Металл Украины и мира

Украина: 2013 год станет переломным для ломозаготовительной отрасли

В настоящее время практически все эксперты трубят о нехватке металлолома в Украине, акцентируя внимание на том, что если ничего не предпринять сейчас, то через пару-тройку лет ситуация еще более усугубится. Совокупность сразу нескольких причин привела к наступившему среди “ломовиков” кризису. Однако ситуация еще не перешла “точку невозврата” и все еще можно исправить, правда, “всего лишь” заручившись реальной поддержкой со стороны государства.

Предполагается, что текущий год станет переломным для ломозаготовительной отрасли страны: впервые за годы независимости Украины объемы импортных поставок лома могут превысить экспортные. Известно, что в прошлом году общий сбор лома черных металлов в стране был наименьшим за последние 15 лет и составил лишь 6 млн. т.

Хорошо еще, что прочувствовать на себе снижение данного показателя металлурги смогли лишь зимой, когда практически все украинские производители стали столкнулись с фактом недопоставок лома. Но плохо то, что, по прогнозам экспертов, ситуация будет только ухудшаться. По расчетам объединения “Металлургпромом” и ассоциации “УАВтормет”, потребность внутреннего рынка в ломе в текущем году составит 6,7 млн. т. Предполагаемый же объем заготовки лома в стране в 2013 г. составит примерно 5,7 млн. т, что приведет к дефициту лома в 1 млн. т.

Дальше – хуже. По прогнозам специалистов ГП “Укрпромвнешэкспертиза”, в ближайшие три года дефицит лома в Украине по сравнению с прошлым годом вырастет более чем вдвое: от 537 тыс. т в 2012 г. до 1,1 млн. т в 2015 г. А к 2020 г., когда прогнозируемая потребность ГМК страны в ломе составит 9 млн. т, нехватка его на национальном рынке может достигнуть 3,4 млн. т.

При этом нельзя сказать, что объемы недостающего лома возросли резко, словно “снег на голову”. Здесь скорее подойдет другая метафора: дефицит нарастал “как снежный ком”, который начал формироваться еще с конца нулевых, когда легкодоступные источники лома стали потихоньку истощаться.

Действительно, всего каких-то десять лет назад в Украине ежегодно заготавливалось порядка 10 млн. т металлолома. Такие объемы не только с лихвой обеспечивали потребности внутреннего рынка, но и позволяли экспортировать значительную часть сырья. Жаль только, что причиной профицита стального лома в стране тогда была не повышенная продуктивность ломозаготовительной отрасли, а повсеместная утилизация части основных фондов страны, которые после распада СССР перестали использоваться по своему прямому назначению. При этом адекватной замены выводимому металлофонду не было, что уже тогда создавало предпосылки к будущему дефициту сырья. Итогом стало почти полное истощение к 2008г. легкодоступных источников, извлечение сырья из которых не требовало значительных инвестиций и высоких закупочных цен. Поэтому в 2008-2011 гг. объемы заготовки в стране снизились до 7 млн. т в год.

В прошлом же году ситуация еще более усугубилась из-за падения закупочных цен на лом в Украине: среднегодовая цена закупки металлосырья в 2012 г. упала до $318/т против $370 в 2011 г. А так как удельный вес физических лиц в заготовке лома в стране достаточно высок, падение цен предсказуемо повлекло за собой снижение активности первичных ломосдатчиков, что, в свою очередь, привело к остановке большинства демонтажных работ на крупных объектах.

Параллельно значительно ухудшалась платежная дисциплина металлургов в отношениях с поставщиками лома. Задержки в платежах со стороны меткомбинатов в середине прошлого года достигали 3-4 месяцев, что “вымывало” оборотные средства трейдеров, не позволяя им вовремя рассчитываться с заготовщиками материала. Все это привело к тому, что многие независимые поставщики лома в прошлом году свернули нерентабельный бизнес, уменьшив и до этого низкие показатели объемов ломосбора.

Ну и “последней каплей” в сложившейся в Украине ситуации с ломом стало открытие новых электросталеплавильных мощностей на месте закрываемых мартенов. Ведь для производства стали в электросталеплавильных печах требуется в 2,5-3 раза больше лома, чем в мартенах. А в Украине только за последние несколько лет начали свою работу ряд электросталеплавильных заводов: “Электросталь”, “Азовэлектросталь”, “Днепросталь”. На подходе новая электросталеплавильная печь на “Донецксталь-метзавод”.

При этом стоит отметить, что пущенный в ноябре прошлого года электросталеплавильный комплекс “Днепросталь” еще не вышел на свою проектную мощность (при полной его загрузке необходимо 1,5 млн. т лома в год), а второй среди крупнейших потребителей лома – Донецкий электрометаллургический завод (потребность в ломе составляет около 1 млн. т в год) приостановил в прошлом году свою работу. Очевидно, что при пуске указанных электросталеплавильных мощностей в полном объеме проблема дефицита лома в Украине еще более усугубится.

Перекрыть нарастающие потребности лома в стране металлурги пытаются с помощью импортных поставок. Однако вступившая в силу с 1 января норма, устанавливающая ввозную пошлину на лом черных металлов в 5% от таможенной стоимости, данную возможность отодвинула на второй план. Конечно, в случае полного отсутствия лома в стране потребителям ничего не останется, кроме как покупать импортное сырье по высоким ценам (с учетом пошлины и транспортировки), а тут, глядишь, и украинские ломозаготовители активизируются, подняв цены на свой продукт до уровня импортных. “Отличная” поддержка отечественных ломозаготовителей, правда, за счет металлургов.

Поддержать украинских ломовиков пытались и с помощью беспрецедентного для Украины квотирования на вывоз данного сырья за пределы государства (в мае прошлого года появилось постановление Кабинета министров о введении квот на экспорт металлолома в размере не более 900 тыс. т в год). Однако это вызвало скорее обратную реакцию, подняв ажиотаж среди ломовиков, которые уже подали заявки на экспорт свыше 5,5 млн. т лома при среднегодовом экспорте в размере не более 800 тыс. т.

Конечно, для коренного изменения ситуации с нехваткой металлолома необходимы более радикальные меры со стороны государства, в частности инвестирование в реализацию масштабных инфраструктурных программ. Сегодня значительная часть железнодорожных путей и коммунальной трубной структуры нуждается в повсеместном обновлении, а это хороший источник металлолома, который поможет ослабить напряжение на рынке заготовки сырья. Однако при всей очевидной выгоде сегодня в данном направлении пока мало что делается.

Еще одной возможностью восполнить дефицит лома в Украине является использование альтернативных сырьевых материалов, например горячебрикетированного железа (HBI/DRI). Однако ввиду дороговизны природного газа, который используется в качестве восстановителя при производстве DRI, интерес к нему в пока достаточно слаб. (Rusmet.ru/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version