Сейчас самым крупным его инвестиционным проектом является Еристовский ГОК. Темпы его строительства позволяют предположить, что до 2018 г. ожидать начала промэксплуатации Броварковского, Харченковского, Мануйловского, Васильевского и Зарудненского месторождений не стоит. А это как раз и будет срок окончания выданных лицензий. Тем не менее в целом для бизнес-группы “Финансы и кредит” К. Жеваго решение Министерства экологии – позитивный сигнал. Указанные месторождения располагаются в Полтавской области, образуя Кременчугскую магнитную аномалию. Их прогнозные запасы для подземных работ без учета Зарудненского составляют 11 млрд. т. Для сравнения: на Горишне-Плавнинское, Лавриковское, Еристовское, Белановское месторождения в середине 1980 приходилось 4,4 млрд. т. Но немалая часть этих запасов из Горишне-Плавнинского и Лавриковского месторождений уже отработана ПГОКом.
Поэтому с 2009 г. британская Ferrexpo Plc, контролирующая ПГОК, ведет строительство ЕГОКА. По итогам III квартала 2012 г. компания отмечала, что темпы реализации инвестпроекта будут зависеть от ситуации на глобальном рынке железорудного сырья. Пока она не очень радужная для украинских производителей. За январь-март они увеличили экспорт ЖРС на 4,6% к аналогичному периоду 2012 г. – до 8,973 млн. т.
При этом выручка сократилась на 2,3% до $783,743 млн. Таким образом, средняя цена реализации опустилась с $94/т до $87/т. Расходы же горнодобытчиков росли – главным образом за счет подорожания дизтоплива, используемого карьерным автотранспортом. При этом ожидается, что на мировых рынках железная руда в 2013 г. будет дешеветь. Так что если Ferrexpo сможет поддержать загрузку обогатительных мощностей ПГОКа на уровне, близком к проектному – это уже будет крупным успехом. Тут уж не до ЕГОКа. Тем более не до освоения т.н. называемой “северной группы”, включающей 5 вышеперечисленных месторождений. Да и денег на такой масштабный новый проект Ferrexpo вряд ли сможет найти. До кризиса, в 2007 г., предполагалось построить ЕГОК за $1,268 млрд., включая $647 млн. на обогатительную фабрику. Причем исходя из первоначального бизнес-плана фабрика должна была заработать в 2013 г.
Сейчас же по ней ведутся только проектные работы, а само строительство хотят начать в текущем году. Но еще в середине 2012 г. и. о. гендиректора ЕГОКа Николай Горошко озвучил новую стоимость фабрики: $750-800 млн. Так что новый ГОК на севере Полтавской области обойдется уже не меньше чем в $1,5 млрд. При этом надо где-то брать средства на развитие ПГОКа и доводить до ума ЕГОК. Сначала Ferrexpo собиралась привлечь $500 млн. на эти цели путем выпуска еврооблигаций. В феврале даже было начато роад-шоу, а потом внезапно планы компании изменились. Очевидно, что К. Жеваго и его партнеры решили не увеличивать долговую нагрузку и максимально использовать собственные финансовые ресурсы. Потому как, с одной стороны, эмиссия облигаций была отменена, с другой – собрание акционеров ПГОКа в конце апреля решило отказаться от выплаты дивидендов и направить чистую прибыль за 2012 г. на развитие. А это 431,6 млн. грн. Кроме того, имеется в наличии нераспределенная прибыль за предыдущие годы на 4,278 млрд. грн. Т. е. это как раз и есть те $500 млн., которые Ferrexpo собиралась занять. Между тем еще в конце марта, обнародовав данные отчетности за 2012 г., компания озвучивала намерения помимо обычных дивидендов 6,6 цента на 1 акцию провести специальные выплаты в таком же размере. В таком случае платежи составили бы $78 млн., или 36% от всего объема прибыли. А это сопоставимо с дивидендами крупнейших диверсифицированных горнорудных компаний. Но, как уже отмечалось, прошел всего месяц и было принято противоположное решение.
Директор по развитию проекта Delphica Павел Перконос в комментарии МинПрому отметил, что в настоящее время глобальный рынок железорудного сырья находится в состоянии, близком к равновесному. “Сейчас избыток предложения ЖРС не очевиден, но в ближайшие 2-3 года эта тенденция будет усиливаться, тогда уже могут возникать проблемы со сбытом”, – сказал он.
По словам эксперта, это связано с тем, что в настоящее время серьезные проекты по развитию пущены прежде всего “большой тройкой”: корпорациями BHP Billiton, Rio Tinto и Vale. Эти проекты касаются как наращивания добывающих мощностей, прежде всего за счет новых карьеров, так и развития логистической инфраструктуры, включая строительство перевалочных терминалов в портах. Кроме того, ряд крупных китайских металлургических компаний вкладывает значительные средства в освоение железорудных месторождений в Африке.
“Поэтому в условиях слабого мирового спроса на сталь предложение по ЖРС будет расти опережающими темпами. Это будет оказывать давление на стоимость железной руды. В таких условиях экономическая целесообразность разработки новых месторождений не только в Украине, но и где-либо еще будет под вопросом. В то же время в силу ориентации Ferrexpo на рынки Европы в сегменте окатышей для них разработка указанных месторождений может носить экономический смысл с учетом меньшего транспортного плеча”, – пояснил П. Перконос.
Известна история, как после переговоров в Беловежской пуще в 1991 г. Борис Ельцин, Станислав Шушкевич и Леонид Кравчук вышли из резиденции прямо под дождь. Лидеры России и Беларуси спрятались под зонты, принесенные охраной, а Л. Кравчук отказался, пошутив: “Спасибо, мне не надо. Я проскользну между капельками”. Насколько это достоверный случай – сложно судить. Зато наверняка можно утверждать, что представителям крупного бизнеса в Украине надо уметь пройти без зонта под проливным дождем и остаться сухим. Как видно на примере К. Жеваго, это не менее важное условие, чем успешная инвестиционная стратегия, кадровая политика и контроль бизнес-процессов. Впервые депутатский мандат Верховной Рады владелец группы “Финансы и кредит” получил в 1998 г. по мажоритарному округу в Полтавской области с центром в Комсомольске, население которого работает на ПГОКе. Затем в 2002 г. опять избрался по этому округу. Тяги к оппозиционности за К. Жеваго тогда не замечалось. Он числился в провластных на тот период фракциях НДП, “Реформы-конгресс” и даже “Возрождение регионов” – той самой альма-матер нынешней Партией регионов. Да и в 2006 г., когда самый молодой в Европе миллиардер опять получил депутатский мандат, уже по избирательному списку БЮТ, эта политсила была целиком провластной.
Другое дело, что с февраля 2010 г. она очутилась в оппозиции и для владельца ПГОКа наступили смутные времена. Он демонстративно остался во фракции БЮТ, в отличие от остальных депутатов-бизнесменов: того же владельца корпорации “Укравто” Тариела Васадзе или совладельца водочной компании Nemiroff Степана Глуся, перешедших к регионалам. Но, как отметил в комментарии МинПрому глава центра прикладних политических исследований “Пента” Владимир Фесенко, уже тогда К. Жеваго дистанцировался от оппозиционной деятельности.
Хотя избежать определенного прессинга ему не удалось. Летом 2011 г. СБУ возбудила уголовное дело по факту нецелевого использования денежных средств ФК “Ворскла”, спонсором которого является группа “Финансы и кредит”. В рамках расследования этого дела обыски с привлечением сотрудников спецподразделения А, или проще говоря, “маски-шоу”, прошли в центральном офисе одноименного банка группы, а также в офисе футбольного клуба. Кроме того, комфортно чувствующая себя при нынешней власти российская бизнес-группа VSE в 2010 г. начала новый раунд борьбы с К. Жеваго, которому в 2002г. продала 40,19% акций ПГОКа за $27 млн. Она добилась отмены Высшим хозяйственным судом Украины решений нижестоящих инстанций в пользу формального оппозиционера. Таким образом договор купли-продажи спорного пакета уже признан недействительным, и сейчас россияне во главе с экс-вице-спикером Госдумы Александром Бабаковым оспаривают последующую допэмиссию акций ПГОКа, в ходе которой была размыта их доля.
Дело находится в производстве Хозяйственного суда Киева, в конце апреля наложившего запрет на внесение регистратором любых изменений в реестр акционеров ПГОКа. Так что ситуация для К. Жеваго складывается весьма непростая. Тем не менее в ВР нынешнего созыва он решил идти по “вотчинному” округу в Полтавской области, а не по списку провластных политсил. Кроме того, до настоящего времени он продолжает оставаться внефракционным депутатом.
Хотя, по мнению В. Фесенко, статус оппозиционера тоже дает предпринимателям определенную защиту – давление на их бизнес всегда сопровождается резонансом и обвинениями власти в преследовании политических оппонентов, что в свою очередь вызывает нервную реакцию в Брюсселе и Вашингтоне. Но факт, что К. Жеваго дистанцировался от оппозиции, подтверждают недавние события вокруг строительства Белановского ГОКа в районе Кременчуга. Местный райсовет в середине марта ввел мораторий на рассмотрение вопроса “Схемы планирования территории Кременчугского района”, предусматривающей строительство БГОКа компанией Ferrexpo и переселение жителей 14 сел. Причем инициаторами моратория стали депутаты ВР Сергей Каплин, представляющий “УДАР”, а также Юрий Бублик и Олег Сиротюк от “Свободы”. Заподозрить этих людей в работе на правящую Партию регионов сложно – чего только стоит нашумевший конфликт С. Каплина с премьером Николаем Азаровым, в марте выставившим депутата с заседания Кабинета министров.
Отсюда вывод – с нынешней оппозицией у Константина Валентиновича явно не сложилось. Но тот факт, что Министерство экологии все же дало ему спецразрешения на георазведку и промышленную разработку 5 месторождений северной группы Кременчугской аномалии, указывает, что в отношениях владельца “Финансы и кредит” с властями лед тронулся. Местами. Потому что с Министерством доходов и сборов у Ferrexpo проблемы. Финансовый директор компании Кристофер Мо в конце февраля сообщил, что налоговая служба оспаривает около 60% от суммы НДС, заявленной Ferrexpo к возмещению. При этом госпредприятиям выплачено около 75% НДС и компании, по его словам, трудно понять причину таких отводов со стороны налоговой. Кроме того, входящему в группу К. Жеваго ПАО “Деловые партнеры” не удалось сохранить 78,34% акций ОАО “Южный радиозавод”. Возврат этого пакета в госсобственность начался в сентябре 2010 г. по решению Киевского хозсуда, а окончательную точку в деле поставил ВХСУ – в конце марта. По правде говоря, не такой уж это и стратегический актив для К. Жеваго – бывшее предприятие оборонного комплекса, некогда выпускавшее бортовую аппаратуру искусственных спутников Земли, сейчас пребывает в заброшенном состоянии. Но сам факт решения Фемиды в отношении интересов К. Жеваго выглядит показательным. “По моим ощущениям, К. Жеваго старается соблюдать нейтралитет, чтобы в случае изменений во власти опять не оказаться в оппозиции. Он выстраивает гибкую стратегию и демонстрирует прагматизм, поэтому громких конфликтов вокруг его бизнеса сейчас нет”, – отметил В. Фесенко. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)