Ключевые финпоказатели компании Ferrexpo сокращаются на фоне низкого уровня глобальных цен на сырье. Европейский вектор развития горнодобытчика фактически ведет в тупик, поэтому в Ferrexpo пытаются сместить акценты на азиатские рынки сбыта. Продавать активы нужно вовремя – именно так звучит негласное правило бизнеса. У Константина Жеваго была возможность выгодно пристроить Ferrexpo. В 2011 г., когда цены мировые цены на железную руду достигли пика в $200/т, компанией интересовались транснациональные гиганты ArcelorMittal, Vale, Rio Tinto. Теперь же на повестку дня стал вопрос о будущей стратегии развития Ferrexpo, учитывая непростую ситуацию на внешних рынках.
Сбыт Ferrexpo всегда ориентировался, главным образом, на рынки стран центральной и восточной Европы. Но в прошлом году доля продаж на этих традиционных рынках впервые с момента выхода компании в публичную плоскость упала ниже 50%. А связано это с тем, что черная металлургия Евросоюза уже более года находится в глубоком кризисе. При этом перспектив восстановления рынка не наблюдается. По прогнозам ArcelorMittal, стальной спрос в ЕС уже никогда не выйдет на докризисный уровень. Глава ассоциации Eurofer и гендиректор австрийского сталепроизводителя Voestalpine Вольфганг Эдер считает, что европейскую металлургию спасет только сокращение мощностей, которые минимум на треть превышают текущий уровень потребления.
Процесс закрытия метзаводов уже в принципе стартовал. Его особенностью можно считать то, что первыми под удар попадают предприятия, располагающиеся в глубине континента. То есть с более высокими затратами на доставку металлургического сырья по сравнению с заводами, находящимися в непосредственной близости от портов. Таким образом, быстрые темпы сокращения потребления желруды будет происходить как раз на рынках сбыта Ferrexpo.
Естественно, что Жеваго пытается найти новые рынки сбыта. Для этого выбраны два направления – Западная Европа и страны MENA, и азиатские рынки, куда относится Китай, Индия, Япония и страны ЮВА. Понятно, что в регионеMENA перспективы сбыта сейчас слабые из-за нестабильной политической обстановки. А вот азиатское напра вление активно развивается – в 2012 г. доля продаж подскочила до 35%. Правда, Китай и Япония являются главным рынком сбыта и для “Большой тройки” – Rio, BHP и Vale, а также множества производителей сырья из Австралии, ЮАР и России. И Ferrexpo будет весьма непросто конкурировать в этих странах, которые отличаются от Европы высоким уровнем бюрократии и кулуарных договоренностей.
Проблемы Ferrexpo на экспортных рынках наслаиваются на трудности в Украине. Не секрет, что текущая рудная база Полтавского ГОКа – Горишне-Плавнинское и Лавриковское месторождение – уже почти выработана. Поэтому компания бросила все силы на реализацию Еристовского ГОКа, который выдал первую руду в прошлом году, а в текущем должен подобраться к проектным мощностям. Плюс Ferrexpo не без скандала продвигает реализацию Белановского ГОКа, состояние дел по которому пока находится на стадии формирования ТЭО и скупки земельных участков.
В целом, запасы этих месторождений по стандартам JORC оцениваются в 6,8 млрд. т. Весной Ferrexpo продлили до 2018 г. еще пять лицензий северной группы рудников Кременчугской магнитной аномалии. Их запасы оцениваются в свыше 13,2 млрд. т, но уже по советским стандартам. Таким образом, компания Жеваго фактически заняла стратегический плацдарм для своего расширения в Полтавской области, осталось самое сложное – найти финансирование и реализовать намеченные проекты. Плюс удерживать и наращивать внешние рынки сбыта, поскольку “вход” на украинский рынок для Ferrexpo заказан в связи с монопольным доминированием на нем “Метинвеста”.
Кроме Еристовского ГОКа, в который уже вложено $383 млн. и требуется еще почти столько же, Ferrexpo наметила строительство обогатительной фабрики (ее окончательная смета не ясна), а также Белановского ГОКа (предварительно называется сумма в $3 млрд.). Собственных средств у компании на падающем рынке точно не хватит. По итогам 2012 г. свободная наличка компании сократилась на треть, до $0,5 млрд. От выпуска евробондов на $500 млн. Ferrexpo в начале года отказалась. Не сильно поможет и возврат просроченного НДС из госбюджета на общую сумму $309 млн. тем более что погашать долги правительство намерено казначейскими векселями, которые промышленники могут реализовать, но с дисконтом. Поэтому и сумма, которую горнодобытчик получит “на руки”, будет явно меньше.
В конце 2000-х гг. Константин Жеваго уже успел “отличиться” одним нереализованным мега-проектом – строительством слябового завода под Полтавой и прокатной линии в Венгрии. Теперь у бизнесмена на повестке дня существенное расширение железорудного бизнеса, и Ferrexpo пока начала “за здравие” и разгоняется, как новый спорткар Aston Martin, купленный недавно, по сведениям прессы, Жеваго. Впрочем, это может закончиться “за упокой”, как произошло с VorsklaSteel. Есть сомнения, что при слабом потребительском спросе и дефиците средств компания способна реализовать все заявленные проекты расширения мощностей. (Ugmk.info/Металл Украины, СНГ, мира)