В середине июня Кабмин утвердил титул строительства угольного долгостроя – шахты “Нововолынская №10” (Волынская обл.). Этот документ можно было бы считать проходным, если бы не тот факт, что государство чуть ли не впервые за 20 лет обнародовало свои планы по строительству подобного объекта. Примечательна и общая стоимость проекта, зафиксированная в документе, – 2,3 млрд. грн. Львиную долю этой суммы составляют затраты на проведение строительномонтажных работ (1,3 млрд.) и закупку оборудования (свыше 430 млн.). Для сравнения: на строительство детской больницы “Охматдет” необходимо 1,8 млрд. грн., но выделено только 400 млн.
Никто не отрицает, что инвестиционное оживление в столь важном для украинской экономики секторе, как углепром, – момент положительный. Другое дело, что в условиях нынешнего профицита угля запланированные вложения выглядят, мягко говоря, нелепо. По последним данным Минэнерго, запасы угля на складах ТЭС и ТЭЦ Украины к 1 июня составили почти 5,63 млн. т (на 46,9% больше, чем на аналогичную дату 2012 г.). Что еще раз подтверждает неоднократно высказываемую экспертами мысль о заполненности складов ТЭС и шахт по максимуму и отсутствии спроса на уголь. Причины такого положения дел на рынке давно известны – рост нелегальной добычи, снижение спроса на внешних рынках и плюс к этому мартовский пожар на Углегорской ТЭС и последующая остановка такого крупного потребителя. Отсюда очевидно, что предпосылок для роста потребления угля в ближайшем будущем нет. В то же время прогнозируемый годовой объем добычи угля на шахте “Нововолынская №10”, которую планируется сдать в эксплуатацию уже в следующем году, составит 900 тыс. т.
Впрочем, планы Кабмина имеют свою подоплеку. Дело в том, что шахта еще в 2011 г. включена в список объектов, готовящихся к выходу из госсобственности. А согласно принятому в прошлом году Закону “Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий”, победителем приватизационного конкурса может быть признан участник, согласившийся заплатить за искомый объект 1 грн. и при этом гарантирующий максимальные инвестиции в его развитие.
При таких условиях дефицита желающих купить за гривню новостроящуюся шахту, в которую государство вложило пару миллиардов, явно не будет. Гипотетически можем предположить, что в их числе может оказаться, например, группа “ДТЭК”, которая сможет поставлять добываемый на “Нововолынской №10” уголь на расположенные недалеко от нее теплоэлектростанции компании “Западэнерго” Рината Ахметова. Возможно, интерес проявит группа “Мако”, для которой строящаяся госшахта благодаря своему расположению в западной части страны может стать одним из источников экспорта. Хотя, кто победит в борьбе за самую молодую украинскую шахту, не так уж важно. Суть в другом: пример “Нововолынской №10” показывает, что государство способно изыскать миллиарды, чтобы вложить их в актив, который можно потом отдать в “хорошие руки”. Даже если в будущем это грозит проблемами со сбытом для других, все еще государственных шахт.
До этого самым ярким примером неоднозначности стратегии в государственном углепроме была история двух государственных угольных фаворитов – “Свердловантрацит” и “Ровенькиантрацит”. Со времени независимости Украины из госбюджета на поддержку этих предприятий были потрачены сотни миллионов гривен, в 2010 году был поднят вопрос об их концессии, в результате чего состоялась их передача в состав упомянутой группы “ДТЭК”. Сейчас за эксплуатацию этих предприятий донецкая группа выплачивает в госбюджет суммарно 120 млн. грн. в год. При этом компания имеет право на распределение 10 млрд. грн. ежегодных доходов этих предприятий. В этом контексте ежегодные вложения 5 миллиардов бюджетных гривен в пока еще государственные шахты выглядят абсурдными.
Но остановить этот процесс невозможно – убытки угольных госпредприятий огромны, и без госсубсидий властям грозит массовое недовольство электората. Кстати, недавно шахтеры даже поставили своеобразный рекорд: убытки госшахт от производства угля за пять месяцев этого года – свыше 6 млрд. грн., что на 40% больше аналогичного периода 2012 г. Пока эта цифра не особо пугает горняков, так как она перекрывается многострадальным бюджетом. Другой вопрос, что рано или поздно Кабмин начнет сокращать эти дотации за счет приватизации шахт. А этот процесс будет сопровождаться ликвидацией бесперспективных угледобывающих предприятий и массовыми увольнениями. (Комментарии/Металл Украины, СНГ, мира)