Металл Украины и мира

Мировой рынок: на рынке железной руды ожидается значительный избыток поставок

Инвестиционные банки наперебой снижают прогнозы по ценам на железную руду: в мире ожидается значительный избыток поставок, связанный с масштабным расширением добычи в Австралии и Бразилии. “Большая тройка” поставщиков полагает, что низкая себестоимость продукции даст им возможность вытеснить с рынка высокозатратных китайских конкурентов, но эксперты сомневаются в реалистичности такого исхода.

Во времена сырьевого бума баланс на рынке железной руды определялся спросом со стороны крупнейшего покупателя – Китая. Поставщики попросту не успевали увеличивать добычу в соответствии с ростом потребления в этой стране, поэтому долгие годы рынок находился в состоянии хронического дефицита. Теперь ситуация изменилась. С одной стороны, торможение китайской экономики и стагнация на мировом рынке стальной продукции умерили скорость повышения спроса. С другой же – подходят к финишу проекты, которые горнорудные компании начали реализовать несколько лет назад. Поэтому эксперты предсказывают значительное смещение баланса в сторону избыточных поставок.

В конце марта китайская Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) сообщила, что в текущем году прирост объемов производства нерафинированной стали составит 30 млн. т, поэтому спрос на железную руду увеличится на 50 млн. т. По прогнозу комиссии, в других регионах потребление руды практически не вырастет из-за медленного подъема экономик в индустриальных странах и отсутствия инфраструктурных инвестиций в развивающихся государствах. При этом NDRC отметила, что прирост объемов производства руды в Китае составит 20 млн. т, а “большая тройка” – Vale, BHP Billiton и Rio Tinto – увеличит добывающие мощности, в общей сложности, на 100 млн. т. А за последующие два года мировой объем добычи вырастет на 300 млн. т (с учетом завершения проектов, продвигаемых меньшими компаниями, в том числе Fortescue Metals Group и Karara Mining).

Из этих же соображений инвестиционный банк Goldman Sachs снизил ценовый прогноз по руде на ближайшие три года на 11% до $80/т в 2015 г. Правда, будущий избыток руды банк оценивает более внушительными цифрами.

Как ни странно, аналитики и топ-менеджеры BHP и Rio соглашаются с понижением ценовых прогнозов, хотя признание такой тенденции – отнюдь не в их интересах. Вице-президент BHP по планированию Тони Оттавиано предсказывает, что отныне спрос на сталь в Китае будет увеличиваться вдвое медленнее, чем ВВП, хотя на протяжении прошлого десятилетия его рост происходил в полтора раза быстрее, чем подъем экономики. Кстати, по статистике Citigroup, в 2012 г. прирост потребления стали в Китае составил всего 2,1%, в отличие от 20% в 2010 г. А эксперты Commodore Research & Consultancy считают, что в ближайшее время китайские объемы производства стали сократятся, поскольку повышение спроса еще более затормозится – с 1 марта правительство задействовало трехлетнюю программу по охлаждению рынка недвижимости.

С другой стороны, Т. Оттавиано утверждает, что перспективы чрезмерного расширения добычи руды сильно преувеличены. В BHP и Rio считают маловероятным появление новых источников поставок, поскольку будущий – весьма умеренный – прирост спроса в Китае могут удовлетворить низкозатратные производители (Rio, BHP и Vale) из существующих железорудных регионов. По словам Т. Оттавиано, в последние 10 лет стремительный рост китайского потребления опережал их возможности в сфере увеличения поставок, поэтому цены повышались, а это создавало перспективы для более затратных проектов. Теперь же ситуация изменилась – Китай вступил в менее металлоемкую фазу развития экономики. Поэтому руководители Rio и BHP уверены, в частности, что Африка не станет конкурентом Австралии и Бразилии – огромные затраты по африканским проектам окажутся непреодолимым барьером для новичков в условиях низких цен.

Т. Оттавиано говорит, что именно по этим причинам BHP практически не уделяет внимания своему африканскому проекту, а Rio утрачивает интерес к своему гигантскому проекту Simandou в Гвинее. Возможно, это же подтолкнуло к уходу из Гвинеи и Vale, хотя здесь, скорее, более важную роль сыграли конфликт с правительством и коррупционный скандал. Правда, независимые эксперты тоже считают, что в ближайшем будущем Африка вряд ли станет серьезным участником рынка железной руды. Антон Лоф, главный аналитик Raw Material Group, заявил: “Разумеется, некоторые месторождения будут разрабатываться, но большинство крупных производителей, которые сообщили о планах строительства добывающих предприятий, уже не проявляют склонности к этим инвестициям”. Тем не менее он считает, что время Западной Африки еще придет, поскольку мировое население растет, стандарты жизни повышаются, и, соответственно, будут увеличиваться потребность в стали и спрос на сталелитейное сырье. Однако основным источником нового спроса А. Лоф считает не Китай, а Индию.

На днях эксперты Goldman Sachs пересмотрели свои предыдущие прогнозы в отношении объемов добычи железной руды и срокам пуска новых предприятий. Теперь банк предсказывает значительно больше избыточных поставок и их более раннее появление на рынке. По прогнозу Goldman, мировой объем морского экспорта увеличится с 1,15 млрд. т в текущем году до 1,5 млрд. т в 2015 г. Аналитики банка считают, что австралийские экспортные мощности увеличатся за это время от 560 до 780 млн. т, а прирост китайской добычи составит 3-5% год, несмотря на значительно большие затраты.

Такой прогноз относительно китайской горнорудной отрасли противоречит общепринятому мнению, что компании, добывающие руду в Пилбаре, вытеснят с рынка производителей с высокой себестоимостью. Например, топ-менеджеры Fortescue утверждают, что спады цен типа сентябрьского (менее $90/т) неизбежно сменяются повышением, поскольку в таких случаях небольшие китайские производители прекращают добычу. Однако в Goldman уверены, что китайские предприятия останутся на рынке, поскольку правительство считает нужным сохранять их в этом бизнесе. По мнению аналитиков банка, государство будет поддерживать местных производителей, и эта поддержка – составная часть более широкой социально-экономической программы обеспечения занятости населения. Разумеется, такая политика может преследовать и цели стратегического характера – правительство Китая старается не допустить дальнейшего усиления монополии “большой тройки”.

Конкретные варианты поддержки могут быть разными. Например, аналитики Goldman Sachs напомнили о прецеденте с китайской алюминиевой промышленностью. В свое время все полагали, что в случае снижения цен ее вытеснят с рынка менее затратные производители. Отчасти именно эта уверенность подтолкнула Rio к покупке активов Alcan в 2007 г. Однако, когда цены действительно упали, китайские алюминиевые заводы получили новые контракты на поставки электроэнергии и остались на плаву – в отличие от более эффективных предприятий, приобретенных Rio.

Эксперты Goldman предсказывают, что к 2017 г. прирост объема добычи железной руды составит 560 млн. т, причем две трети этого прироста обеспечат Rio, BHP, Vale и Fortescue. Хотя в Китае расширение производства руды будет умеренным, банк повысил свой прогноз мирового избытка поставок от 75 млн. т до 112 млн. т в 2014 г., 225 млн. т – в 2015 г., 275 и 344 млн. т в 2016 г. и 2017 г. Вероятно, к похожим выводам пришли и аналитики австралийского Бюро экономики, ресурсов и энергетики. По их прогнозу, в 2018 г. цены на железную руду будут находиться на уровне $90/т. Однако эксперты Goldman представили более жесткий ценовый сценарий. По их мнению, из-за сокращения добычи в Пилбаре и Бразилии, вызванного погодными факторами, в текущем календарном году средняя цена составит около $139, но уже в 2014 г. она снизится до $115 (прежний прогноз банка – $126), а в 2015 г. цена будет на уровне $80-90/т.

В соответствии с долгосрочным прогнозом Goldman Sachs цена завершит падение на уровне $88/т после выгрузки в Китае. Затраты на погрузку, а также транспортировку по железной дороге и морским путем из Австралии составляют около $20/т. Отсюда следует, что при таком уровне цен экспортировать руду с прибылью смогут только Rio, у которой себестоимость добычи равна $25/т, и BHP ($30/т). У Fortescue себестоимость немного превышает $50/т, и порог рентабельности этой компании будет остро зависеть от эффективности ее погрузочных инфраструктурных активов, успехов в сокращении долговой нагрузки и снижении себестоимости продукции будущих мощностей. А юниорам предстоит отчаянная борьба за выживание. И пока с рынка не исчезнут около 200 млн. т избыточных мощностей (за счет сокращения выпуска или полного закрытия утративших рентабельность предприятий), цена продолжит снижаться. Но и после того, как спад прекратится, по прогнозу Goldman Sachs, даже лучшие из австралийских производителей смогут ставить своей целью не более чем генерацию отнюдь не чрезмерного объема наличности и дивидендов.

Еще сложнее ситуация у Vale, которую уже изрядно потеснили на китайском рынке австралийские конкуренты, имеющие важное преимущество – более короткое транспортное плечо. Хотя бразильская компания обладает огромными резервами (17,5 млрд. т по состоянию на 2012г.), начиная с 2007 г., она увеличила добычу всего на 5,5%, и ощутимо уступила по этому показателю Rio Tinto (37%) и BHP Billiton (43%). А в прошлом году объем добычи сократился на 0,8%. Проблема в том, что действующие месторождения Vale исчерпываются, а реализации новых проектов до недавнего времени препятствовали задержки с получением лицензий экологических органов. Теперь компания интенсивно наверстывает упущенное, уделяя максимум внимания себестоимости будущей продукции.

Сейчас Vale реализует крупный проект (90 млн. т) на залежи Serra Sul, которая находится на месторождении Carajas в Северной Бразилии. Это – самый дорогостоящий проект в мировой железорудной отрасли: инвестиции в него составят почти $20 млрд. В результате будет создано первое в мире железорудное предприятие, на котором вся внутренняя транспортировка руды будет осуществляться конвейерами, которые заменят 100 грузовиков. При этом экономия только на топливе составит 77%. По оценкам экономистов компании, проект обеспечит снижение операционных затрат на добычу и транспортировку руды с Carajas в порт Ponta da Madeira вдвое, до $15/т. Правда, аналитик HSBC Джонатан Брэндт подсчитал, что все затраты полностью, включая добычу, обогащение и доставку в порт составят $23-25, но и он предсказывает, что это будет одно из самых низкозатратных предприятий в мире. А Колин Гамильтон, возглавляющий департамент анализа мировых товарных рынков, отметил, что завершение этого проекта позволит Vale вернуть часть рыночной доли, которую компания уступила конкурентам: после вывода Serra Sul на проектную мощность подконтрольная Vale доля мирового рынка увеличится до 25-26% с нынешних 23%, до которых она сократилась с 32% в 2007 г. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version