Металл Украины и мира

Украина: Дмитрий Фирташ планирует за пять лет вложить $2,5-2,7 млрд. в ООО «Запорожский титано-магниевый комбинат» (ЗТМК)

В марте собственник Group DF Дмитрий Фирташ, выступая в Запорожье, официально заявил, что инвестирует $700 млн. до 2017 г. в развитие Запорожского титано-магниевого комбината. Заявлению предшествовала любопытная история. Решение о приватизации госкомбината было принято в январе 2012 г., но сам конкурс состоялся только в декабре прошлого года. Однако между двумя этими событиями (в марте 2012 г.) Виктор Янукович заявил, что знает инвестора, который готов вложить $700 млн. в развитие ЗТМК. Видимо, понимание того, какой именно собственник нужен комбинату, было достигнуто задолго до самой приватизации. Неудивительно, что в конце декабря 2012 г. аффилированная с Group DF кипрская Tolexis Trading Ltd выиграла конкурс на покупку 49% ЗТМК. Тем более что менеджмент Дмитрия Фирташа фактически управлял предприятием с 2010 г. Теперь управленцы Group DF смогут продолжать это делать вполне официально, уладив в ближайшее время формальности с изменением организационно-правовой формы комбината с ГП на ООО.

Выиграть конкурс исходя из его условий, кроме Group DF, вряд ли мог кто-то другой. Выступившая соперником компании Дмитрия Фирташа люксембургская LCMA – мажоритарий “Ступинской титановой компании” из России – не в счет. Как минимум потому, что не отвечала такому параметру, как обеспечение предприятия сырьем (ильменитом) отечественного производства.

У Group DF, напротив, с отечественным сырьем полный порядок. Та же Tolexis владеет “Междуреченским ГОКом” и “Валки-Ильменитом”, осваивающими месторождения в Житомирской области. Можно вспомнить и об Иршанском ГОКе и Вольногорском ГМК, которые не один год находились в аренде “Крымского Титана”. Полный контроль над которым в том же декабре 2012 г. получила Ostchem Germany GmbH, купив у Фонда госимущества 50%+1 акцию за 678 млн. грн.

Пожалуй, единственные, кто помимо GDF имел “сырьевые основания” претендовать на пакет собственности ЗТМК – это ПКФ “Велта”, активно осваивающее Бирзуловское месторождение ильменита в Кировоградской области. В конце 2011 г. здесь ввели в строй первую очередь ГОКа, а летом 2012 г. приступили к созданию второй. Полная мощность проекта должна составить около 300 тыс. т в год. Но как раз в этой компании от участия в конкурсе даже не отказывались, а скорее открещивались. Перед самым конкурсом гендиректор “Велты” Андрей Бродский заявил, что, во-первых, строительство собственного обогатительного завода для его предприятия – это долгосрочная перспектива, а во-вторых – на деньги, которые необходимо вложить в ЗТМК ($100 млн., помимо погашения долгов), рациональнее построить завод с нуля. Заканчивался комментарий гендиректора такими словами: “Именно поэтому компания даже не рассматривает возможность участия в предстоящем конкурсе на приобретение доли владения в комбинате. Мы идем по пути возведения новых активов”. Так что неизвестным в формуле приватизации Запорожского ТМК, начиная со все того же прошлогоднего мартовского выступления президента страны, было одно: когда, собственно, компания Фирташа официально “зайдет” на комбинат.

Из заявленного на текущий год объема финансирования ЗТМК ($110 млн.) более $63 млн. будут направлены на строительство новых мощностей по производству титанового шлака. Кроме того, в рамках первого этапа инвестпрограммы будет разработано ТЭО создания мощностей по производству высококачественной титановой губки.

По словам самого Дмитрия Фирташа, программа развития ЗТМК рассчитана до 2017 г. и предполагает строительство двух производств – титанового шлака мощностью 150 тыс. тонн в год и титановой губки на 40 тыс. т в год. Действующее устаревшее производство губчатого титана будет выведено из эксплуатации. Для сравнения приводятся такие показатели: в прошлом году комбинат выпустил 44,6 тыс. т шлака и 10,3 тыс. т губки. Другими словами, производство будет увеличено вчетверо.

На вопрос, куда компания собирается сбывать такое количество продукции, Дмитрий Фирташ заверил, что рынки сбыта уже определены. Часть новых объемов уйдет российской “Корпорации ВСМПО-Ависма”, располагающей развитым производством металлического титана и испытывающей потребность в сырье. Корпорация, кстати, в свое время могла вмешаться в планы владельца GDF по Запорожскому ТМК. Во всяком случае, в августе прошлого года ходили слухи, что руководство “ВСМПО-Ависма” не прочь принять участие в конкурсе по ЗТМК, если “устроят условия”. Но стороны предпочли договориться пока о сотрудничестве. Кстати, и сам Дмитрий Фирташ собирается “удлинить” цепочку титанового производства до выпуска готовой продукции. На ЗТМК тестируют технико-технологические возможности по выпуску слитков и слябов из титана. Правда, каких-либо сроков вывода этого производства в режим промышленной эксплуатации владелец Group DF не назвал. Зато уточнил планы по итальянскому предприятию Tifast S.r.l., которое производит длинномерные изделия из титана, и в котором компании бизнесмена принадлежит около 38% акций. Итальянский завод, по информации собственника Group DF, сегодня работает примерно вполовину мощности, выпуская около 4 тыс. тонн готовой продукции в год. Т. е. теоретически при выходе на проектную мощность он может потреблять до 8-10 тыс. тонн украинской губки в год. В Group DF рассматривают планы по организации на нем производства еще и плоской титановой продукции для выпуска труб и резервуаров.

А вот строить титаново-прокатное производство на ЗТМК в группе не намерены. Это объясняется сложной процедурой сертификации подобных производств со стороны заказчиков готовой/прокатной продукции из титана. Таких, например, как Boeing и Airbus. В этом случае рациональнее купить готовое производство, располагающее всеми необходимыми документами. Зачем нужна титановая вертикаль, к тому же с европейской составляющей, на завершающем этапе? Все проясняют цифры. Цена губки составляет $10-13 тыс./т. Выпуск сляба позволяет получать дополнительно $4-5 тыс. А прокат из этого металла (не говоря о лопатках для турбин или других деталях реактивных двигателей) добавляет к стоимости еще минимум $10 тыс. на каждой тонне. В общем, как рассуждал в одном из интервью сам Дмитрий Фирташ, “на каждый вложенный рубль можно получить десять на выходе”.

Титановые планы Group DF масштабны и затратны. Но проблем с обеспечением их финресурсом руководитель Group DF не усматривает. Как он пояснил журналистам, финансировать эту программу будут и за счет собственных средств компании (25-30% необходимых вложений), и посредством привлечения банковских кредитов, и при помощи лизинговых схем. В тот же день, когда Дмитрий Фирташ выступал в Запорожье, на конференции в Вене “Украина – взгляд изнутри” управляющий директор GDF Борис Краснянский огласил финрезультаты 2012 г. Консолидированная выручка группы составила около $6 млрд., EBITDA – $1,3 млрд. Для титанового направления группы (еще без учета Запорожского титано-магниевого) эти показатели составили $1,1 млрд. и $0,23 млрд. соответственно.

Вложив $700 млн. в Запорожский титано-магниевый комбинат, Фирташ рассчитывает их окупить за счет очень заметного усиления позиций даже не на региональном, а на мировом рынке. “Мы верим, что за титаном будущее мировой промышленности. Например, Китай начал развивать свою титановую программу всего 10 лет назад, но сегодня контролирует около трети мирового рынка титановой губки. Если бы частный инвестор пришел на ЗТМК раньше, сегодня Украина тоже могла бы быть в числе мировых лидеров”, – цитирует пресс-служба Group DF слова собственника. Который (по завершении программы развития запорожского комбината) видит Украину в тройке мировых лидеров по выпуску титановой губки с долей в 14% против нынешних 5%. Для производства титанового шлака предусмотрен рост украинской доли на мировом рынке с нынешних 0,66% до 4%. Но и этим в группе Дмитрия Фирташа ограничиваться не намерены. В планах, помимо металлического титана, производство и химического (двуокиси титана). Плюс освоение новых месторождений титаносодержащих руд. В Запорожье общая инвестпрограмма “по титану” была оценена собственником Group DF в $2,5-2,7 млрд. Цель – создание “мощного вертикально интегрированного холдинга” и выведение его на мировую арену. Правда, для успешного старта этой программы Дмитрию Фирташу не хватает активов. Первым и самым вероятным претендентом, скорее всего, станет ПАО “Сумыхимпром”, уже год пребывающее в процедурах банкротства и санации. Вопрос с разгосударствлением данного комбината Дмитрий Васильевич пока не решил. (Инвестгазета/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version