Металл Украины и мира

Украина: спасая горняков от безработицы, власти взялись за металлургов

Проблемы украинских шахт со сбытом продукции обозначились еще в конце прошлого года, когда один из основных потребителей угля (металлургия) начал постепенно снижать производственную динамику. Но решать этот вопрос на упреждение в Кабмине не стали. Отчасти спокойствие чиновников можно объяснить опытом прошлых лет, когда в разгар кризиса проблема профицита угля решалась за счет энергетиков, накапливавших топливо впрок. Тогда в правительстве переполненные углем склады ТЭС гордо назвали “национальным резервом”, не упомянув при этом, что его формирование осуществлялось энергокомпаниями себе в убыток за счет дорогих кредитов.

До последнего времени ситуация напоминала события пятилетней давности, когда госшахты монотонно сгружали уголь теплоэнергетикам. Но вскоре шахтерам придется несладко, поскольку свернуть закупку угля готовится единственный государственный оператор рынка – ГП “Уголь Украины”. Поводом для этого послужил арест всех денежных средств предприятия, наложенный государственным исполнителем Министерства юстиции Украины. Об этом стало известно из постановления Хозяйственного суда Киева от 5 марта, которым Фемида подтвердила правомерность действий Государственной исполнительной службы, еще в январе наложившей арест на банковские счета ГП. Формальной причиной ареста стала просрочка выплаты 600 млн. грн. долга “Угля Украины” перед одним из его ключевых партнеров – Донецкой железной дорогой.

Обвинить менеджмент “Угля Украины” в искусственном доведении предприятия до финансового краха невозможно. Ведь ГП беспрерывно ведет переговоры со своими кредиторами о реструктуризации задолженности, о чем свидетельствуют многочисленные судебные решения по спорам между железнодорожным и угольным госпредприятиями. Другой вопрос, что Донецкая железная дорога начала активно выбивать свои деньги только в последние пару месяцев, тогда как сам долг существует уже несколько лет. Чем вызвана активизация действий транспортного госпредприятия, понять сложно, зато результат этой активности налицо: из-за ареста счетов “Угля Украины” последний фактически стал неплатежеспособным.

Одними из первых об этом узнали государственные угледобывающие предприятия, у которых “Уголь Украины” резко сократил объемы закупок угля. Уже в январе госпредприятие приобрело у шахтеров лишь 590 тыс. т угля из запланированных 733 тыс. т, а затем закупки стали еще меньше. Впрочем, и при наличии денег “Углю Украины” незачем покупать шахтерский продукт из-за отсутствия рынка для его сбыта: склады ТЭС сейчас переполнены (сосредоточено 5 млн. т), а нарастить объемы экспорта украинского угля в условиях нисходящего тренда невозможно.

В такой ситуации Донецкая железная дорога фактически сыграла на руку государственному посреднику, взяв на себя вину за сворачивание скупки угля. На сколько затянется пауза в трейдерских операциях “Угля Украины”, сейчас никто не скажет. Но, судя по безрадостным ожиданиям металлургов и грядущему окончанию отопительного сезона, который неизбежно сократит спрос на уголь со стороны тепловых электростанций, скорой реанимации спроса ждать не стоит.

В Кабмине это понимают и уже начали разрабатывать альтернативный сценарий поддержания отрасли. Правда, фантазии профильного министерства хватило только на предложение ввести квотирование импорта угля. Еще в середине марта глава Минэнергоугля Эдуард Ставицкий заявил, что Госкомпредпринимательства согласовал соответствующий проект постановления Кабмина. “Правительство приняло решение по квотированию в интересах национального производителя, прежде всего государственных шахт”, – заявил тогда министр. По его данным с 2009 г. по 2012 г. поставки зарубежного угля выросли с 8 млн. до 13,5 млн. т. А квоты позволят снизить импорт и, соответственно, сократить отток валюты. Но на самом деле ситуация циничнее: квотирование дает возможность в ручном режиме формировать искусственный спрос на отечественный уголь.

13 марта стало известно, что Кабмин принял постановление, согласно которому объем квоты на импортируемый в текущем году уголь составит 10,2 млн. т. Эта цифра по разным данным на 3-4 млн. т меньше прошлогоднего объема импорта, а значит именно на такой объем правительство планирует увеличить спрос на внутреннюю продукцию.

Пока не известно, как распределятся квоты. Соответствующее решение правительство намерено принять в течение ближайших двух недель. Но уже понятно, что менее всего этот процесс устраивает металлургов, закупающих качественный коксующийся уголь за рубежом. И первым в списке импортеров числится “Метинвест” Рината Ахметова, который в прошлом году ввез более 4,3 млн. т, да и в целом в последние годы на треть зависит от импортного угля. Влияние донецкого бизнесмена в Украине сложно переоценить, поэтому в ближайшее время от его группы можно ожидать ряд инициатив, направленных на выход из тупика. Скорее всего, усилия будут сосредоточены в первую очередь на снижении уровня профицита угля в стране. По данным “k:”, в рамках этой стратегии сторонники Рината Леонидовича планируют развернуть кампанию против нелегального промысла – так называемых копанок. Ведь в случае успеха такой кампании вместо нелегально добытого угля на объекты теплоэнергетики пойдет топливо из госшахт, и государство сможет без особых проблем отказаться от квотирования. Перекрыть кислород теневому рынку будет крайне непросто. Но игра явно стоит свеч – ежемесячно по экспертным подсчетам на рынке продается около 700 тыс. т нелегального угля. (Комментарии/Металл Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version