Металл Украины и мира

Европа: планы Еврокомиссии по спасению сталелитейной отрасли не поддержали металлурги

Против предоставления дотаций и субсидий слабым игрокам выступили 70% участников ассоциации Eurofer. Таким образом, на повестке дня у них остается всего один вопрос – выжить в условиях кризиса или выйти из бизнеса? Третьего не дано.

Черная полоса у еврометаллургов тянется 5 год из-за снижением спроса основных потребителей: автопрома, судостроения, строительной отрасли. Если до кризиса, например, в 2007 г., металлопотребление в регионе составляло 201 млн. т, по оценкам Eurofer, то в 2012 г. – всего 149 млн. т. При этом по итогам 2012 г. стальная выплавка в Европе снизилась на 4,3% до 169,4 млн. т. Таким образом, получается избыток в 20,4 млн. т.

Аналогичная ситуация была и ранее. В 2011 г. выплавка стали в ЕС составила 177,4 млн. т, потребление – 157 млн. т. В итоге снова получаются 20,4 млн. т перепроизводства. При этом еще надо учесть импорт металлопродукции из близлежащих стран СНГ: России, Украины, Беларуси, а также из Китая. В то же время с экспортом у европейцев есть проблемы. Их высокотехнологичная продукция, кроме самого ЕС, востребована разве что в США и Канаде, но никак не на растущих азиатских рынках.

Опять же, из-за высокого курса евро и значительных экологических затрат качественный еврометалл без всяких шансов проигрывает местным производителям. Неудивительно, что заводы в ЕС один за другим останавливаются. Это, прежде всего, заводы концерна ArcelorMittal во французском Флоранже, бельгийском Льеже, румынском Галате, чешской Остраве, а также испанском Сестао и Мадриде. Это чешский Vitkovice Steel российского “Евраз-холдинга”, румынские метзаводы в Тарговиште, Браиле, Турзуле, принадлежавшие российскому “Мечелу”, польский комбинат Huta Czestochowa корпорации ИСД, итальянский метзавод Ilva, британский в Тиссайде, сербский Zelezara Smederevo и т. д.

Но и работающие метзаводы загружены не более чем на 70% проектных мощностей, по оценке британского аналитического агентства MEPS. В такой ситуации Еврокомиссия, конечно же, не могла и далее оставаться в стороне, довольствуясь ролью безучастного наблюдателя. Еврокомиссар по вопросам промышленной политики Антонио Таджани объявил, что Комиссия разрабатывает план помощи для сталеплавильной индустрии. Но, как оказалось, сами еврометаллурги не испытывают энтузиазма от возможного административного вмешательства ЕК.

По словам президента Eurofer Вольфганга Эдера, это вопрос справедливости внутри отрасли. Дескать, пока одни внедряли инновации и выполняли экологические программы, другие палец о палец не били. “А теперь этим последним нужно еще и помогать”, – возмутился глава профильной ассоциации. Он отметил, что такой точки зрения придерживаются 70% членов Eurofer. Надо признать, своя логика в этих рассуждениях имеется.

Да и насколько эффективной может быть помощь государства в условиях рыночной экономики? Как показывает украинский опыт, однозначного ответа на этот вопрос нет. В ноябре 2008 г. Кабинет министров Украины и предприятия ГМК подписали меморандум о взаимопонимании, включающий ряд обязательств обеих сторон. Из них государству с большим скрипом удалось выполнить лишь один пункт. Речь идет о временном замораживании тарифов госмонополий для металлургов и горняков. В частности, на природный газ, электроэнергию, грузоперевозки. Это, безусловно, сыграло свою позитивную роль.

Однако правительство не смогло обеспечить им своевременный возврат НДС, что приводило к вымыванию оборотных средств. Для поддержания текущей операционной деятельности приходилось брать кредиты, что опять же вело к дополнительным расходам на процентные выплаты. Но даже не это самое главное. Хуже всего, что государство так и не сумело пустить анонсированные программы по импортозамещению в национальной экономике, призванные стимулировать внутренний спрос.

Программа строительства доступного жилья также свелась к вводу в эксплуатацию отдельных долгостроев и не привела к подъему в отрасли, который, в свою очередь, стимулировал бы металлопотребление. Так что меморандум по ГМК в Украине оказал некоторое поддерживающее действие, но, конечно же, не оправдал ожиданий участников рынка. Справедливости ради надо отметить, что и в Евросоюзе стимулировать падающий внутренний спрос тоже не сумели. На это прямо указывают низкие показатели продаж металлопродукции.

Но сейчас, когда в Брюсселе озаботились поддержкой местных металлургов, Еврокомиссия решила идти иным путем. Как следует из заявления В.Эдера, знакомого с планами еврочиновников, речь идет об адресном предоставлении бюджетных субсидий наиболее нуждающимся. Любопытно, что сами участники рынка более приемлемой для себя считают именно украинскую модель господдержки. В частности, владелец концерна ArcelorMittal Лакшми Миттал добивается от властей ЕС и входящих в него стран моратория на повышение энергетических тарифов для своих предприятий. Пока – безуспешно.

На царящий негатив в еврометаллургии указывают не только простаивающие плавильные и прокатные мощности, но и финансовые результаты, полученные по итогам января-марта. Немецкий концерн ThyssenKrupp нарастил чистый убыток на 12% к аналогичного периоду 2012 г. до 656 млн. евро. Правда, как раз у европейского подразделения концерна Steel Europe дела идут лучше, чем у Steel Americas. Здесь валовая прибыль хотя и обвалилась на 72%, но все-таки вышла в плюс на 29 млн. евро, тогда как во втором случае получен валовой убыток 87 млн. евро, пусть и на 201 млн. евро меньше, чем годом ранее.

Таким образом, еврометаллурги из ThyssenKrupp на каждую ту выплавленной стали получили 11 евро валовой прибыли. Куда хуже ArcelorMittal, получившему за январь-март чистый убыток $15/т против $4/т чистой прибыли за I квартал прошлого года. Правда, концерн не приводит отдельные данные по своим региональным дивизионам, поэтому сложно сказать, какая доля у европейцев в этой бочке дегтя для акционеров. Но в любом случае сложно поверить, что такое резкое ухудшение вызвано только неблагоприятной ситуацией на рынке.

Ведь средняя цена продаж металлопродукции у ArcelorMittal в пересчете на сталь сократилась не так уж и значительно, с $998/т до $882/т, или на 12%. В любом случае, при таком старте Лакшми Митталу будет сложно не только выйти на запланированную в 2013 г. прибыль из расчета $150/т, но и повторить свой прошлогодний результат в $85/т. Его земляки из Tata Steel, владеющей заводами в Европе, тоже не детализируют полученные результаты в региональном разрезе. Тем не менее известно, что компания за 2012-2013 финансовый год, который завершился 31 марта, заработала $1,176 млрд. чистого убытка, или $157/т.

Год назад у Tata был противоположный результат – $901 млн. чистой прибыли. Очевидно, что такое колоссальное ухудшение получено за счет списаний с баланса и, возможно, переоценки активов. Потому как даже если стальная выплавка была убыточной, при ее увеличении на 26% финпоказатели не могли ухудшиться столь радикально. Как бы там ни было, успешность азиатских металлургов, обладающих дешевыми сырьевыми ресурсами и рабочей силой, оказалась сильно преувеличенной.

Если посмотреть по другую сторону океана, то у бразильской компании Gerdau, одного из местных лидеров, чистая прибыль за I квартал рухнула на 60% до $79,6 млн. В пересчете на выплавку это составляет $18/т. Для сравнения: в целом у китайских металлургов за январь-март чистая прибыль составила $2/т. Таким образом, продолжая наращивать производство в погоне за долей рынка, китайцы вплотную приблизились к черте, за которой рентабельность становится отрицательной.

Возвращаясь к соседям еврометаллургов, конкурирующим с ними на местных рынках, можно отметить значительное улучшение дел у турецкого меткомбината Erdemir. Его чистая прибыль возросла на 84% до $123,73 млн. И дело совсем не в низкой сравнительной базе аналогичного периода прошлого года, так как и в пересчете на выплавку получается недосягаемый для многих показатель в $137/т. То есть, не пытаясь, как индийцы и китайцы, гнаться за количеством выпускаемой металлопродукции, турецкие металлурги продемонстрировали наиболее сильные финрезультаты на старте года.

Это означает, что компании, сумевшие поймать волну даже на фоне всеобщего ухудшения, на рынке присутствуют. Среди них, кстати, и австрийский концерн Voestalpine, возглавляемый тем самым В. Эдером. По его словам, прибыль компании за 2012-2013 финансовый год составила никак не менее 800 млн. евро. При этом мощный рывок был сделан именно в январе-марте нынешнего календарного года, потому как за предыдущие 9 месяцев VA отчитывалась о 369,5 млн. евро чистой прибыли. Исходя из этого, понятно нежелание В. Эдера помогать слабым игрокам.

Остается добавить, что ближайшие соседи и конкуренты украинцев – Новолипецкий меткомбинат – за I квартал очень существенно сократили чистую прибыль: в 4,6 раза до $38 млн.. Впрочем, в удельном выражении это составило $10/т, что может считаться весьма приличным показателем по сравнению с другими крупными игроками.

Правда, если брать россиян, то у той же “Северстали” получается $11,5/т. Но у них и падение чистой прибыли к прошлогоднему результату было гораздо более ощутимым – в 10 раз. В отличие от них, украинские неинтегрированные метпредприятия завершили январь-март с негативным итогом. Например, чистый убыток Алчевского меткомбината ИСД составил $26,8 млн., или $24,5/т. Хотя это на 31,1% лучше аналогичного показателя 2012 г.

В целом же украинские металлурги начали год с улучшения финрезультатов. По данным ассоциации “Металлургпром”, за январь-февраль отрицательная рентабельность отрасли уменьшилась с 11,8% до 9,7%. Валовой убыток соответственно сократился с 3,8 млрд. грн. до 2 млрд. грн. Для сравнения: у металлургов КНР положительная рентабельность за I квартал составила 0,28%. Тем не менее по итогам года Минпромполитики Украины прогнозирует рост убытков в черной металлургии до 8 млрд. грн. против 4,9 млрд. грн. за 2012 г.

В таком случае подписание нового меморандума между Кабинетом министров и предприятиями ГМК Украины снова становится актуальным. Но при этом хорошо бы учесть весь позитивный и негативный опыт предыдущего документа, который действовал в 2008-2010 гг. Тем более с учетом планов Еврокомиссии о поддержке местных металлургов. Окончательные положения меморандума находятся в процессе доработки, но, как сообщают неофициальные источники, речь идет, прежде всего, об ограничении роста тарифов госмонополий. Предполагается, что до конца года они могут увеличиться для металлургов Украины не более чем на 5%. Л. Миттал на такой вариант наверняка бы согласился. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version