Развитию стального сектора страны мешают не гражданские протесты в Стамбуле, а кризис в зоне евро, спад потребления в MENA и вводимые в регионе ограничения на импорт. Тем не менее, перспективы отрасли благоприятны, учитывая стабильный рост внутреннего рынка, поддержку которому обеспечат многочисленные инфраструктурные проекты. Рост социально-политической напряженности в Турции, если и не стихнет в ближайшие недели, вряд ли окажет существенное влияние на работу промышленности и стальной отрасли. Конечно, антиправительственные выступления в Стамбуле и ряде других городов приносят убытки национальной экономике, однако работа стального сектора зависит от уровня спроса и стоимости метпродукции на рынках Ближнего Востока, Северной Африкии и ЕС, цен на лом и электроэнергию и курса турецкой лиры.
По предварительным данным, в мае выплавка стали в Турции снизилась на 1% по сравнению с апрелем – до 2,84 млн. т. Таким образом, за 5 месяцев производство сократилось на 4,6% к АППГ – до 14,2 млн. т. Из стран Топ-10 сталепроизводителей мира худшую динамику производства за январь-апрель показали только Россия (-4,9%) и Южная Корея (-4,8%). Торможение турецкого стального сектора началось еще в декабре и, естественно, никакой связи с событиями на площади Таксим не имеет. Основная причина – дальнейшее ухудшение конъюнктуры мировых рынков, которое пока не смог компенсировать рост внутреннего потребления.
Динамика турецкого производства и экспорта в 2013 г., млн. т
Февраль | Март | Апрель | Май | |
Производство | 2,65 | 2,98 | 2,87 | 2,84 |
Экспорт | 1,6 | 1,94 | 1,66 | 1,68 |
Макроэкономика
В последние 10 лет турецкая экономика демонстрировала более высокие темпы роста, чем Евросоюз, США и большинство развивающихся стран. В 2003-2007 гг. среднегодовой рост составил 7%. После кризисного спада страна показала высокие темпы восстановления в 2010-2011 г., в 2012 г. рост составил 2%.
Стальная отрасль развивалась еще более динамично. В 2012 г. Турция вошла в Топ-10 стран как по выплавке стали, так и уровню потребления. В рейтинге экспортеров стали страна занимает 8-е, нетто-экспортеров – 7-е место в мире.
Темпы роста экономики Турции, %
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
ВВП | -4,8 | 9,2 | 8,8 | 2,2 |
Промпроизводство | -11,8 | 6,0 | 9,2 | 0,0 |
Стройсектор | -29,4 | 25 | 13,3 | 1,5 |
По прогнозам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), рост турецкой экономики в 2013 г. составит 3,1%, в 2014 г. – 4,6%. Снижение темпов роста связано с замедлением экономического роста в мире и кризисом в еврозоне, гражданской войной в Сирии, а также с политикой экономии центрального банка и снижением внутреннего спроса.
Однако в целом перспективы стальной отрасли благоприятны, учитывая большой потенциал роста внутреннего рынка, который потребляет почти 80% произведенной в стране металлопродукции.
Стальной баланс Турции, млн. т
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. (прогноз) | |
Производство | 26,7 | 25,1 | 26,3 | 34,1 | 35,9 | 36 |
Экспорт | 20 | 18,7 | 17,6 | 15,54 | 18,7 | 19 |
Импорт | 13,6 | 10,5 | 11 | 10,7 | 11,5 | 12 |
Потребление | 21,5 | 18 | 23,6 | 26,9 | 28,4 | 29 |
Перспективы потребления
Строительный сектор Турции потребляет примерно половину метпродукции в стране. В минувшем году продажа жилья выросла на 63% до 701621 единиц жилплощади. Как ожидается, в текущем году рост объема стройработ составит 4-5 % после 1,5% в минувшем году.
Основанием для увеличения темпов роста в секторе является масштабная правительственная программа строительства инфраструктурных объектов стоимостью $150 млрд.
Крупнейшие проекты – строительство нового моста через Босфор, третьего аэропорта в Стамбуле (стоимость – $9 млрд.), первого в стране морского аэропорта, крупнейшего в стране Северного Эгейского порта и возведение сразу трех атомных электростанций (общая стоимость – минимум $60 млрд.; первую АЭС будет строить российский “Росатом”, вторую – японо-французский консорциум, по третьей решение не принято, возможно, она будет построена собственными силами).
В рамках “Перспективы 2023” до празднования столетия годовщины основания Турецкой республики в 2023 г. планируется ввести значительное количество новых автомобильных и железных дорог, мостов и домов. В частности, между двумя побережьями Турции – Средиземноморским и Черноморским будут построены 18 шоссе протяженностью 11,8 тыс. км.
Уже идут работы по строительству самого большого автобана (второй по протяженности в мире) “Измир-Орхангази-Гебзе”. В 2013 г. будет пущена скоростная железная дорога, соединяющая Стамбул и Анкару. Отметим также планы строительства в Стамбуле крупнейшей на Ближнем Востоке мечети общей площадью 15 тыс. кв. м.
В энергетику будет вложено $ 130 млрд., в частности, планируется обновление и строительство новых электростанций и ветропарков. Среди стратегических проектов, реализация которых позволит сильно увеличить объемы стройработ и потребление метпродукции – проведение летней Олимпиады 2020 г. в Стамбуле (заявка уже подана в МОК) и “Канал Стамбул”, который свяжет Мраморное и Черное моря.
Согласно проекту, стоимость которого по предварительным подсчетам составит $40 млрд., канал будет иметь протяженность 45-50 км, глубина его составит 25 м, ширина – 150 м. Правительство планирует переместить все грузовые танкеры в этот канал, освободив от них Босфор.
Неплохие перспективы потребления сохраняются в автопроме и секторе производства бытовой техники. Несмотря на то, что в 2012 г. производство автомобилей в Турции снизилось на 10% до 1,1 млн. шт. (емкость рынка при этом сократилась на 5,4% до 817620 шт.), ряд ведущих автокноцернов – Toyota, Honda, Ford, Renault – объявили об увеличении производственных мощностей и росте выпуска машин в ближайшие годы.
Экспорт
В январе-мае Турция увеличила экспорт металлопродукции по сравнению с АППГ на 4,25% до 10,55 млн. т. Внешние поставки арматуры и катанки составили 3,8 млн. т, заготовки – 1 млн. т, профилей – 0,74 млн. т, трубы – 0,72 млн. т.
Крупнейшим рынком сбыта для турецкой стали остаются Ближнего Востока и Северной Африки, куда за 5 месяцев поступило 4,4 млн. т (почти 42% всего экспорта). Вторым по важности является рынок ЕС, поставки на который выросли до 1,3 млн. т, или 12%, третьим – Северной Америки. За 4 месяца экспорт арматуры в США вырос в 4 раза до 81 тыс. т, в Канаду – в несколько раз до 38 тыс. т. Крупнейшими покупателями турецкой арматуры остаются Ирак, ОАЭ и Саудовская Аравия, которые за январь-апрель закупили соответственно 104, 121 и 77 тыс. т этой продукции.
Рост поставок на еврорынок в значительной степени обусловлен проблемами итальянской Ilva и возникшим вследствие этого дефицитом. За 4 месяца экспорт турецкой металлопродукции в Италию вырос втрое – до 300 тыс. т, в Португалию – почти вдвое, до 280 тыс. т.
Импорт
Украина, Россия и ЕС остаются основными экспортерами сталепродукции в Турцию. В частности, в 2012 г. поставки из Украины выросли на 12,5% и достигли наибольшего за последние 5 лет показателя в 4,9 млн. т. Прирост в 1 млн. т обусловлен увеличением закупок полуфабрикатов, в особенности заготовки, экспорт которых в Турцию вырос почти на 700 тыс. т.
В 2012 г. общий импорт полуфабрикатов в страну, преимущественно заготовки, вырос на 55% до 3,4 млн. т. В то же время, поставки украинского плоского проката в Турцию в целом остались на предыдущем уровне, в 2012 г. составив 1,9 млн. т.
Украинский экспорт в Турцию, млн. т
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
3,9 | 3,25 | 3,16 | 3,9 | 4,9 |
В текущем году турецкие заводы все так же активно покупают полуфабрикаты. За первые четыре месяца импорт полуфабрикатов увеличился на 73% до 1,67 млн. т, что в годовой проекции обещает почти 5 млн. т.
Собственно – это и есть реальный шанс для украинских экспортеров, возможность которых нарастить поставкилистового проката и тем более длинномеров практически равны нулю.
Экспансия за рубеж
До последнего времени турецкий стальной сектор был привлекательным для иностранных инвестиций, однако после ввода новых производств местными и иностранными компаниями места на рынке почти не осталось.
Российская группа ММК, инвестировавшая в пуск комплекса по производству листового проката для автопрома $2,1 млрд. (мощность по производству горячекатаного проката – 2,3 млн. т, холоднокатаного – 0,75 млн. т, по оцинкованию и нанесению полимерных покрытий – соответственно, 850 и 400 тыс. т) с ноября 2012 г. остановила производство стали и г/к проката.
На сегодня мощности турецкой металлургии загружены на 75%. В таких условиях естественным является выход на сопредельные рынки, где потребляется до 50% турецкой экспортной продукции.
Реализуя стратегию по переносу производства ближе к конечному потребителю, компания Tosyali Holding пустила весной завод по выпуску арматуры объекта в Оране, Алжир. Предприятие, в которое инвестировано $750 млн., будет производить для алжирского рынка заготовку, арматуру и сортовой прокат (мощность по стали – 1,25 млн. т, по прокату – 1,2 млн. т), вытесняя тем самым импорт.
Еще один завод Tosyali по выпуску катанки будет пущен в конце 2014 г. На сегодня у Tosyali есть уже актив и в Европе – Zeljezara AD Niksic в Черногории, выкупленный после банкротства у правительства страны. (Ugmk.Info/Металл Украины, СНГ, мира)