Нефть и металлы – основа промышленности Казахстана. До 50% приходится на нефтегазовую отрасль, до 7% – на черную металлургию, и до 12% – на цветную металлургию. 13 июня в Астане пройдет первая Казахстанская конференция по лому черных и цветных металлов, которая поднимет актуальные проблемы, как потребителей лома, так и независимых ломозаготовителей. Встает сразу логичный вопрос: зачем поднимать тему лома в Казахстане, если сырья и так достаточно? Действительно, зачем? По подтвержденным запасам меди Казахстан занимает 4 место в мире после Чили, Индонезиии США. По цинку – 4 место в мире после Австралии, США и России. По свинцу – на 6 месте после России, Австралии, Канады, США и Китая.
По объемам балансовых запасов железной руды Казахстан занимает третье место в СНГ после России и Украины, что позволяет безболезненно увеличить производство черных металлов в несколько раз- был бы спрос. Имеющиеся в стране мощности позволяют полностью закрывать потребности металлургического производства в железорудном сырье. Другим преимуществом казахстанской железной руды является ее довольно высокое качество. Легкообогатимые руды составляют 73,1% балансовых запасов железных руд Казахстана, труднообогатимые – 20%, и 6,9% представлены рудами, не требующими обогащения. Изначально железорудная отрасль горно-металлургического комплекса Казахстана создавалась с расчетом снабжения сырьем Магнитогорского, Западно-Сибирского (Россия) и Карагандинского (Казахстан) металлургических комбинатов. Поэтому в настоящее время Казахстан является крупным экспортером сырья. Добычу железной руды и производство товарного ЖРС в Казахстане осуществляют Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC) и “Миттал Стил Темиртау”, которым принадлежат все железорудные активы в стране.
Казахстан стремится войти в число передовых стран мира. Для большинства стран с сильной экономикой важным параметром является уже не простое потребление металла, которое должно составлять от 300 кг на душу населения. Все большее значение приобретает анализ воспроизводственных процессов, обеспечивающих обращение металла в экономике: какая глубина утилизации, как используется металлофонд? И вот этот показатель более объективно отражает реальное состояние дел в государстве и его технологическую мощь. Причем, показатель отражает реальный вклад каждого в сохранение природы на нашей планете. Достаточно привести цифры международного объединения переработчиков – Bureau of International Recycling (BIR).
Потребление энергии при производстве первичных и вторичных металлов (на каждые 100 тыс. т)
Металл | Первичные металлы, ТДж | Вторичные металлы, ТДж | Экономия на 100 тыс. т, ТДж |
Алюминий | 4700 | 240 | 4460 |
Медь | 1690 | 630 | 1060 |
Черные металлы | 1400 | 1170 | 230 |
Свинец | 1000 | 13 | 987 |
Цинк | 2400 | 1800 | 600 |
Никель | 2064 | 186 | 1878 |
Данные: Bureau of International Recycling.
Выбросы CO2 (вкт) при производстве первичных и вторичных металлов (на каждые 100 тыс. т)
Металл | Первичные | Вторичные | Сокращение выбросов, % |
Алюминий | 383 | 29 | 92 |
Медь | 125 | 44 | 65 |
Черные металлы | 167 | 70 | 58 |
Свинец | 163 | 2 | 99 |
Цинк | 236 | 56 | 76 |
Никель | 212 | 22 | 90 |
Данные: Bureau of International Recycling.
Будет ли дефицит лома в Казахстане?
По прогнозам РБК.research к 2016 г. дефицит черного лома на внутреннем рынке Казахстана вырастет до 1,6 млн. т. Как была сделана эта оценка. Цитируем: “На 1 января 2012 г. в Республике Казахстан было зарегистрировано 190 компаний по переработке ломов черных металлов. До 2010 г. объем сбора традиционно находился на уровне 3 – 3,3 млн. т в год. В 2010 г. показатель превысил 4 млн. т, а по итогам 2011 г. – вернулся на уровень 2006-2009 гг. Традиционно значительная часть собираемого в Казахстане металлолома экспортируется (до кризиса – 50-60%, в 2011 г. – 40%).На данный момент установлена экспортная пошлина на вывоз ломов черных металлов в 15% (но не менее 20 евро/т). В 2010г. объем потребности в ломе черных металлов основных металлургических предприятий Казахстана составил 2,7 млн. т. В 2011 г. показатель вырос до 3,4 млн. т.
С учетом реализации инвестиционных проектов в металлургической промышленности к 2016 г. потребность в металлоломе достигнет 5,9 млн. т. К 2018 г. показатель стабилизируется на уровне 6,4 млн. т в год. В 2011 г. дефицит лома на внутреннем рынке составил 473 тыс. т. К 2016 г. дефицит увеличится до уровня 1,6 млн. т при оптимистическом сценарии развития до 2,8 млн. т при пессимистическом”.
Что есть оптимистичный сценарий?
Дефицит – всегда плохо. Потому что вызывает необоснованные скачки цен. Но в нашем случае, хочется сказать, что рост спроса на лом внутри страны будет вызван ростом производства, а значит, это и есть благоприятный сценарий. Надо только понять, есть ли у Казахстана ресурсы для обеспечения роста спроса на стратегическое сырье. За годы независимости Казахстан смог подняться со 109 места в начале 90-х до 51 места в 2012 г. в рейтинге Всемирного Экономическогофорума.
Еще в начале 2008 г., до того, как стали очевидны кризисные волны, часто писали, что Казахстан – это новое экономическое чудо в средней Азии, уровень ВВП которого в ближайшие годы составит $300 млрд. Государственная политика в Казахстане всегда являлась не только двигателем экономики, но и “маяком-ориентиром” для новых зарождающихся отраслей промышленности. 10 лет до кризиса республика Казахстан жила по стратегии развития “Казахстан-2030”. Тогда были приняты государственные программы, углубляющие стратегию “Казахстан-2030”, а также конкретизирующие задачи основных секторов “Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира”. Что изменил кризис, опустились ли руки? Нет! Теперь о стратегии “Казахстан-2050”. По информации BNews.kz в ходе послания президента Казахстана перед государством поставлена новая планка – подняться на 30 строчку в мировых соревнованиях. Чем выше позиция страны, тем больше шансов привлечь в нее мировых инвесторов.
Какие программы приняты государством?
Преодолевая характерные структурные проблемы, связанные с мировым кризисом, горно-металлургические компании Казахстана строят свою стратегию в полном соответствии с задачами, поставленными президентом по стремительному росту экономики страны. Начиная с 2000 г., государством были приняты такие крупные программные документы, как: стратегия индустриально – инновационного развития республики Казахстан на 2003-2015 г.; программа по формированию и развитию национальной инновационной системы республики Казахстан на 2005-2014 гг.; программа развития технического регулирования республики Казахстан на 2007-2009 гг.; программа адаптации некоторых отраслей экономики в переходный период в рамках вступления Казахстана в ВТО. (в т. ч. и ГМК); программа развития и защиты конкуренции в РК на 2007-2009 гг.; программа содействию продвижения экспорта Казахстанских товаров на внешние рынки на 2008-2009 гг.; программа технического развития РК до 2015 г.; разработка перспективных новых материалов различного назначения на 2006-2008 гг.; программа охраны окружающей среды республики Казахстан на 2005-2007 гг.; программа развития промышленности стремительных материалов, изделий и конструкций в РК на 2005-2014 гг.; стратегия развития Казахстана до 2030 г.; указ президента РК “Об утверждении системы государственного планирования в Республике Казахстан” от 18.06.2009 №827; указ президента РК от 14 ноября 2006 г. №216 “Об утверждении Концепции перехода РК к устойчивому развитию на 2007-2024 гг.”; стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 г.; указ “Об утверждении стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 г.” от 01.02.2010; Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 гг. Можно по-разному прокомментировать такое обилие серьезных документов. Для пессимистов – это повод для улыбки, они могут вспомнить про план-график введения в строй сталеплавильных мощностей, который был представлен с высокой трибуны в июле 2010 г. Появилось много проектов строительства заводов или модернизации действующих производств, оторванных от реальности – от реальности гарантированного снабжения создаваемых мощностей ломом. здесь же стоит сказать и про неудачные попытки пустить производство на основе технологии прямого восстановления железа, без авторов этой технологии. Но, несмотря на все это, и оптимисты, и пессимисты сойдутся в одном – Казахстан не стоит на месте, и делает все возможное, чтобы выйти из кризиса победителем. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Очевидно, что ряд проектов воплотится в жизнь, и лома действительно потребуется больше.
Хватит ли лома?
Согласно журналу «Эксперт-Казахстан», казахстанские литейные предприятия, одни из основных потребителей черного лома, в 2010 г. забили тревогу: “отечественный производитель может остаться без сырья из-за экспорта лома. Директор таразского ТОО “Запчасть” Ярмахмед Мыргыясов рассказал первому заму премьер-министра РК Умирзаку Шукееву, что из 3 млн. т лома, вырабатываемого в стране, экспортируется 2 млн. Вскоре просьбу ограничить экспорт лома повторил министру индустрии и торговли Асету Исекешеву директор павлодарского KSP Steel Эдуард Креймер. Завод в январе 2010 г. закрыл одну из двух линий производства из-за дефицита сырья, а в феврале лома на складах осталось не более чем на неделю работы. Однако мнения участников рынка в том “ломовом кризисе” разделились. В ответ на обвинения литейщиков в безудержном экспорте ломовики заявили, что потребители сами виноваты в сложившейся ситуации (не обеспечили твердых цен на сырье) и вообще это сезонный дефицит, из которого следует делать не трагедию, а выводы, вырабатывая обоюдовыгодные правила игры на рынке”.
Есть ли у Казахстана ресурсы для обеспечения сегодняшних потребностей промышленности и что будет завтра? И вообще, какой реальный объем экспорта, потому что оценки ходят разные – многие говорит о колебании экспорта на уровне 400-800 тыс. т, но это никак не 2 млн. т.
Металлофонд Казахстана
После распада СССР на территории Казахстана оказалось множество объектов союзного значения, таких как ракетно-космические полигоны, стройки советского времени. Металлофонд Республики Казахстан, накопленный в машинах, оборудовании и металлоконструкциях, составляет 200-250 млн. т. Ежегодно собирается 3-4 млн. т черного лома.
Экспорт лома из стран СНГ (по данным международного института чугуна и стали WSA)
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Беларусь | 130 | 151 | 0 | 0 | 110 | 142 | 164 | 138 | 103 | 37 | 5 | 4 | 28 |
Грузия | 386 | 713 | – | – | 1135 | 785 | 633 | 289 | 385 | 421 | 383 | 427 | 377 |
Казахстан | 1271 | 2136 | – | – | 1402 | 1978 | 2226 | 2953 | 805 | 1797 | 856 | 816 | 866 |
Кыргызстан | 13 | 41 | – | – | 305 | 423 | 327 | 90 | 14 | 28 | 25 | 28 | 54 |
Россия | 7553 | 6802 | 6083 | 5760 | 6923 | 12836 | 12358 | 9797 | 7855 | 5128 | 1202 | 2390 | 4042 |
Украина | 4744 | 5010 | 4510 | 3414 | 1808 | 2451 | 1264 | 744 | 688 | 636 | 891 | 665 | 802 |
Прочие СНГ | 72 | 180 | 5 | 21 | 25 | 9 | 2 | 9 | 0 | 5 | 3 | ||
Итого СНГ | 14169 | 15033 | 10593 | 9174 | 11688 | 18636 | 16997 | 14020 | 9852 | 8056 | 3362 | 4335 | 6172 |
Стоит отметить, что мировой экспорт за весь период увеличился в два раза: с 55 млн. т в 1999 г. до 100 млн. т в 2011 г. И везде, где Россия и Казахстан сдали свои позиции, их место с большим удовольствием заняла Америка, в прошлом году экспорт черного лома из США составил 20 млн. т, а в 2004 г. – только 10 млн. т.
Стоит ли ограничивать экспорт лома?
По данным kursiv.kz, опубликованным 15.02.2012, Министерство индустрии и новых технологий Казахстана намерено запретить экспорт металлолома из страны, начиная с 2014 г. Идею поддерживали металлурги, жалующиеся на дефицит лома. Резко против – сами ломозаготовители, которые не смогут диверсифицировать портфели заказов, если условия местных потребителей окажутся невыгодными. В начале 2012 г. первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау предложил правительству РК постепенно снижать экспорт металлолома из страны. “Эта проблема пока не так остра, но с каждым годом она будет обостряться”, – отметил он.
По планам правительства, до 2014 г. планируется ввести квоты на экспорт лома и увеличить ставки экспортных таможенных пошлин. А после 2014 г. экспорт вообще будет запрещен и, напротив, начнет расти импорт лома. За введение запрета выступают крупные потребители металлолома, сообщило kursiv.kz. Особенно активно лоббирует введение запрета на экспорт второй крупнейший потребитель металлолома – KSP Steel. Однако именно к нему заготовители лома предъявляют больше всего претензий. Они касаются стандартов приемки металла, требований сортировки металла за счет поставщика, а, главное – ценовой политики компании. “Ориентируясь на биржевые цены металлов, KSP Steel за три дня до начала нового месяца снизила цену принимаемого металла”, – пожаловался Владимир Лик. По его словам, непредсказуемая политика крупных казахстанских переработчиков (KSP Steel и АМТ)приводит к разорению ломозаготовительных компаний, особенно предприятий малого и среднего бизнеса.
Видимо, позиция потребителей пошатнулась, или потребовалось подкрепить ее новыми аргументами , так как 19 апреля KZ Press-Club выходит публикация c названием “Отечественные металлургические предприятия нуждаются в государственных мерах по ограничению вывоза лома цветных и черных металлов”. Приведем дословно позицию сторонников ограничений, потому что имеет большое значение аргументация:
«На рынке лома и отходов цветных и черных металлов Казахстана складывается, на наш взгляд, не очень позитивная ситуация. Следует заметить, что данный вид материала является основным сырьем для производства продукции в металлургической отрасли. Между тем отечественные металлургические предприятия испытывают дефицит лома черных металлов, связанный с ежегодным вывозом из республики около миллиона т этого сырья. При этом поставщики лома вывозят его по более низкой цене, чем реализуют нашим предприятиям, компенсируя разницу “в черную” – наличными средствами либо через оффшорные счета, уходя таким образом от налогообложения.
Трудно переоценить экономическую целесообразность переработки лома черных металлов: сюда входит и сокращение энергопотребления при производстве металлов, и сохранение запасов полезных ископаемых в недрах (так как при использовании вторичного сырья существенно уменьшается количество разработок на месторождениях по добыче руды). Кроме того, при переработке черных и цветных металлов значительно сокращается загрязнение окружающей среды в виде выбросов вредных веществ, а также не возникает проблем по утилизации отходов.
Объем образования металлических отходов очень велик, но, к сожалению, на внутреннем рынке на переработку поступает меньше его трети. Соответственно остальной металлический лом, вместо того чтобы уйти на переработку, тем самым сократив расходы государства и населения как налогоплательщиков, экспортируется. По данным СМИ, в Узбекистане и Китае строят ломоперерабатывающие заводы планируемой мощностью более 600 тыс. т в год, рассчитанные исключительно на казахстанский лом, тогда как отечественные металлургические предприятия, работающие на вторичном сырье, загружены не более чем на 50% от своих производственных мощностей. Поэтому металлурги Казахстана очень заинтересованы в том, чтобы отток лома черных и цветных металлов на экспорт был снижен либо прекращен.
В 2011 г. дефицит лома на внутреннем рынке составил 473 тыс. т. До 2015 г. дефицит увеличится до 1,6 млн. т при оптимистичном сценарии или до 2,8 млн. т при пессимистичном (прим. Rusmet – помните результаты исследования РБК? Теперь неудивительно, почему РБК заинтересовался вдруг рынком лома Казахстана, требовался внешний источник, на который можно потом ссылаться). Следствием дефицита лома станет изменение рынка железорудного сырья в пользу чугуна и горячебрикетированного железа, а также замедление темпов роста производства стали из-за недостаточного предложения всех видов железорудного сырья, что скажется, прежде всего, на экспорте продуктов с высокой добавленной стоимостью. Основной пострадавшей стороной от такого развития событий станут отечественные заводы, которые будут страдать от низкой загрузки мощностей, высоких цен на лом и, как следствие, будут низкорентабельны. Это приведет к остановке производственных мощностей и сокращению десятка тысяч казахстанских металлургов. Действующая ставка вывозной пошлины на лом черных металлов установлена несколько лет назад в 15% таможенной стоимости, но не менее 0 евро/т, что в последние годы ввиду малого размера не является препятствием для вывоза лома из республики. Основным фактором, стимулирующим вывоз лома и отходов черных металлов из Казахстана, является освобождение их от уплаты вывозных пошлин в страны ЕС и СНГ в соответствии с подписанными соглашениями. Кроме того, вывоз данного сырья облагается по нулевой ставке НДС, что толкает ломозаготовительные предприятия к тому, чтобы отдавать предпочтение экспорту перед внутренним рынком.
Полагаем, что будущее казахстанской металлургии будет в немалой степени определяться состоянием ломозаготовительной отрасли, для оздоровления которой нужно реализовать целый комплекс мер. В этой связи необходимы действия правительства, связанные с регулированием экспортной деятельности, как в страны СНГ, так и в государства дальнего зарубежья.
Повышение экспортной таможенной пошлины обеспечит уплату таможенных платежей в бюджет страны за каждую тонну, вне зависимости от заявленной величины таможенной стоимости. Это исключит возможность манипулировать экспортной ценой как базой для расчета размера уплачиваемой пошлины. Кстати, аналогичные меры по снижению экспорта лома и отходов черных металлов принимаются в Российской Федерации. По инициативе металлургической компании ОАО “Амурметалл” запрещена отгрузка лома за пределы РФ морским путем (в том числе через порт Санкт-Петербурга, через который ведется экспорт металлолома в наибольших по сравнению с другими российскими портами объемах), кроме как через морской порт Магадана. Мы убеждены, что и в Казахстане необходимо издать нормативный документ, который создал бы условия для реализации выпускаемой продукции внутри республики (путем введения квоты) и защищал бы интересы отечественных производителей от недобросовестной конкуренции».
Позиция ломозаготовителей Казахстана
Все только ради народного блага, мы за государственные интересы! Так и хочется сказать, прочитав аргументацию противников экспорта. А что думают сами ломовики? По данным kursiv.kz: “В 2008 г. ломозаготовкой занимались 364 компании, а уже в 2011 г. осталось всего 188 компаний. Поэтому предприятия-заготовители вынуждены искать более надежных партнеров, которые ведут стабильную, предсказуемую ценовую политику, при этом еще и делают 100%-ную предоплату за предоставляемый металл сроком на месяц”, – пояснил Лик. По его словам, именно так ведут себя зарубежные покупатели. Другой значимой причины, побуждающей отправлять металл за рубеж, у заготовителей нет: стоимость перевозки (до $100-150/т, или 50% от стоимости металла) уравнивает цены внутренних и внешних поставок. По словам Владимира Лика, запрет на экспорт лишит заготовителей возможности маневра и в спорах с покупателями сделает их позиции слишком уязвимыми. Как следствие – ломозаготовка уйдет в теневую экономику.
Половина экспортных потоков из Казахстана идет российским потребителям. Остальное – в другие страны, что качественно иллюстрирует выборка нескольких месяцев 2011 г.
Правы ли потребители, которые волнуются за возможный дефицит сырья на внутреннем рынке? Безусловно. Правы ли ломозаготовители, которые каждый день борются за выживание? Безусловно. Решение, которое устроит всех, лежит в плоскости расширения мощностей по заготовке. В Казахстане надо увеличить минимум на 1,5 млн. т в год. В России цифры находятся в пределах 1000-6000 руб. на 1 т вводимой мощности в зависимости от региона и перерабатывающего оборудования. 300-500 руб. – на поддержание текущего уровня ломосбора. Даже ,если идти по максимуму, то для этого в Казахстане потребуется до 11 млрд. руб. в первый год и далее до 3 млрд. руб. ежегодно для поддержания уровня в 6 млн. т. Это около $360 млн. инвестиций в первый год для сегмента рынка лома черных металлов.
Речь идет о создании новой отрасли, сами ломозаготовители такие деньги вложить не могут – у них идет борьба за выживание, за кусок хлеба, а не за абстрактный рост. Будут ли вкладывать потребители из числа крупных производителей? Путем России, где комбинаты создали свои сетевые ломозаготовительные компании, Казахстан не пошел и уже вряд ли пойдет – зачем вкладывать в лом, если уже есть ломозаготовители, а экспорт можно закрыть? Получается, без участия государства не обойтись. До кризиса Государственной комиссией в рамках вхождения Казахстана в 50 крупнейших экономик мира были рассмотрены 200 проектов общей стоимостью около $100 млрд. – больше половины проектов тогда были одобрены. Сколько было проектов, связанных с увеличением мощностей по ломосбору или переходом всей отрасли на новый уровень? Мы говорим всего о 0,3% от общего объема предполагавшихся инвестиций для обеспечения стратегическим сырьем черной металлургии Казахстана, которая дает от 8% ВВП! Можно не тратить время на поиск утвержденных проектов. Их нет. Связано это с тем, что нет отношения к отрасли, как к серьезному делу – зачем вкладывать в лом, если это просто “железки”, которые лежат и их надо просто взять? Не будем упрекать в недальновидности или близорукости чиновников или участников рынка. По площади Казахстан занимает 9 место в мире, и второе место по территории среди государств СНГ. Плотность населения в Казахстане меньше, чем в России: 6,22 чел./кв. км против 8,38 чел./кв. км. При таких условиях трудно разглядеть в проблемах рынка лома общие проблемы всей экологии. Однако если проанализировать принятые документы, то у государства есть понимание важности рециклинга и внедрения управления отходами в масштабах страны и уже началась информационная кампания по подготовке “зеленого” сознания у населения. Только отрасль утилизации и непосредственно управление отходами не рассматривается исключительно сквозь призму ломозаготовки.
На все заданные острые вопросы, есть один ответ в принятой концепции устойчивого развития: “в Республике Казахстан будут использоваться экономические инструменты охраны окружающей среды путем внедрения рыночных механизмов охраны природы, в том числе стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров”. И есть уже первый опыт России.
Что в России?
С 2004 г. в Москве стал проходить форум Rusmet.ru “Лом черных и цветных металлов” – единственное в России отраслевое и независимое мероприятие в металлургии, собирающее ежегодно более 400 делегатов из 32 стран. Для объединения усилий участников рынка вторичных металлов по решению застарелых проблем отрасли и наведению порядка на рынке в 2012 г. делегатами было принято решение об учреждении Некоммерческого партнерства “Национальная саморегулируемая организация переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств” – НП НСРО”Руслом.КОМ”.
На текущий момент участниками СРО “Руслом.ком” контролируется более 50% потребления лома черных металлов. Среди членов партнерства: НЛМК, ОМК, «Северсталь», РЖД, «Автоваз», ведущие независимые организации из различных регионов России. В ближайшее время будет объявлено о вступлении крупных игроков рынка цветных металлов и ряда предприятий Госкорпорации “Ростех”. Сегодня объединение российских переработчиков участвует в разработке и координации с органами власти стандартов и программ развития отрасли. Проводится работа над законодательными новациями в области обращения с отходами. В январе НП НСРО “Руслом.ком” принято в члены международной ассоциации BIR (The Bureau of International Recycling).
Стоит ли Казахстану объединять усилия с Россией в области утилизации?
Казахстан и Россия входят в Евразийский экономический союз. Сегодня формируются нормативные документы созданного Таможенного союза, в который вступили Казахстан, Россия и Беларусь. Мы говорим об укреплении единого экономического пространства, об интеграции связей и совместных проектах, которые помогут всем нам достойно побеждать в мировой конкурентной войне. Все хотят гордиться своими странами, а не испытывать ущербную национальную гордыню, ведущую к самоизоляции. Именно поэтому, у нас всех общая цель – для базовых отраслей промышленности требуется создание цивилизованного рынка вторичных металлов на территории Таможенного союза путем установления новых правил на рынке и привлечения инвестиций в отрасль переработки из создаваемого специального Государственного Фонда, аккумулирующего утилизационные сборы. Достаточно ли будет средств фонда? Достаточно. Предполагаемый размер фонда с 2015 г. превысит 1 трлн. руб.
Регулирование заготовителей и переработчиков черных и цветных ломов будет осуществляться через разработанные и принятые саморегулируемой организацией стандарты и технические регламенты, которые будут утверждены Евразийской экономической комиссией. Здесь стоит отметить, что Технический регламент на утилизацию транспортных средств разработан в Казахстане. А поправки к регламенту разработаны в России – НП НСРО “Руслом.ком”.
Участие Казахстана, как со стороны потребителей лома, так и со стороны независимых заготовителей лома особенно важно сегодня, когда в России готовятся изменения в законодательстве об обращении с отходами производства и потребления: 26 апреля В. Путин подписал поручение правительству РФ подготовить поправки до 1 мая 2014 г.
Ключевыми новациями в законодательстве станут: порядок расходования государственного фонда среди членов СРО; требование об обеспечении ответственности производителей и импортеров товаров за утилизацию отходов и требование об уплате утилизационных сборов, либо предоставление гарантий надлежащей утилизации отходов с привлечением профессиональных переработчиков отходов на контрактной основе; переход регулятивных и контрольных функций на рынке обращения с отходами к саморегулируемым организациям и объединениям саморегулируемых организаций; формирование национальных стандартов в области обращения с отходами национальным объединением СРО; требование об обязательном членстве участника рынка обращения с отходами в саморегулируемой организации.
Казахстан, Россия и Беларусь должны объединить усилия в создании новой отрасли утилизации. Потребуется разработать и принять немало межгосударственных соглашений и документов, чтобы уже с 2014 г. ситуация стала коренным образом изменяться в лучшую сторону на всей территории Таможенного союза.
Для целей обучения и повышения квалификации персонала сотрудников компаний, входящих в СРО, а также поддержки эффективного информационного обмена в рамках СРО создается образовательный Интернет-портал. Впервые о системной проблеме с подготовкой отраслевых кадров и о создании единой базы знаний заговорил президент НИТУ “МИСиС” Юрий Карабасов на горно-металлургическом конгрессе в Астане в 2011 г. Поэтому неслучаен юридический адрес «Руслом.ком» – это Москва, Ленинский проспект 4. Стоит добавить, что Нурсултан Назарбаев – почетный профессор НИТУ “МИСиС”.
Зачем Казахстану вступать в организацию, созданную Россией?
Речь идет о команде единомышленников, которые заинтересованы в создании на территории Таможенного союза национальных систем переработки металлов, отвечающих лучшим мировым стандартам и которые соответствуют национальным интересам.
В этом и есть смысл, чтобы Россия, Казахстан и Беларусь вместе разрабатывали общие правила. Каждая страна получит специальные полномочия и доступ к управлению объединения профессионалов рынка Таможенного союза. Поэтому компании, которые как-либо связаны или касаются лома, вне зависимости от страны нахождения, приглашаются к вступлению в Некоммерческое партнерство “Национальная саморегулируемая организация переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств” – НП НСРО “Руслом. ком”. Очень важный момент, о котором надо сказать.
На рынке, согласно законодательству будут работать только компании, которые являются членами СРО. И только эти компании смогут поставлять ломпотребителям Таможенного союза.
В 2013 г. будут разработана комплексная программа развития отрасли утилизации
Кто вступает сегодня, встает у руля процесса. Потому что именно в 2013 г. будут разработана комплексная программа развития отрасли утилизации. Для всех компаний, которые вступают сегодня, предусмотрено место в управлении объединением. А для Казахстана – специальные условия в области создания правил и стандартов, которые будут действовать в стране.
Еще надо выработать правила межгосударственного взаимодействия и контроля, а также принять меры по гармонизации законодательств стран внутри Таможенного союза. (Rusmet.ru/Металл Украины, СНГ, мира)