Металл Украины и мира

Украина: из-за запрета на импорт кокса ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМК) потеряет $20-25 млн.

В июне вступает в силу постановление Кабмина о запрете импорта кокса. От нововведений пострадают “АрселорМиттал Кривой Рог” и “Запорожсталь”, закупающие сырье за рубежом. Компания Лакшми Миттала, которая сейчас закрывает примерно четверть потребностей в коксе за счет сырья из Польши, может потерять около $20-25 млн. до конца года. Цифра для “Криворожстали” не смертельная – это меньше 1% ее расходов на производство.

“АрселорМиттал Кривой Рог” в прошлом году выплавил 5,6 млн. т чугуна, или 20% украинского производства. В год заводу нужно 3-3,3 млн. т кокса, из которых АМКР самостоятельно может изготовить около 2,5 млн. Остаток АМКР закупает у “Донецкстали” Виктора Нусенкиса, “Евраза” Романа Абрамовича, а также в Польше и Казахстане, где расположены предприятия материнской ArcelorMittal. Уголь и кокс украинского производства уступают по качеству импортной продукции, поэтому предприятие старается использовать привозное сырье.

“Запрет импорта кокса – болезненное для нас решение, – отмечает глава киевского представительства АМКР Владимир Ткаченко. – Пока мы сохраняем надежду на его отмену”. Компания, по его словам, рассчитывала, что межведомственная комиссия, которая принимала решение об экспортных ограничениях для металлургов, внесет изменения в апрельское постановление Кабмина, запрещавшее импорт кокса, но этого не произошло. В то же время Кабмин уступил металлургам, когда перенес срок вступления в действие квот на импорт угля с января на июль.

По данным консалтинговой компании “Укрпромвнешэкспертиза”, за четыре месяца  АМКР импортировал около 360000 т кокса. За тот же период прошлого года – всего 150000 т. Примерно 90% импорта АМКР получает из Польши, взамен поставляя на ArcelorMittal Poland железную руду. Таким способом компания экономит на транспорте, избегая порожнего пробега полувагонов. “Польское предприятие Миттала в этом году сократило объемы выпуска, там сейчас избыток кокса”, – поясняет Александр Крайников, руководитель проекта Delphica “Укрпромвнешэкспертизы”. С запретом импорта кокса логистическая цепочка будет разорвана.

Кто заработает на сырьевых проблемах комбината? АМКР может нарастить закупки у нынешних поставщиков – украинских предприятий группы “Евраз” и “Донецкстали”, полагает гендиректор ассоциации “Укркокс” Анатолий Старовойт. “Донецкстали” принадлежат Ясиновский и Макеевский коксохимы, которые выпускают около 2,5 млн. т кокса в год. Более половины этого объема, по данным группы, идет на экспорт. В группу входит крупнейший в Украине производитель коксующегося угля – шахтоуправление “Покровское”. Возможность частичной замены импортного кокса украинским сырьем подтвердил Ткаченко. Стороны ведут переговоры, сообщили в пресс-службе “Донецкстали” со ссылкой на ее гендиректора Владимира Шаповалова. Все упирается в стоимость сырья. Та кокса в Украине стоит около $230-240. В “Донецкстали” ожидают, что после введения ограничений цена угля и кокса на внутреннем рынке вырастет.

Сколько потеряет завод Миттала? Если “Донецксталь” поднимет цены на кокс хотя бы на 10%, расходы АМКР на сырье до конца года вырастут на $12-15 млн., с учетом затрат на транспорт. Прогон порожних вагонов из Польши в Украину обойдется еще приблизительно в $1-1,5 млн. в месяц, или в $7-10 млн. до конца года. Это меньше 1% расходов на производство АМКР. Производственная себестоимость компании по итогам прошлого года – $3,3 млрд. Еще одним пострадавшим от решения ограничить импорт кокса неожиданно стал комбинат “Запорожсталь”, принадлежащий Ринату Ахметову и российским собственникам, связанным с Внешэкономбанком. Компания закупает за рубежом около 10% используемого кокса – 10-15 тыс. т в месяц. По данным агентства “Металл-курьер”, за первые два месяца этого года предприятие приобрело 30000 т сырья у кемеровской компании “Кокс”. (Forbes.ua/Металл Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version