в Николаев. В таком случае появляется возможность для комплексной (ЗАлК+НГЗ) постановки вопроса о работе украинских активов “Русала”. В том числе перспективы возвращения в госсобственность. Ведь если запорожский комбинат для О. Дерипаски как чемодан без ручки, то НГЗ представляет определенную ценность.

По итогам 2011 г. в Николаеве произвели 1,6 млн. т глинозема, обновив производственный рекорд. Ранее, в 2010 г., цифра равнялась 1,534 млн. т. В 2012 г. НГЗ, хотя и сбавил обороты, но продолжал работу. А вот расположенный в Гвинее глиноземный завод Friguia “Русал” в апреле остановил. Также надо отметить, что с 2001 г. инвестиции россиян в НГЗ, по данным самого предприятия, составили порядка $350 млн.

Опять же, когда россияне ссылаются на убыточность выплавки алюминия на ЗАлКе, они упускают один деликатный момент. Раньше его преимуществом была вертикальная интеграция: собственное производство глинозема позволяло компенсировать более высокие затраты в электролизном цеху. Плюс выпуск силуминовых сплавов.

Оставалось только пустить в работу фольгопрокатный участок.. и выходить на рынок с востребованной продукцией, имеющей высокую добавленную стоимость и стабильный спрос от пищепрома. Теперь же комбинат превратился в обычный алюминиевый завод, которому тягаться с сибирским алюминием “Русала” просто нереально. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version