Металл Украины и мира

Украина: суд признал незаконным квотирование импорта угля и кокса по иску ПАО “Алчевский металлургический комбинат” (АМК) и ПАО “Алчевский коксохимический завод” (АКХЗ)

10 июня Окружной административный суд города Киева вынес решение об удовлетворении исковых требований ПАО “Алчевский металлургический комбинат” и ПАО “Алчевский коксохимический завод” к правительству Украины о признании незаконным постановления Кабмина №225 от 13 марта “О внесении изменений в постановление Кабмина от 19 декабря 2012 г. №1201” (постановление о введении квот на импорт угля и кокса).

Как сообщается в пресс-релизе ИСД, в соответствии с решением суда, постановление КМУ №225 признано незаконным. “Если Кабинет министров Украины не подаст апелляционную жалобу, решение суда вступит в силу через 10 дней после получения Кабинетом министров Украины полного текста такого решения (полный текст решения суда должен был быть предоставлен сторонам не позднее 17 июня)”, – говорится в сообщении.

В основу исков ПАО “АМК” и ПАО “АКХЗ” к правительству были положены аргументы относительно многочисленных нарушений Кабмином требований Закона Украины “О Кабинете министров Украины”, регламента Кабмина Украины, Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности”, Закона Украины “Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности”, которые регулируют процедуры подготовки и принятия нормативно-правовых актов.

Многочисленные процедурные нарушения при принятии правительством Украины нормативно-правового акта – постановления КМУ №225, по мнению группы “ИСД”, свидетельствуют о недостаточном уровне законности и транспарентности в деятельности Кабмина Украины и подрывают авторитет правительства как высшего органа исполнительной власти европейского государства.

В частности, ИСД обращает внимание на следующие грубые нарушения законодательства, допущенные Камином.

1. Частью 9 статьи 16 Закона Украины “О внешнеэкономической деятельности” предусмотрено, что “решение об установлении квот (количественных или других ограничений) принимается Кабинетом министров Украины на основании представления центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики”. Рассмотрение вопроса о принятии постановления КМУ №225 осуществлялось без представления со стороны Министерства экономического развития и торговли Украины, которое является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности.

2. Частью 1 статьи 25 Закона Украины “Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности” предусмотрено, что “регуляторный акт не может быть принят .., если проект регуляторного акта не был опубликован”. Проект постановления КМУ №225 (в той редакции, которая была принята 13 марта) не был опубликован в соответствии с требованиями Закона Украины “Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности”. Опубликование “проекта” постановления КМУ №225 от 13 марта было осуществлено Министерством энергетики и угольной промышленности Украины только 14 марта, т. е. фактически после того, как постановление КМУ №225 было уже принято Кабинетом министров Украины.

3. Пунктом 3 параграфа 19 Главы 2 Раздела 3 Регламента Кабинета министров Украины предусмотрено, что внесение в ходе заседания изменений в повестку дня заседания правительства относительно принятия актов законодательства не допускается. Принятие постановления КМУ №225 было осуществлено по инициативе Министра энергетики и угольной промышленности Украины, вопрос о принятии которого был внесен непосредственно в ходе заседания Кабмина 13 марта без предварительного внесения данного вопроса в повестку дня заседания правительства.

Кабинетом министров Украины были допущены также другие нарушения Законов Украины. “Отдельно, безусловно, речь идет также о грубом нарушении правительством норм международных соглашений, участником которых является Украина – генерального соглашения по тарифам и торговле (основной юридический документ Всемирной торговой организации) и соглашения о зоне свободной торговли СНГ”, – говорится в пресс-релизе.

В частности, генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) очень жестко и однозначно ограничивает возможности внедрения количественных ограничений на импорт товаров. Частью 1 Статьи XI ГАТТ предусмотрено, что “никакие запреты или ограничения, кроме таможенных пошлин, налогов, или других сборов, в частности в виде квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, не должны устанавливаться или применяться любой стороной относительно импорта любого товара, который происходит с территории любой другой стороны ..”. Это фундаментальное правило осуществления международной торговли для всех стран-членов Всемирной торговой организации.

Группа “ИСД” считает, что введение квот на импорт угля и кокса прямо противоречит части 1 Статьи XI генерального соглашения по тарифам и торговле. Аналогичная оценка действиям Кабинета министров Украины уже дана и странами-членами ВТО, представители которых, в рамках внутренних процедур ВТО, донесли свою однозначную позицию правительству Украины.

Вопрос очевидного и грубого нарушения норм и правил ВТО со стороны Украины уже был предметом рассмотрения на заседаниях комитета ВТО по лицензированию импорта и комитета ВТО по доступу на рынки, на которых представители многих стран высказали свою однозначную негативную оценку действий Кабинета министров Украины и квалифицировали введение квот как очевидное грубое нарушение норм и правил ВТО.

Группа “ИСД” считает необходимым отметить, что само по себе квотирование импорта, независимо от результата распределения квот, является абсолютно недопустимым инструментом ограничения свободы ведения внешнеэкономической деятельности для металлургических и коксохимических предприятий Украины, а также для многочисленных поставщиков угля и кокса из разных стран, имплементация которого может иметь серьезные негативные экономические последствия для металлургической отрасли Украины, а также негативные последствия для репутации Украины как государства на международной арене. Судебный процесс для группы “ИСД” является не средством защиты своих коммерческих интересов в текущих условиях 2013 г., а принципиальным способом доказать в правовой плоскости абсолютную недопустимость внедрения Украиной, которая является страной-членом ВТО, любых количественных ограничений на импорт товаров. (Ugmk.info/Металл Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version