Уже в первые 3 недели действия меморандума о спасении черной металлургии Украины правительство начало активно нарушать взятые на себя обязательства. Окончательно “убить” и так ограниченную эффективность данного документа может упорное желание правительства дополнительно осложнить жизнь метпредприятиям барьерами импорту сырья.
С 14 июня действует меморандум о взаимопонимании между Кабинетом министров Украины и предприятиями ГМК. Документ прописывает ряд взаимных обязательств, направленных на стабилизацию финансово-экономического положения предприятий отрасли на фоне кризисных явлений на рынках металла. Правительство, в частности, обязалось:
– обеспечить оперативное возмещение сумм НДС, подтвержденных к возмещению по состоянию на 1.04.2013 г., и не допустить роста задолженности по НДС в течение срока действия меморандума;
– обеспечить оперативный возврат уплаченных “наперед” всех видов налогов;
– не допускать до окончания срока действия меморандума повышения тарифов на перевозку грузов ж/д транспортом для предприятий ГМК свыше 5% от уровня 2012 г.;
– рекомендовать (!) Нацкомиссии по госрегулированию тарифов в сфере энергетики, не допускать до окончания срока действия меморандума совокупного повышения тарифов на электроэнергию для потребностей предприятий ГМК более чем на 5% от уровня, установленного 1.04.2013 г.
В свою очередь, предприятия ГМК взяли на себя обязательства не сокращать коллективы и не уменьшать объемы производства.
Эксперты, в т. ч., и бизнес-портал ugmk.info, умеренно позитивно оценили меморандум, отметив в то же время, что документ является “сырым” и недоработанным. Вина за это, безусловно, лежит на ПХО “Металлургпром”, которое уже давно не в состоянии эффективно лоббировать интересы отрасли. Работа объединения все больше сводится к “плачу Ярославны” – подготовке таблиц и графиков, демонстрирующих как все плохо, и насколько дальше будет еще хуже.
Дело не только в том, что в меморандуме нет потенциала для решения фундаментальных проблем отрасли. К сожалению, даже содержащиеся в нем положения, направленные на улучшение текущей ситуации, могут оказаться неэффективными. Простой пример – хотя документ фиксирует обязательство правительства по недопущению повышения тарифов на грузоперевозки более чем на 5%, в реальности же, согласно приказу Минтранссвязи №310 (от 21 мая) в течение года тарифы вырастут на 10,2%, в т. ч., на 5,8% уже после вступления меморандума в силу. По расчетам того же “Металлургпрома”, удорожание грузоперевозок приведет в 2013 г. к дополнительным затратам металлургов в 500 млн. грн. И, можно не сомневаться, что доппоступления не приведут к обновлению подвижного состава, а снова растворятся в карманах Минтранса и “Укрзализныци”.
Аналогичная ситуация – по электроэнергии, стоимость которой еще до 1 апреля выросла на 4,8%, а всего по году, по планам НКРЭ, рост тарифов заложен на уровне 9,3%. По информации “Металлургпрома”, допзатраты металлургов по этой статье, с учетом удорожания сырья за счет роста энерготарифов, составят порядка 2 млрд. грн. с НДС.
Таким образом, обязательства по замораживанию тарифов уже нарушаются. Одновременно не выполняются обещания по улучшению возврата НДС – судя по информации, поступающей от ИСД и “АрселорМиттал Кривой Рог”, серьезного прогресса по погашению старых долгов и четкому возврату текущей суммы налога пока не заметно.
Риторический вопрос: как может быть эффективным документ, положения которого нарушаются с самого начала действия?
Во вступительной части меморандума отмечается необходимость “развития внутреннего потребления металлопродукции как предпосылки ускоренной инфраструктурной модернизации государства, а также стабильного функционирования ГМК, уменьшения его зависимости от колебаний конъюнктуры мирового рынка”. Далее в документе предприятия ГМК берут обязательства “обеспечить реализацию на внутреннем рынке металлопродукции для нужд строительства и модернизации транспортной, жилищно-коммунальной, производственной инфраструктуры, ТЭК, машиностроения по ценам, не превышающим мировые”.
Вот так – важнейшая задача развития внутреннего рынка уложилась в 2 скромных абзаца, при этом правительство фактически только декларирует намерение “улучшать и углублять”, а металлурги уже подписываются под обещанием не повышать (или снизить) цены для внутреннего рынка до среднемировых. Последнее обязательство, безусловно, важное и актуальное.
Есть еще один важный аспект – задекларировав намерение помочь металлургии, правительство одновременно усложняет жизнь метпредприятиям своим маниакальным желанием решать проблемы одной отрасли за счет другой. Недавно появилась новость о том, что Кабинет министров Украины все-таки подал апелляционную жалобу на решение Окружного административного суда города Киева от 10 июня об отмене постановления Кабмина №225 от 13 марта, согласно которому вводится квотирование импорта коксующегося угля и кокса.
В корпорации ИСД, предприятия которой ведут тяжбу с правительством об отмене указанного постановления, говорят, что ключевой аргумент Кабмина о якобы возможности возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие избытка коксующегося угля на складах украинских предприятий, является надуманным и не подтверждается МЧС. По словам директора правового департамента ИСД Сергея Ткаченко, “это только подтверждает тезис, что квотирование является странной формой “помощи” сырьевой угольной отрасли за счет причинения ущерба отраслям, производящим продукцию с добавленной стоимостью”.
Таким образом, позитивный эффект от действия меморандума оценить пока сложно, а негатив от действий правительства, идущих в разрез “духу и букве” данного документа, уже очевиден.
На фоне ухудшения финансово-производственных результатов в ГМК Украины (по предварительным оценкам, за 5 месяцев убытки метпредприятий до налогообложения ожидаются в сумме порядка $800 млн.), ограничение доступа к покупке импортного сырья может стать ключевым негативным фактором, который приведет к вынужденной остановке мощностей метпредприятий со всеми вытекающими отсюда последствиями. (Ugmk.Info/Металл Украины, СНГ, мира)