Металл Украины и мира

Украина: ограничение импорта коксующихся углей приведет к дефициту их предложения

Кабмин все-таки ограничил импорт коксующихся углей. На деле это усилит дефицитность их предложения в Украине, а в конечном счете – повысит себестоимость металлопроизводства. Эксперты считают, что поднимать внутренний рынок угля для коксования нужно не путем ввозных барьеров, а за счет частных инвестиций в добычу и развития конкуренции.

После долгих консультаций Кабмин в начале апреля таки опубликовал свое постановление №225 от 13 марта о квотировании импорта коксующегося, битуминозного и некоторых других видов угля. На 2013 г. квота составит 10,2 млн. т, включая 2,5 млн. т для установок пылеугольного вдувания. Этим же документом запрещен ввоз готового кокса и полукокса, а также угля роторного. Решение вступит в силу на 21 день с момента опубликования.

Борьба за ограничение импорта углей для коксования шла много лет при самых разных Кабминах – и вот вроде бы увенчалась успехом. Аргументы “за” приводятся простые: глава Минэнергоугля Эдуард Ставицкий ссылается на неуклонный рост импорта коксующихся углей в последние годы.

По данным министра, если в 2009 г. их ввоз составил 8 млн. т, то уже в 2010 г. – 10,5 млн. т, в 2011 г. – 11 млн. т, а в 2012 г. – 13,5 млн. т. “Мы действуем с точки зрения протекционистской политики в части добычи угля.. в интересах национального производителя, прежде всего государственных шахт, – не скрывает чиновник. – Это позволит ослабить социальное напряжение в угледобывающих регионах и решить вопрос их экологической безопасности, обеспечить устойчивую работу угледобывающих предприятий”. Действительно, доля госшахт в добыче остается высокой – на уровне 30%, это такие крупные объединения, как “Дзержинскуголь”, “Макеевуголь”, “Артемуголь”.

Прогноз ассоциации “Укркокс” для импорта коксующихся углей на 2013 г. составлял 12,3 млн. т. Тем самым, для покрытия разницы между квотой и потребностью шахты Украины должны были бы дополнительно поставить более 2 млн. т. Для одних только коксохимических заводов предполагалось получить 10,5 млн. т – больше, чем вся утвержденная квота. Но и без нее ожидалось, что на рынке сохранится дефицит предложения коксующегося угля, возникший в прошлом году из-за дальнейшего падения внутренней добычи. В 2011 г. производство углей для коксования сократилось на 4%, а в минувшем году – еще на 0,8% до 24,824 млн. т, а значит, потребность в импорте сохраняется даже с поправкой на слабые показатели металлургии. Однако гендиректор “Укркокса” Анатолий Старовойт заверяет, что объема квот достаточно для обеспечения КХЗ с учетом ранее импортированного сырья. А в Минэнергоугля отмечают, что на конец марта в стране сформировался профицит предложения углей в 5 млн. т.

При этом в I квартале добыча коксующегося угля снизилась (относительно января-марта 2012 г.) на 3,8% до 6,046 млн. т, что в министерстве также увязывают с “агрессивным импортом”, из-за которого, мол, даже прирост добычи ведет не к расширению продаж, а к затовариванию складов. Но вопрос в том, что по коксующемуся сегменту увеличение добычи остается теорией, ведь рост показателей в 2012 г. был отмечен только по энергетической группе (на 7,3% до 61,123 млн. т). Украинское производство углей для коксования начало уменьшаться задолго до кризиса: в 2006 г. в пересчете на концентрат добыто 20,9 млн. т (включая марку “Г”), в 2007 г. – 19,9 млн. т, в 2008 г. – 19,4 млн. т, в 2009 г. – 18,5 млн. т. Неудивительно, что доля импорта в структуре потребления коксовых углей уже тогда достигла 35-40%, хотя еще в начале 1990 г. составляла менее 15%, констатирует А. Старовойт.

Эксперты предполагают, что даже при напряжении сил и достаточном финансировании в 2013 г. добыча угля для коксования в стране не вырастет больше чем на 1 млн. т. А это с учетом прогнозной потребности и установленной квоты может означать “чистый” дефицит в 1,1 млн. т.

Отраслевой аналитик Владимир Пиковский допускает, что разница все равно будет компенсирована импортом, альтернативой же является падение выпуска кокса примерно на 0,8 млн. т при пропорциональном спаде выплавки чугуна и стали (несмотря на прогнозы роста). Что ж, нестабильность металлорынков делает реальным и такой вариант, но вряд ли Минэнергоугля рассчитывает именно на него.

Коксохимики уже давно жалуются на качество отечественного коксующегося угля. Он содержит почти 23% окиси железа и щелочноземельных элементов, тогда как в австралийских и американских углях – лишь 3-5%, подтверждает МинПрому директор Украинского государственного научно-исследовательского углехимического института (УХИН) Евгений Ковалев. А содержание серы в отечественном угле находится на уровне 3,5% (при металлургическом нормативе в 1,6%), хотя и в российских аналогах это 0,5-0,6%. Высокая сернистость приводит к увеличению расхода кокса и ухудшению качества чугуна, во избежание чего коксохимики добавляют в угольную шихту низкосернистое импортное сырье марок «К», «Ж», «ОС». Рост доли серы в коксе на 0,1% повышает расход кокса на 0,3% и на столько же снижает продуктивность доменной печи.

Далее, украинский уголь отличается повышенной зольностью, которая с каждым годом растет. По словам А. Старовойта, если в УССР для коксования поставлялся концентрат 7,3% зольности, то сейчас – 9,4%, что негативно отражается на реакционной способности и послереакционной прочности кокса. А дополнительная “квотная” нехватка вынудит коксохимиков увеличивать в шихте долю переходных марок, допускают в “Укркоксе”. В последние годы уже известны примеры, когда недостаток коксующегося угля приводил к содержанию в шихте до 35% углей марки “Г”, что заметно повышает реакционную способность кокса и его удельный расход.

Хотя до введения квот некоторые КХЗ стремились продвигаться в противоположном направлении: в начале 2013 г. Авдеевский коксохим объявил о пуске производства “премиум-кокса” для установок ПУТ.

На предприятии сообщают о введении новых технических условий для доменного кокса: норма содержания серы сокращена до 0,8% для премиум-кокса и до 1,2% для рядового, повышены показатели требуемой горячей прочности и снижены – реакционной способности. Зольность премиум-продукции уменьшена в среднем на 5%. В компании акцентируют, что все это достигнуто благодаря усиленному контролю качества исходного сырья.

Но проблема не только в изначальном качестве углей: горняки не спешат улучшать показатели товарной продукции, в т.ч. сокращать зольность, уточняет А. Старовойт. “Я знаю шахты, – говорит он, – которые продают угля больше, чем добывают. В результате получаем не типовые марки углей, а смеси неизвестного происхождения. Низкий контроль за качеством продукции – общеизвестная проблема государственных шахт. Это касается не только зольности, но и присутствия пустой породы”.

Кроме того, отечественный уголь заведомо дороже завозного из-за неуклонно растущей себестоимости, продолжает Е. Ковалев. В последние годы стоимость извлечения угля в Украине была не менее чем на $20/т выше за счет больших добычных глубин. “Разработка здесь по определению дороже, так как выше и температуры, и загазованность.

Все это требует дополнительных затрат, в частности, на специальное оборудование”, – детализирует специалист. Соответственно, перераспределение углепотребления в пользу отечественных добытчиков непременно повысит себестоимость стали, а за ней – и другой металлопродукции, убежден А. Старовойт. Тем более что цены на угли внутреннего происхождения оторваны от реальной конъюнктуры, и, например, в конце 2012 г. спотовые котировки твердых австралийских и канадских углей оказались ниже внутриукраинских цен на обогащенный уголь марок “К” и “Ж”, при всей известной разнице в качестве.

В итоге потребителям удалось добиться заметного уменьшения цен на украинском рынке, продолжает директор по развитию аналитического проекта Delphica Павел Перконос. Этому способствовал и слабеющий спрос на внешних рынках, что позволило активно завозить сырье и оказывать давление на национальных поставщиков. Как следствие, в течение прошлого года контрактные цены на коксующийся уголь упали с $235/т в I квартале до $150/т в IV квартале. В 2013 г. средняя стоимость импортных углей может снова снизиться – примерно на 11%, с прошлогодних $174/т до $155/т, а это еще больше сокращает ценовую конкурентоспособность внутренних поставщиков. Единственным выходом для них может стать завышение цен для внутреннего рынка, что в конечном счете пагубно отразится на себестоимости металлопроизводства.

Отраслевые экономисты резюмируют, что даже при максимальной загрузке шахт из отечественного угля сегодня можно произвести не более 13 млн. т кокса, тогда как уже в 2013 г. его нужно будет до 19 млн. т.

При этом нет предпосылок для кардинального изменения качества украинского угля, сетует гендиректор ПАО “Донецккокс” Геннадий Волокита: технологическое оборудование государственных шахт очень изношено, горно-геологические условия сложны (большие глубины добычи), к тому же истощены экономически привлекательные запасы коксующихся углей. Тогда как частным угледобытчикам удается модернизировать мощности и улучшать качественные параметры, что заметно на примере холдингов “Краснодонуголь” или “Павлоградуголь”.

По этому поводу А. Старовойт замечает, что развивать внутреннюю добычу все-таки возможно, но для этого надо приватизировать шахты и привлекать в них частные инвестиции. “Есть множество шахт, которые можно довести до ума, увеличить добычу на них, сделать их прибыльными”, – уверен эксперт.

Разгосударствление углепрома планируется завершить в 2015 г. В целом же промышленные запасы коксующихся углей на действующих шахтах Украины довольно велики – около 3 млрд. т, а разведанные в стране запасы и вовсе достигают 9,8 млрд. т.

В. Пиковский считает это неплохим полем для деятельности, тем более при надлежащих капиталовложениях, и подчеркивает: логичным и эффективным инвестором и управленцем для пока еще государственных шахт могут быть ведущие отечественные металлургические группы. Подобные варианты обсуждаются уже давно, говорят рыночные операторы, и сдерживаются не столько недостаточным интересом инвесторов, сколько темпами приватизации.

Впрочем, не менее (если не более) перспективным специалисты называют развитие импорта качественных углей, в том числе с зарубежных активов украинских метхолдингов. Тут, в свою очередь, возникает вопрос расширения портовой перевалочной инфраструктуры, которая недостаточна и сейчас, а при развитии угольного импорта дефицит мощностей по перевалке может достигнуть 17-20 млн. т.

По оценке В. Пиковского, приход в страну серьезных объемов коксующихся углей из дальнего зарубежья наконец создал бы серьезную конкуренцию внутренним и российским маркам, цена на которые часто неадекватна качеству.

Цены бы стали объективнее, что позитивно влияло бы на себестоимость в металлургии, поскольку в затратах на выплавку чугуна на долю кокса приходится до 40-45%. В числе перспективных источников ввоза высококачественного коксующегося угля называются не только США или Австралия, но и Индонезия. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version