Металл Украины и мира

Украина: внедрение пылеугольного вдувания топлива (ПУТ) в ПАО “Днепровский меткомбинат им. Дзержинского” (ДМКД)

Реализацией новых энергосберегающих проектов в украинской металлургии уже давно никого не удивишь. Подталкивают к модернизации действующих мощностей постоянный рост цен на сырье и энергоносители, а также ужесточение экологических требований. Все более популярным среди металлургов становится внедрение такой энергосберегающей технологии как пылеугольное вдувание топлива (ПУТ), позволяющей значительно сократить потребление природного газа и снизить расход кокса. Внедрить технологию решили и на ПАО “Днепровский меткомбинат им. Дзержинского”, где еще в прошлом году заявили о намерении построить установку ПУТ.

Как правило, востребованность у металлургов технологии вдувания ПУТ определяется стоимостью природного газа и металлургического кокса, которые используются при выплавке чугуна. Когда растут цены на природный газ или растут цены на кокс, внедрение установок пылеугольного вдувания топлива становится наиболее оптимальным. Учитывая, что данные тенденции как раз и наблюдаются в последние годы, сейчас самое время осваивать пылеугольную технологию.

В Украине в настоящее время установки ПУТ работают уже на нескольких метпредприятиях, хотя вплоть до 2009 г. страна могла “похвастаться” лишь одной-единственной ПУТ, установленной на Донецком метзаводе еще в далекие 60-е. Сегодня на «Донецксталь» -металлургический завод» пылеугольное топливо вдувается уже в две доменные печи. Аналогичное оборудование в 2009 г. было установлено на двух печах Алчевского меткомбината, входящего в корпорацию “ИСД”. А с прошлого года на Алчевском МК пылеугольное топливо вдувается в еще две доменные печи. Используют с 2012 г. технологию вдувания ПУТ и на метзаводах группы “Метинвест”. Установки ПУТ в настоящее время работают на двух доменных печах “Запорожстали”, а на пяти домнах ММК им. Ильича в настоящее время идет этап холодных испытаний (ввод в промышленную эксплуатацию новой ПУТ запланирован на четвертый квартал текущего года). Введение подобной установки запланировано и на “Азовстали”, а на Енакиевском металлургическом заводе уже начаты проектные работы.

Предприятия, внедрившие установки ПУТ, значительно выигрывают в борьбе за конкурентоспособность продукции. После внедрения ПУТ на “Запорожстали” предприятию удалось снизить месячный объем потребления газа до 20 млн. куб. м, на Алчевском МК – до 15 млн. куб. м, “Донецкстали” – 2 млн. куб. м. На ММК им. Ильича ожидают сокращение использования природного газа до 25 млн. куб. м в месяц. Для сравнения, на комбинате “АрселорМиттал Кривой Рог”, где нет ПУТ, потребляется 65-70 млн. куб. м природного газа в месяц, что, естественно, отражается на себестоимости готовой продукции.

По-видимому, на практике оценив эффективность ПУТ, опробовав ее на Алчевском МК, в декабре прошлого года корпорация “ИСД” сообщила о намерении построить установку ПУТ на домнах Днепровского меткомбината им. Дзержинского. Тогда полностью реализовать проект с запланированными инвестициями в $100-150 млн. планировали уже к концу 2013 г. Эффект от внедрения ПУТ ожидался в сокращении себестоимости выплавки 1 т чугуна почти на $50 (при сегодняшних ценах – на $30) и росте производительности доменных печей на 10%. Срок окупаемости – 2-3 года.

В настоящее время работы по строительству новой ПУТ ведутся полным ходом. На сегодня завершена стадия согласований, подготовки и утверждения проектной документации, получено технико-экономическое обоснование и временное разрешение на строительство. На строительной площадке уже полностью подготовлен котлован под фундамент, начаты работы по заливке фундаментов под склады угля и силоса. К концу июня – началу июля планируется полностью завершить все бетонные работы, после чего приступят к монтажу металлоконструкций.

Поставка оборудования из-за рубежа ожидается в период с июня по конец сентября, все предоплаты уже осуществлены. В настоящее время группой специалистов комбината ведется приемка оборудования непосредственно на европейских заводах-производителях. В отношении поставок отечественного оборудования идет планомерная работа по заключению контрактов и внесению предоплаты. Закончить монтаж оборудования и приступить к пуско-наладочным работам на комбинате планируют в январе 2014 г.

И все было бы хорошо, если бы не одно “но”. Технология пылеугольного топлива, помимо всех своих преимуществ, обладает небольшим недостатком применительно ее развития в Украине. Она требует использования коксующихся углей более высокого качества, чем потребляется сегодня в украинских доменных печах. Для ПУТ необходим кокс премиум-класса, который может быть получен лишь из угля с содержанием серы менее 1%, а в углях отечественной добычи оно составляет 1,4-3%. Поэтому для создания шихты оптимального качества украинский уголь еще с советских времен смешивают с углем, содержание серы в котором не превышает 0,5%. Сегодня такой уголь ввозится из России, Казахстана, США и других стран.

В принципе, проблем с импортом, который составляет около трети потребляемых металлургами коксующихся углей, никогда не существовало, и при развитии ПУТ в Украине его доля просто бы пропорционально увеличивалась. Но из-за профицита коксующихся углей на внутреннем рынке с начала 2013 г. активно стал обговариваться вопрос ограничения импорта этой продукции для поддержания угольной отрасли страны. Результатом стало постановление Кабинета министров от 13 марта о введении квоты на импорт угля (коксующегося, битуминозного и других видов) объемом 10,2 млн. т и полном запрете импорта кокса на текущий год. По прогнозам экспертов, данные ограничения могут привести к дефициту в 3 млн. т качественных коксующихся углей уже в текущем году. Тем не менее, с 1 июня импорт коксующегося угля в Украину подлежит квотированию, а распределяются квоты в соответствии с рекомендациями межведомственной комиссии во главе с вице-премьером Юрием Бойко.

На подходе новые ПУТ у ДМКД, “Азовстали”, ЕМЗ и “АрселорМиттал Кривой Рог”, что приведет к росту потребления данного сырья. Поэтому новая причина для беспокойства в и так неспокойной ситуации у металлургов имеет место быть. А столь популярная до этого технология ПУТ начинает терять своих приверженцев. (Rusmet/Металл Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version