Металл Украины и мира

СНГ: позиции украинских металлургов могут пошатнуться вследствие ввода в строй новых производственных мощностей в России, Казахстане и Беларуси

Рынок СНГ традиционно воспринимался украинскими металлургами как второстепенный. В то же время Россия больше считалась конкурентом на мировом рынке стали, чем потенциальным рынком сбыта. Тем не менее в последние годы, когда спрос со стороны многих покупателей украинской стальной продукции сократился, доля стран СНГ в отечественном экспорте проката стабильно увеличивается. Правда, в ближайшее время позиции украинских металлургов в СНГ могут пошатнуться вследствие ввода в строй новых производственных мощностей в России, Казахстане и Беларуси.

Ветераны отечественной металлургии еще, наверное, помнят те времена, когда вся продукция украинских сталелитейных заводов потреблялась в самой Украине и соседних республиках бывшего СССР. Однако это время ушло и больше не вернется. Вследствие распада Союза и гибели большей части советской промышленности в период кризиса 1990 годов украинская металлургия повернулась лицом к дальнему зарубежью. Поставки в другие страны СНГ все эти годы никогда не прекращались, но значение этого рынка было относительно невысоким.

В период наивысшего подъема отечественной сталелитейной промышленности, в середине 2000-х годов, доля СНГ в общем объеме украинского экспорта стали не превышала, как правило, 12-14%. Одна Турция порой приобретала больше украинской металлопродукции, чем все страны СНГ вместе взятые. Бывшие республики СССР оставались важнейшим рынком сбыта только для украинских труб.

Отношения между украинскими производителями и их российскими коллегами при этом никогда не были безоблачными. Компании воспринимали друг друга как прямых конкурентов и на зарубежных рынках, и в России. На украинскую стальную продукцию – трубы, арматуру, некоторые виды фасонного проката – устанавливались в России пошлины и квоты.

Правда, нельзя сказать, что Россия защищала свой рынок намного сильнее, чем другие страны. На рубеже 1990-х и 2000-х годов украинский прокат был почти полностью изгнан из США, а Евросоюз позднее ввел весьма жесткие квоты на украинскую продукцию. Однако российские ограничения касались наиболее весомых статей украинского экспорта и поэтому всегда вызывали очень болезненную реакцию. Кроме того, если со США или ЕС спорить было бесполезно, то с российскими властями некоторые вопросы можно было решить путем переговоров. Таковые постоянно находились в центре внимания отечественных СМИ, волей-неволей подчеркивающих имеющиеся противоречия.

Кризис, начавшийся в 2008 г., привел к падению спроса на сталь на ряде региональных рынков. Некоторые традиционные покупатели украинской металлопродукции в последние годы сократили импорт благодаря вводу в строй собственных мощностей. В результате украинский экспорт стали, достигший в 2007 г. рекордных 32,2 млн. т, упал к 2012 г. почти на треть – до 21,6 млн. т. Поставки в СНГ также существенно снизились: от рекордных 4,8 млн. т в 2007 г. до 3,7 млн. т в 2012 г., однако потери на этом направлении оказались все-таки меньше, чем в других регионах. Россия, в частности, является сегодня крупнейшим покупателем украинского проката, опередив многолетнего лидера – Турцию.

По данным Госкомстата Украины, в 2012 г. на долю стран СНГ пришлось 17% украинского экспорта стали. С одной стороны, не очень много по сравнению с Ближним Востоком или Европой. Однако экспорт в СНГ имеет уникальную структуру. Наши соседи по бывшему СССР вообще не нуждаются в украинских заготовках, зато приобрели в прошлом году 31,4% отечественного готового проката, отправленного за рубеж, по тоннажу и более 33% – по стоимости. На страны СНГ пришлось порядка 70% украинского экспорта фасона, 45% экспорта арматуры, более 99% экспорта оцинкованной стали. Для сравнения, в страны Европы (без членов Евросоюза) украинские компании в 2012 г. экспортировали более 4,9 млн. т стали, но почти 60% от этого объема приходится на полуфабрикаты, а 30% – на горячий прокат.

Еще более заметной становится роль СНГ в поставках металлопродукции с более высокой добавленной стоимостью. Эти страны в прошлом году приобрели более 71% украинского экспорта труб и полых профилей, 63% проволоки из углеродистой стали, почти 75% металлоконструкций, более 85% рельс и другого железнодорожного оборудования. Одним словом, как и практически во всех секторах промышленности, Украина поставляет соседям по СНГ больше продукции высших переделов, чем в любые другие регионы мира.

Впрочем, не умаляя важности труб или металлоконструкций, следует отметить, что львиную долю экспортных доходов украинская металлургическая промышленность все-таки получает от экспорта полуфабрикатов и массовых видов коммерческого проката. Насколько перспективным в этом отношении можно признать рынок СНГ? Ответить на этот вопрос непросто, поскольку он в настоящее время находится под влиянием ряда противоречивых тенденций.

С одной стороны, на фоне кризиса в других регионах мира рынок СНГ выглядит одним из самых благополучных. По данным World Steel Association, в 2012 г. видимое потребление стали в регионе увеличилось на 4,1%, а в текущем году возрастет еще на 5,1%. Как считают эксперты корпорации Arcelor Mittal, в ближайшие пять лет спрос на стальную продукцию в регионе будет увеличиваться со средней скоростью 4,2% в год и к 2018 г. достигнет 72 млн. т.

Во многих странах СНГ реализуются крупные проекты, предусматривающие использование больших объемов проката. В России практически завершена подготовка к Сочинской олимпиаде, но начинаются приготовления к Чемпионату мира по футболу в 2018 г. В стране высокими темпами развивается автомобильная промышленность, а доля локализации производства стабильно растет. Существуют также планы развития инфраструктуры, которые в значительной степени затрагивают европейскую часть России. В Туркменистане в ближайшие годы должна развернуться добыча газа на уникальном месторождении “Галкыныш”, соответственно, значительные средства будут вложены в строительство новых трубопроводов. Наконец, тот же Туркменистан, а также Азербайджан будут вкладывать растущие доходы от экспорта природного газа в строительство.

С другой стороны, есть факторы, препятствующие расширению поставок украинской стальной продукции в страны СНГ. Прежде всего, это импортозамещение. В ближайшие годы проблемы на российском рынке могут возникнуть у украинских производителей длинномерного проката. Исторически так сложилось, что в европейской части России практически отсутствовало производство стальной продукции строительного назначения. Единственным его поставщиком в Центральном федеральном округе был небольшой Ревякинский металлопрокатный завод. Поэтому потребности региона (включая Москву) в конструкционной стали удовлетворялись за счет поставок с Урала и Западной Сибири, а также импорта из Украины, Беларуси и Приднестровья.

Подъем экономики РФ в 2000-е годы и резкое увеличение спроса на арматуру привели к тому, что российские металлургические компании начали буквально в массовом порядке разрабатывать проекты строительства мини-заводов по выпуску длинномерного проката с использованием металлолома в качестве сырья. Правда, практически все эти проекты не пережили кризис: из всех предприятий данного профиля успели построить только Ростовский электрометаллургический завод, введенный в строй в декабре 2007 г. Но сейчас кризис позади, и строительство мини-заводов в России возобновилось.

Только в текущем году в России планируется пуск четырех новых предприятий совокупной мощностью 2,5 млн. т в год. Серьезным конкурентом украинских металлургов станет крупнейший из них – завод “НЛМК-Калуга”, производительность которого запланирована на уровне 1,5 млн. т арматуры и фасонного проката в год. Пуск его запланирован на середину года. Кроме того, мини-завод в Балаково (Саратовская обл.) на 1 млн. т в год введет в строй в этом году “Северсталь”, а “Евраз” намерен пустить два предприятия производительностью по 450 тыс. т в год в Ростовской области и в Казахстане. Наконец, еще один мини-завод на 550 тыс. т в год должен появиться в этом году в Тюменской области. Еще несколько предприятий аналогичного профиля могут быть построены в России в ближайшие 3-4 года. На Белорусском метзаводе разрабатывается проект расширения производительности, хотя упор там, скорее всего, будет делаться на выпуск дорогостоящей продукции высокого передела.

Появление на рынке “НЛМК-Калуга” и других новых российских производителей арматуры и фасона, безусловно, значительно усложнит жизнь украинским металлургам. По мнению многих российских экспертов, ввод в строй сразу нескольких мини-заводов может привести к переполнению национального рынка длинномерного проката и вызвать падение цен. Не исключено и появление новых ограничений на импорт стальной продукции, произведенной за пределами Таможенного союза.

В то же время положение украинских производителей конструкционной стали на российском рынке сложное, но отнюдь не безнадежное. У новых российских метпредприятий есть одно слабое место – сырье. Уже сейчас в России не наблюдается избытка металлолома, а пуск даже пары-тройки электрометаллургических заводов может привести к возникновению его дефицита. При этом привлечь дополнительные объемы лома российским металлургам будет просто неоткуда. В этом отношении украинские меткомбинаты, использующие в качестве сырья железную руду, стоимость которой на мировом рынке в ближайшие годы, очевидно, будет падать, получат важное преимущество. Вполне вероятно, что украинские компании смогут даже наладить поставку в Россию заготовок, которые в настоящее время практически не экспортируются в СНГ. В любом случае рынок СНГ стоит того, чтобы за него побороться. И шансы на успех у украинских металлургов здесь, безусловно, есть. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version