Негативные тенденции в мировой металлургии заставили правительство Николая Азарова вспомнить о господдержке отрасли, имеющей стратегическое значение для экономики Украины. Изобретать велосипед чиновникам не пришлось: механизм был наработан еще в 2008 г., когда Кабинет министров впервые подписал меморандум о взаимопонимании с предприятиями горно-металлургиче ского комплекса. Слабое восстановление рынков, которые являются основными потребителями металлопродукции, наблюдалось в 2010-2011 гг. Затем последовал новый спад. По итогам 2012 г. выплавка стали в Украине сократилась на 7% к предыдущему периоду – до 32,394 млн. т, чугуна – на 1% до 28,513 млн. т. Выпуск металлопроката и труб упал на 9% до 28,957 млн. и 2,014 млн. т соответственно, метизов – на 19% до 211 тыс. т.
Неутешительная картина вырисовывается и в текущем году. Производство стали за январь-май уменьшилось на 2% к аналогичному периоду 2012 г. – до 13,815 млн. т, проката – на 1% до 12,313 млн. т, труб – на 26% до 714 тыс. т. Только выплавку чугуна удалось сохранить на прошлогоднем уровне – 12,086 млн. т. Финансовые результаты были под стать производственным. Консолидированный убыток в украинском ГМК, включая метизников, по итогам I квартала составил 3,746 млрд. грн., по данным Государственной службы статистики. Хотя количество убыточных активов сократилось с 49,1% до 48,7%, оно по-прежнему чрезвычайно велико. Грубо говоря, каждое второе предприятие работает в минус. При этом консолидированная прибыль ГМК сократилась на 15,5% до 739,2 млн. грн. То есть получается, что прогноз Министерства промышленной политики Украины, ожидающий рост убытков в национальном ГМК до 8 млрд. грн. по итогам 2013 г. против 4,9 млрд. грн. за 2012 г., основан на реальном анализе ситуации в отрасли, а не просто является попыткой сгустить краски. Все это очень напоминает ситуацию 2008 г., когда из-за обвала в IV квартале производство стали в Украине в целом за год снизилось на 13,4% до 36,526 млн. т, чугуна – на 13% до 30,992 млн. т, проката – на 12,59% до 31,637 млн. т. Тогда во избежание остановки метпредприятий Кабинетом министров впервые было принято решение об их господдержке. Ее изюминкой стал мораторий на повышение тарифов госкорпорациями “Укрзализныця”, НАК “Нафтогаз Украины” и т. д.
В условиях, когда по образному выражению гендиректора одного из украинских меткомбинатов приходилось гоняться за каждым долларом для снижения себестоимости, это оказалось не самое худшее решение. Неслучайно сейчас глава совета директоров концерна ArcelorMittal Лакшми Миттал пытается добиться аналогичных преференций для своих предприятий в странах Евросоюза.
Конечно, полностью снять негатив с отрасли меморандум объективно не мог. Поэтому в 2009 г. даже в условиях действия его положений доля прибыльных предприятий украинского ГМК сократилась до 44,9% против 59,9% в 2008 г., а валовая прибыль в 7,729 млрд. грн. сменилась убытком в 9,58 млрд. грн. Соответственно ухудшились производственные результаты: выплавка стали упала на 19,62% до 29,359 млн. т, чугуна – на 17,16% до 25,673 млн. т, выпуск проката – на 16,43% до 26,439 млн. т. Но, как уже отмечалось, без меморандума могло быть и хуже. Тем временем наступила определенная адаптация к условиям кризиса. По итогам 2010 г. валовой убыток металлургов снизился до 3,84 млрд. грн., число прибыльных предприятий возросло до 53,6%, выплавка стали – на 12,4% до 33,6 млн. т. С учетом этих тенденций еще по итогам I полугодия новый состав Кабмина решил не продлевать действие меморандума до конца декабря 2010 г.
Едва стальные производители почувствовали твердую почву под ногами, как госпреференции в виде моратория на тарифы у них убрали. Без этого металлурги смогли проработать еще 3 года. Затем глобальный кризис снова взял свое. Да так, что о необходимости господдержки для отрасли заговорили даже в Евросоюзе. О том, что такая программа нарабатывается, в марте сообщил еврокомиссар по промполитике Антонио Таджани. Но, конечно, бюджетные возможности ЕС, несмотря на кризис, не идут ни в какое сравнение с украинскими.
Поэтому А. Таджани говорил о предоставлении субвенций нуждающимся компаниям. В украинских же условиях даже инициатива о предельном ограничении роста тарифов госкорпораций на 5% для предприятий ГМК в течение года поначалу столкнулась с сильным сопротивлением заинтересованных ведомств. Тем не менее здравый смысл победил и в итоге этот пункт был внесен в меморандум, подписанный Кабинетом министров и предприятиями ГМК 14 июня. Он выглядит как уступка госкорпорациям, поскольку предыдущий мораторий предусматривал жесткое замораживание цен на энергоносители и грузоперевозки. А возможность их повышения на 5% в условиях снижения промпроизводства, с одной стороны, позволяет госмонополистам избежать финансовых потерь, а с другой – ограничивает их аппетиты разумными пределами. О сроках действия документа говорить сложно. Решением правительства он введен до конца года и предусматривает пролонгацию в случае необходимости. Не исключено, что она еще понадобится: ситуация на мировых рынках остается неопределенной. Когда завершится кризис, наверняка не знает никто.
Во всяком случае, предыдущие прогнозы ведущих рейтинговых агентств о восстановлении металлургии в 2010 г., затем в 2011 г. и 2012 г. не оправдались. Уже понятно, что и от 2013 г. тоже не стоит ожидать улучшения. Об этом свидетельствуют данные Государственной таможенной службы Украины. По итогам января-марта стоимость чугуна по экспортным контрактам снизилась до $352/т по сравнению с $411/т за тот же период 2012 г. Аналогичная картина и по другим видам металлопродукции.
Стальные полуфабрикаты подешевели с $556/т до $490/т, горячекатаные рулоны – с $612/т до $533/т, г/к длинномерный прокат – с $648/т до $577/т. Стоит отметить, что, например, тот же Днепропетровский метзавод им. Петровского по итогам 2012 г. оценил свои потери от снижения цен на металлопродукцию в 357,6 млн. грн. Очевидно, что у более крупных предприятий эта цифра намного выше.
В связи с этим роль господдержки для отрасли возрастает, иначе Украина рискует лишиться своего основного экспортного потенциала. А это потянуло бы за собой целый клубок проблем, одна другой неприятнее: ухудшение платежного баланса, девальвация гривны и все, что с этим связано. И это не говоря уже о социальных аспектах, связанных с остановкой предприятий и ростом безработицы.
Председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький в комментарии МинПрому отметил, что в настоящее время отрасль находится в крайне сложном положении. “Мировое потребление, а соответственно и цены на все виды продукции ГМК значительно снизились. При этом ни один серьезный аналитик не прогнозирует существенного улучшения ситуации как минимум до середины 2014 г. Поэтому, если мы не хотим потерять отрасль, без совместных действий с государством просто не обойтись”, – подчеркнул он.
По словам главы ФМУ, в СМИ прозвучало много критики проекта меморандума, причем далеко не всегда конструктивной. “Хочу подчеркнуть, что металлурги и горняки не просят у правительства каких-то необоснованных преференций, а уж тем более за счет других отраслей или населения. Если в соответствии с меморандумом нам обеспечат хотя бы своевременное и в полном объеме возмещение НДС, а также сведут к разумному минимуму авансовые платежи по другим налогам и сборам, то это будет лишь выполнением действующего законодательства, которое поможет отрасли пережить трудные времена”, – сказал эксперт. По мнению С. Беленького, сдерживание цен на продукцию и услуги естественных монополий в период рецессии экономики также представляется вполне логичным и разумным действием правительства. “Если кто-то считает, что это слишком много, пусть посмотрит, что происходит в ЕС. Там для сохранения конкурентоспособности отрасли всерьез рассматривается вопрос сокращения избыточных мощностей со всеми негативными последствиями для людей, которые на них сегодня работают. У нас же, несмотря ни на что, продолжают выполняться практически все социальные обязательства, зафиксированные в отраслевом соглашении и в коллективных договорах на предприятиях”, – резюмировал глава ФМУ. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)