Металл Украины и мира

Украина: Виктор Пинчук пытается через лондонский суд вернуть под контроль ОАО «Криворожский железорудный комбинат» (КЖРК)

Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов до сих пор управляют половиной предприятия. Другие 50% акций Ринат Ахметов купил у “Привата” еще в 2007 г. Остается открытым вопрос, кому Пинчук перепродаст завод в случае позитивного решения британской фемиды. Иск в Высокий суд правосудия в Лондоне Виктор Пинчук подал против Геннадия Боголюбова и Игоря Коломойского еще в марте. Владелец “Интерпайпа” считает, что совладельцы группы “Приват” нарушили контрактные обязательства и обязательства доверительного управления КЖРК. Данный конфликт уходит корнями в осень 2004 г. Тогда после грандиозной распродажи активов ГАК “Укррудпром” владельцем КЖРК, наряду с “Сухой балкой”, стала приватовская фирма “Солайм”. Остальные активы были распределены между структурами Рината Ахметова и Вадима Новинского.

Вопрос №1. Почему Пинчук выставил свои претензии на КЖРК?

Дело в том, что, согласно закону о приватизации активов “Укррудпрома”, первоочередное право на покупку предприятий имели акционеры этих комбинатов. Именно через эту схему были отрезаны от конкурса корпорация «ИСД» и тогда еще самостоятельный комбинат ММК им. Ильича, которым владел “красный директор” Владимир Бойко. К слову, ММК, по неофициальным данным, всерьез претендовал именно на КЖРК, предлагал за него свыше 1 млрд. грн., тогда как “Солайм” купила его за 690 млн. грн.

В связи с ограничениями для ММК и ИСД не попал в число претендентов на железорудные активы и влиятельный на тот момент зять экс-президента Кучмы Виктор Пинчук. Чтобы обойти эту юридическую тонкость, пришлось применять схему приватизации КЖРК с номинальным покупателем (“Солаймом”) и конечным покупателем (ПФК “Приднепровье”). В рамках заявленного иска Пинчук просит суд признать, что ответчики держат акции КЖРК в доверительном управлении в его пользу и требует от них передать ему эти акции, а также компенсировать убытки.

Вопрос №2. Почему у Пинчука к Ахметову нет претензий?

В иске указывается, что “Солайм” обеспечила передачу КЖРК в управление представителям Пинчука осенью 2004 г. На собрании акционеров 15 ноября 2004 г. Федор Караманиц был освобожден от обязанностей председателя правления комбината, а вместо него был назначен А. Пак, гражданин России. В набсовет предприятия также вошли менеджеры “Интерпайпа”. В марте 2005 г. Пинчук заплатил “Привату” $143 млн. за приобретение компании Alcross Commercial Limited (Британские Виргинские о-ва), владевшей, по утверждению Коломойского, КЖРК. Однако Alcross оказалась компанией с нулевым балансом и без активов. Более того, приватовцы осуществили силовой захват КЖРК. Решением местного суда Днепропетровской области экс-гендиректор Ф. Караманиц был восстановлен в должности, а Пак отстранен. Трейдером продукции КЖРК снова стали торговый дом “Комплект” и ООО “Рудснаб”, входящие в сферу интересов бизнесмена Эдуарда Самоткала. В данном контексте стоит отметить, что катализатором всех событий стала “Оранжевая революция”, которая поменяла расстановку сил в стране, из-за чего Пинчук оказался в опале. В результате политического процесса у зятя Кучмы, а также у Ахметова, отобрали “Криворожсталь”, были попытки реприватизации Никопольского завода ферросплавов. “Под шумок” Коломойский фактически забрал себе КЖРК. Но в 2006-2007 гг. политическая ситуация вновь поменялась – Виктор Янукович стал во второй раз премьер-министром. В результате Виктор Пинчук уже мог поставить вопрос о возврате своей собственности. Поэтому Коломойскому пришлось привлекать для своей защиты Рината Ахметова, который выкупил 50% акций КЖРК. Бизнесмены перевели ценные бумаги железорудного комбината на офшорку Starmill, которую стали контролировать на паритетных началах. В то же время, доля Пинчука так и осталась в управлении Коломойского. “С 2005 г. ответчики неоднократно подтверждали намерение передать ему КЖРК, но всякий раз не выполняли своих обязательств. Исковые требования обусловлены итогами встречи 4 сентября 2006 г., на которой ответчики подтвердили, что акции КЖРК находятся в их доверительном управлении в пользу В. Пинчука и взяли на себя обязательства передать их ему”, – говорится в исковом заявлении. Все попытки на протяжении последних лет разрешить дело мирным путем не увенчались успехом, поэтому В. Пинчук подал иск в Высокий суд Лондона (где проживает Г. Боголюбов, тогда как И. Коломойский живет в Женеве). Примечательно, что у Пинчука нет претензий к Ахметову. В то же время, как пишет Financial Times, владелец СКМ был свидетелем устной договоренности между днепропетровскими олигархами в 2004 г. Впрочем, поскольку Ахметов купил акции КЖРК через схему “добросовестного покупателя”, то иск Пинчука к Ахметову был бы бесперспективым.

Вопрос №3. Что будет, если Пинчук выиграет суд?

Прежде всего, судебные разборки могут затянуться на несколько лет. Но если будет положительное для Пинчука решение суда, оставлять предприятие в своей собственности нет ни малейшей логики: ни с точки зрения развития актива, ни в контексте синергии с активами “Интерпайпа”. Это имело смысл, когда начиналась приватизация предприятий ГМК. Тогда Пинчук мог выстроить мощную металлургическую ФПГ, в состав которой входили трубные активы “Интерпайпа”, ферросплавные заводы, железорудный КЖРК, а в самом центре этой структуры была бы вертикально интегрированная “Криворожсталь”. Поэтому единственный разумный вариант – это продажа КЖРК. Причем, покупателем может быть не только Ахметов, но ряд российских инвесторов. Но пока же Пинчук рассчитывает лишь на компенсацию убытков и недополученной прибыли. (Ugmk.Info/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version