Металл Украины и мира

Украина: Верховная Рада выделила предприятиям угольной отрасли дополнительные 5,5 млрд. грн.

Каждый раз в последние дни перед парламентскими каникулами народные избранники в спешке принимали десятки законопроектов. Нынешнее лето не стало исключением. В последний день сессии Верховная рада изменила закон о госбюджете, выделив предприятиям угольной отрасли дополнительные 5,5 млрд. грн. Эти средства не планируется потратить на реконструкцию и строительство шахт. Они нужны для удешевления угля, который добывают госпредприятия. За пять лет углепром обошелся налогоплательщикам в рекордные 60 млрд. грн.

Подтвержденные запасы угля в Украине превышают 34 млрд. т, что составляет около 10% от общеевропейских и более 3% от мировых запасов. В правительстве подсчитали, что разведанного угля стране хватит на 400 лет. С учетом повышения цен на нефть и газ власть провозгласила курс на их повсеместное замещение углем. Однако статистика пока показывает лишь рост бюджетных дотаций, а не эффективности работы угольной промышленности. Добыча угля в Украине в 2012 г. составила 85,7 млн. т, что на 5% больше, чем в 2011 г. Рост был отмечен, прежде всего, в производстве энергетического угля, который используется для производства электричества и тепла. Однако стагнирующая экономика страны не смогла потребить дополнительные объемы.

Ситуация со сбытом продукции стала критической зимой 2012-2013 гг. в секторе поставок энергетического угля для теплоэлектростанций. В результате “стахановских темпов” работы на складах электростанций 1 января накопилось 5,8 млн. т угля, 1 января 2012 г. было около 4 млн. т.

Содержание серы в угле “газовой группы” превышает 3%, что делает его непригодным для экспорта за границу. Кризис перепроизводства всерьез угрожал пожарной безопасности производства и экологии шахтерских поселков. Ситуация усугублялась еще и готовностью шахтеров к забастовкам. Правительство было вынуждено корректировать план добычи. По данным Минэнергоугля, за шесть месяцев государственные шахты снизили производство топлива на 16,1% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Однако вместе с “черным золотом” они выдали “на гора” 7,2 млрд. грн. убытков – на 38,1% больше показателя 2012 г. И это только с начала года. Одновременно на 10% выросла себестоимость 1 т товарного угля – до 1,4 тыс. грн. Не стоит удивляться, что государственные шахты всего за полгода “съели” заложенную в бюджете-2013 дотацию на удешевление угля в 7,8 млрд. грн. После решения парламента они смогут “съесть” еще 5,5 млрд. грн. Теоретически по сравнению с 2012 г. объемы госдотаций должны были снизиться. Принадлежащие государству шахты не только снижают объемы добычи, но и постепенно переходят в частные руки.

В конце 2011 г. государство отдало в концессию ДТЭК крупные государственные объединения “Ровеньки-” и “Свердловантрацит”. В результате, государственные шахты в 2012 г. сократили добычу энергетического угля на 42,8%, а ДТЭК, в свою очередь, существенно ее нарастила. Сейчас именно ДТЭК добывает 47% энергетического угля в Украине. Однако на практике угольные расходы бюджета только растут. С учетом последнего решения парламента в 2013 г. они составят 13,3 млрд. грн., что на 3,4 млрд. грн. больше показателя 2012 г.

Выходит, что средства из госбюджета выделяются главным образом на поддержание на плаву неэффективных государственных шахт, которые добывают уголь с высокой себестоимостью. При этом на развитие отрасли идут копейки.

Если с 2010 г. по 2012 г. по статье “государственная поддержка на частичное покрытие расходов по себестоимости” было потрачено более 23 млрд. грн., то на строительство и модернизацию добывающих мощностей – менее 6 млрд. грн. В итоге технологии добычи угля на большинстве государственных шахт остались на уровне 1960-х годов. Производственный фонд изношен на 80-85%.

Это влияет на производительность труда. Если в развитых странах на одного рабочего приходится 100 т угля, то в Украине этот показатель на некоторых шахтах не превышает 20 т. ДТЭК сообщает о росте производительности с 65 т на работающего горняка до 72 т в 2012 г. Государственные шахты, которые щедро дотируются из бюджета, по итогам первого полугодия  произвели менее трети добываемого в стране угля.

Остальное поднято “на гора” частными угольными компаниями, которые в отсутствие госсубсидий производят конкурентную продукцию, наращивают добычу, вводят в эксплуатацию новые лавы, улучшают условия труда шахтеров. По данным ДТЭК себестоимость угля компании составляет 531 грн./т, у государственных шахт – 1 400 грн./т. Таким образом, постепенное снижение неподъемных для налогоплательщиков и бюджета объемов субсидирования вовсе не означает, что страна потеряет угольную промышленность.

Начиная с 2008 г., доля расходов бюджета на поддержку угольной отрасли выросла с 19% до 23%, уступая лишь динамике финансирования дорожного хозяйства. В 2013 г. на дотации угольщикам будет потрачена сумма в 1,5 раза превышающая финансирование Министерства здравоохранения. Всего с 2008 г. по 2012 г. на дотации угольной промышленности бюджет выделил почти 60 млрд. грн. Иными словами, из кармана каждого из 45,5 млн. украинцев, включая несовершеннолетних, было изъято более 1,3 тыс. грн.

Авторы проекта “Энергетической стратегии Украины до 2030 г.” отмечают: “Объем государственного финансирования угольной отрасли с 2001 г. по 2010 г. вырос почти в четыре раза и превышает 2% от совокупных государственных расходов Украины. При этом добыча угля уменьшилась более чем на 10%”.

От правительства сложно ожидать кардинального снижения уровня господдержки сектора. Очевидно, с учетом фактора президентских выборов 2015 г. предложение уменьшить объемы дотаций может быть расценено как провокация, способная снизить популярность власти в ее базовых регионах. Вместе с тем в ближайшие годы государственная политика в угольной отрасли неизбежно будет пересмотрена. Экономика страны попросту не выдержит дальнейшего роста субсидий углепрому, а значит, не за горами решение о замораживании общих расходов государственной поддержки отрасли.

На полную ликвидацию госсубсидий эксперты отводят пять лет. За это время должно произойти поэтапное прекращение субсидирования операционных расходов государственных шахт вместе с увеличением финансирования их реструктуризации и социальной поддержки высвобождаемых работников. После этого неэффективные шахты будут закрыты, а оставшиеся перейдут в частные руки. Неизбежен также переход к конкурентному рынку угля, следствием чего будет повышение цен на топливо. Огромные неэффективные субсидии – хороший повод для правительства задуматься о корректировке приоритетов развития отечественной энергетики.

В соответствии с проектом “Энергетической стратегии Украины до 2030 г.” планируется сохранение сложившейся угольно-ядерной структуры генерации. Она потребует многомиллиардных инвестиций, в том числе государственных, и продолжит негативно влиять на окружающую среду.

Согласно данным Международного энергетического агентства глобальные субсидии на ископаемые виды топлива в шесть раз превышают экономические стимулы для возобновляемых источников энергии. Отечественная статистика хорошо согласуется с данными МЭА: с момента принятия закона о “зеленых тарифах” в 2009 г. преимущественно частные инвестиции в альтернативную энергетику в Украине составили около 21 млрд. грн., в то время как государство предоставило угольщикам около 60 млрд. грн. Учитывая нынешнюю рецессию в экономике, субсидии угольной промышленности дорого обходятся налогоплательщикам Украины. А отсутствие реальных реформ в этой отрасли продолжает тянуть экономику страны на дно. (Экономична правда/Металл Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version